Интрига дня!
Если вы думаете, что самая интересная новость — это тенденция к тотальному «отстрелу» видных крипто-бизнесменов, то нет...
Мы люди мирные и нас интересует сегодняшний отчет Позитив Технолоджис.
Больной, но любимый ребенок Московской биржи. Вечно невыполняющий обязательства, но безмерно любимый акционерами.
Привязать действия любящих к математике может статься тяжело, но попробуем.
Итак, 9 месяцев — это уже показатель. И как бы не увещевали нас, что в Q4 возможны чудеса — опыт прошлых лет показывает, что чудес не будет.
Попробуем установить планки уровней: падение, «флэт», рост.
В случае POSI есть два фактора — собственно арифметический (P/E) и настроение рынка.
В целом, в текущем P/E настроение отражает. 27 (у Яндекса, очевидно самой здоровой компании в портфеле Российского ИТ — 15). Но кратковременные движения в POSI поддерживаются более спонтанными эмоциями.
Фактура. По итогу года руководством ожидаются отгрузки (не выручка!) 33-35-38 млрд руб. В общем, отгрузка и выручка — это показатели, на разнице в которых разработчики софта могут знатно химичить. И нам придется сравнивать по факту не строго-коррелирующие величины (отгрузки и прибыль). Но, что же. Положимся на то, что «химичить» компания будет одинаково год к году.
Итак, Yandex отчитался за 3 квартала 2025. И как-то даже в целом не плохо. На безрадостном поле сплошного «декоммита» (понижения прогнозов) от других игроков ИТ-рынка можно сказать даже позитивно.
Однако, есть одна проблема с Яндексом. Никто не знает, собственно, является ли он ИТ, медийной, производственной компанией, а может и вовсе интернет-магазин.
На что это влияет? А на то, что все это разные рынки, разнонаправленно двигающиеся, а значит успех или неудача на каждом из них измеряется по разному. Где-то остаться на ноле – хорошо, а где-то и 30% рост – маленький. И вникнуть в его бизнес Яндекс совсем не помогает! Его понятие «городских сервисов» объединяет и такси и маркетплейс и прокат самокатов...
Разобраться этой информации не просто, но есть хорошая новость – да это и не надо.
Давайте вспомним, о нашей корысти. А их у нас две – потенциал роста акций для спекулянтов или получения доли от прибыли для дивидендных инвесторов. Или серединка наполовинку для тех, кто не определился (коим я искренне сочуствую).
Жду, десяток постов с удачными предсказаниями, гаданиями по фигуре «сапоги» и пробоями уровней поддержки, задержки и консьержки.
Как компания IVA, не разработавшая даже умной колонки, и явно (по оттоку сотрудников), находящаяся в стадии предбанкротства, спускающая все бабки на офис в «Москва-Сити», прибавляет больше половины капитализации вообще без каких-то цифр, пруфов и даже планов...
Не совсем разобрался, почему сегодня не дают шортить таких суверенных разработчиков...
Видимо, кто-то что-то знает и чем-то управляет )
Но интересно! Такой рынок нам нужен! ))
И да пребудет с вами везуха!
А цифры логика и расчет в ламповом канале ИТ-Инвест.
Настроение на рынке — так себе. Иначе, как депресняком его не назвать.
Облигациями заниматься уже поздно, а акциями еще рано. Хранить деньги в фонде ликвидности скучно...
Дивидендные аристократы отдуплились, а в акции роста на российском рынке верит мало кто.
Но депресняк сменяется активностью, поэтому присмотреться, что там может расти в ближайшее время нужно именно сейчас.
Давайте посмотрим, что мы имеем в технологическом секторе, который по теории должен содержать наибольшее количество как раз растущих эмитентов.
Первое полугодие — традиционно низкий сезон в смысле отчетности в ИТ. Бюджеты заказчиков сформированы, но не подтверждены и к затратам не открыты.
А тут еще и финансово и бизнесово самую здоровую компанию ИТ биржи сняли с пробега, отправив за решетку (пока виртуально) ее основателя (как минимум) и руководителя (как максимум).
Итак:
«Аренадата» — даже нет настроения следить за успехами. Покупка бумаг — табу. Как бы руки не чесались. Вероятность проблем не сто-пудовая (есть ИТ компании из крупнейших в России, которые преспокойно живут в схеме виртуально-сидящего руководителя), но она есть, и этого достаточно.
Одной из острых тем инвестирования для частных лиц является диверсификация.
Для 90% кажется «базой», что она нужна. Интересно, может ли подавляющее большинство ошибаться?
Выясняется, что да! Не зря одним из противников диверсификации является некто Уоррен Баффет.
Ну или по крайней мере частично, с оговорками.
У себя на канале разбираюсь с этой сложной темой, одной из частей разбора хочу поделиться, так она вызвала интересные отклики...
Итак, ранее мы установили эффект от «раскладывания яиц по разным корзинам». Оно приводит к гарантированному бою яиц, в количестве зависящем от качества корзин. А если корзины ненадежные, то чем их больше, тем больше риски потерять деньги.

Теперь, сделаем экскурс в историю, чтобы понять откуда многочисленные блогеры и «эксперты» черпают вдохновение на впаривание клиентам и слушателям идеи о бездумном расширении количества активов.
Оставим за скобкой финансово-заинтересованных «экспертов» от брокеров. Они по факту являются продавцами. Чем больше вы делаете покупок бумаг, тем они более успешны. А вы — нет.
Сегодня собирается совет директоров Софтлайна для того, чтобы публично разделить 1000 на 400.
Именно так получается по дивидендной политике компании, которую Софтлайн публично пообещал строго выдерживать.
На дивы обещано пускать не менее 25% от прибыли или 1млрд руб, если 25% будут меньше, чем это значение.
Прибыль (чистая, другие не интересуют) составила 2,77 млрд руб, значит пилить будут 1 млрд на 400 млн акций. 2,5 рубля на акцию. По цене близко к 100 — считать годовую «доходность» очень удобно )
Как показывал в общем обзоре smart-lab.ru/blog/1147949.php Софтлайн не является ни компанией роста, ни дивидендным аристократом, а значит смысла долгосрочного инвестирования в такие бумаги не вижу (не рекомендация — размышление).
Что и почему интересно в российском ИТ освещаю здесь:ИТ-инвест
Нахожусь при твердом убеждении, что инвесторам могут быть интересны только акции двух типов: роста и дивидендные.
Причем не формально ими названные, а по факту являющиеся.
Весь остальной паноптикум эмитентов акций интересен трейдерам, то есть служат для игры на кратковременном горизонте и на каких-либо информационных поводах/вбросах.
Вкладываться на долгосрок в акции компании, которая и не растет, заметно обгоняя рынок, и не имеет прибыли для выплаты дивидендов, или не желающая их платить на долговременном горизонте, смысла никакого нет, как бы красиво логотип компании не смотрелся.
Для себя и подписчиков ТГ канала сформулировал критерии оценки, здесь же хотел бы поделиться результатами, примененными к компаниям ИТ-сектора. Подчеркну, сейчас не рассматриваю некоторые факты (текущей цены и тп), только категоризация.
Общий факт: ни одна компания, работающая в секторе ИТ не платит дивидендов сравнимых с инфляцией. Поэтому держать акции в расчете на дивиденды нет никакого резона. Однако, от некоторых можно ожидать смены стратегии… Потом, если захочет…
Что значит быть компанией роста? Да, конечно, захватывать рынки, увеличивать выручку… На этой стадии допустимо проседать по прибыли, делать рискованные инвестиции, но главное — расти, расти и еще раз расти.
А еще очень важно, чтобы в тебя верили… инвесторы, физики и лирики. Тогда они будут гнать твои акции вверх, рассчитывая, что когда рынок будет захвачен, на их долю в этом рынке пойдут значимые дивиденды.
И на самом деле никакого другого пути нет. Врать и прятать свои дела под ширмой водянистых отчетов «на отвали» и держать людей (и организации), вложивших свои деньги в твой бизнес за дураков — путь к P/E=10 и вечному волчьему билету.
Пример компании, которая показывает, что путь открытости и честности перед акционерами может даже на таком волатильном (а честнее сказать истеричном) рынке достигать результатов есть. Единственная в ИТ компания P/E которой больше 20ти — это Позитив Технолоджис. Но сегодня речь не о ней.
Сегодня хочу примерно показать как должна и как может строиться информационная политика компании на примере освещения покупки доли сопутствующего бизнеса другой ИТ-компанией. Итак, посмотрим и вдумаемся в новость о приобретении Аренадатой доли в разработчике MDM системы ООО «Решения Гармония».
После офигенных результатов Астры в 2024 появляется на форуме прилично «правдорубов».
Основной посыл: решения Астры никакие не решения, что-то там скомпилированный бесплатный софт, криво заточенный, плохо работающий и т.п.
Вот я бы развернул… вот я бы установил… вот я бы написал.
Верю! Если поделить все на коэффициент завышенных личных амбиций, то в целом будет правда.
Будучи ответственным за продуктовый маркетинг я прекрасно помню лица наших тестировщиков после тестов Астры и категорический отказ ее продавать. Результат — не продают ничего! Астра же продается и, судя по отчету, продается замечательно.
Неужели те, кто ее покупают законченные бараны, дорвавшиеся до высоких постов ответственных за ИТ в крупнейших российских компаниях?
Конечно нет!
Все дело в том, что мышление у руководителей отличается от мышления «узкого», пусть и очень умного технаря.
Они покупают не продукт, они покупают ответственность! Вернее возможность эту ответственность с себя снять.
Коллеги, вчера на канале Смартлаба была инфа по POSI с чистой прибылью 6,5 млрд.
Сегодня на всех официальных страницах 3,7 млрд.
Чего я не догоняю?