Как и обещал вчера, моё мнение про акции ГМК. Сразу скажу, мнение печальное. Складывается ощущение, что ни в одном из возможных сценариев положительных новостей для миноритарных акционеров ГМК уже не будет.
В случае запуска «русской рулетки», кто бы ни получил контроль над ГМК, он будет использовать баланс ГМК для выплат по долгам. Причём новому контролирующему акционеру для обслуживания 15-миллиардного долга, привлечённого только на покупку этого пакета (а есть ведь ещё и собственные долги компаний), придётся максимально напрячься и мобилизовать все ресурсы ГМК. Самый правильный и прозрачный механизм – через максимизацию дивидендных выплат самого ГМК (можно было бы платить по $2.5-3 млрд. в год, сократив инвестиционную программу) – вряд ли будет приемлем, т.к. в этом случае треть придётся отдавать миноритарным акционерам ГМК. Скорее всего, денежные потоки ГМК на несколько лет будут переправлены в сторону контролирующего акционера, для которого после получения контроля над компанией вопрос её стоимости может отойти на второй план. Не исключено, что победитель вообще захочет обвалить стоимость компании. Далее консолидация, делистинг, переупаковка и вновь выход на биржу. Неплохой вариант, чтобы отбить затраты. Как это делается, мы наблюдали на примере Полюса и Уралкалия.
Возвращаясь к теме повышения рейтинга агентство S&P. В пресс-релизе были представлены факторы, из которых складывается любой суверенный рейтинг, и оценка этих факторов для России https://t.me/russianmacro/1184. У нас часто любят и эксперты, и правительство заявлять, что рейтинговые агентства нас недооценивают, при нашем небольшом долге и больших резервах мы должны быть существенно выше в рейтинговой шкале https://t.me/russianmacro/1183. Так S&P этот факт и не отрицает – по двум из шести основных факторов нас оценивают максимально высоко. Это «долговая нагрузка» и «внешняя ликвидность и международная инвестиционная позиция». Но по таким показателям как «эффективность институциональной системы и механизмов управления» и «структура экономики и перспективы экономического роста» нас оценивают близко к минимуму – 5 баллов (минимальная оценка – 6). Про эффективность системы и механизмов управления S&P особо не распространяется, но есть вот такой пассаж: «…в долгосрочной перспективе отсутствие прецедентов и неопределенность относительно механизма передачи власти могут ослабить предсказуемость приоритетов социально-экономической политики». Ну а что касается структуры и перспектив роста, то тут особо спорить не с чем. Сырьевая структура экономики всем нам известна, за годы кризиса крен в эту сторону только усилился
Тут в последние дни много позитивных комментариев относительно повышения рейтинга S&P. Представители правительства заявляют об этом решении, как о логичном и даже запоздалом (дескать, у нас всё так хорошо, что могли бы и раньше повысить). Однако, ознакомление с пресс-релизом оставляет крайне удручающее впечатление. На мой взгляд, пресс-релиз рейтингового агентства однозначно свидетельствует о том, что ожидать дальнейшего повышения рейтинга РФ без существенных преобразований в стране не приходится.
• Экономические рост до 2021 года останется слабым: 1.8% в этом году и 1.7% далее. Не могу не привести цитату из пресс-релиза, которая не требует комментариев: «Рост будет ограничен и в силу таких структурных недостатков, как доминирующая роль государства в экономике, неблагоприятный инвестиционный климат и относительно низкий уровень конкуренции и инноваций». S&P отмечает, что «мы можем предпринять позитивное рейтинговое действие в отношении РФ, если тенденция восстановления экономики усилится и многолетние темпы роста ВВП на душу населения достигнут уровня, сопоставимого с показателями стран аналогичного уровня экономического развития». Иными словами, чтобы макроэкономика стала поводом для повышения прогноза, требуется закрепиться на траектории роста 3-3.5% (сейчас S&P оценивает наш рост вдвое ниже, чем в среднем у конкурентов).
• Никаких изменений после выборов и проведения содержательных реформ S&P не ждёт! «Высокие в настоящее время рейтинги общественного доверия к руководству страны могут позволить ему провести в том числе потенциально непопулярные реформы, однако наш базовый сценарий предполагает, что правительство будет использовать этот фактор для поддержания макроэкономической стабильности и восстановления бюджетных резервов на случай возможных стрессовых ситуаций. В основе этого допущения лежит наше мнение об ограниченной результативности реформ в прошлом. В связи с этим мы по-прежнему осторожны в своих прогнозах относительно перспектив значительных улучшений российской бизнес-среды, включая улучшения судебной системы и правоприменения».
• S&P считает, что доминирующая позиция государства в экономике сохранится. «Несмотря на то, что вопросы приватизации и демонополизации регулярно обсуждались в прошлом, фактически принимаемые меры носят противоположный характер, и мы не ожидаем каких-либо значительных изменений в том, что касается ослабления роли государства в экономике».
• Санкции – однозначно негативный фактор для кредитного рейтинга и развития экономики: «мы полагаем, что текущий режим санкций в отношении России останется в силе в рамках нашего горизонта прогнозирования. Санкции продолжат ограничивать перспективы экономического роста в России и усилия правительства, направленные на диверсификацию экономики, в силу значительной неопределенности для инвесторов и ограничений на передачу технологий»
• S&P ожидает некоторого ослабления бюджетной политики. «Новая бюджетная конструкция должна не только выдержать проверку временем, но и показать свою устойчивость при разных ценах на нефть. Это особенно сложно, учитывая значительный объем расходов, связанных с демографическими факторами и инфраструктурными потребностями, а также политическое давление с целью стимулировать недостаточно быстрый рост экономики и относительно неудачные попытки правительства следовать бюджетным правилам в прошлом. В связи с этим наш прогноз относительно показателей бюджета чуть более консервативен по сравнению с оценкой правительства, и мы ожидаем ослабления показателей».
Макропрогнозы S&P по РФ можно посмотреть здесь:
Общие экономические показатели https://t.me/russianmacro/1172
Прежде чем рассуждать о возможных сценариях, давайте посмотрим на денежные потоки Русала. В 2017 году чистый денежный поток от операционной деятельности составил $1702 млн. Почти что половина этого потока ушла на инвестиции ($842 млн.), ещё $711 млн. составили финансовые расходы Русала (обслуживание долга и расходы на хеджирование), из которых $493 млн. – выплата процентов. Итого остаётся почти что $150 млн. Таким образом, в завершившемся году у Русала всё было в порядке и без дивидендов ГМК. Дивиденды эти составили $783 млн., и именно благодаря им Русал смог выплатить $300 млн. своим акционерам и сократить долг – по итогам года чистый долг сократился на $773 млн. до $7648 млн.
Теперь о возможных сценариях развития конфликта.
1. Потанин выкупает пакет Абрамовича и продолжает выдавливать Дерипаску из ГМК.
Основным инструментом этого выдавливания становится сокращение дивидендов. ГМК предупредил акционеров о начале нового масштабного инвестиционного цикла ещё осенью. Желание Абрамовича выйти из ГМК, очевидно, во многом связано именно с этим. Так что сокращение дивидендов – высоковероятная перспектива. Если дивиденды ГМК, причитающиеся Русалу сократятся до $300 млн. (думаю, что в наиболее вероятном сценарии речь идёт примерно о таком сокращении), то этот поток не будет покрывать расходы Русала на обслуживание долга. В этом случае Русалу, по-видимому, придётся отказаться от выплат собственным акционерам, а темпы сокращения долга резко замедлятся. Далее всё будет зависеть от цен на алюминий. Как я уже писал ранее https://t.me/russianmacro/1167, если цена не будет расти, то финансовые показатели Русала начнут потихоньку ухудшаться в силу опережающего роста издержек, в т.ч. и из-за крепкого рубля. При текущих ценах – $2100-2200 за тонну – в ближайшие годы у Русала в целом всё будет в порядке, рисков, связанных с обслуживанием долга, не возникнет, но акционеры вряд ли будут сильно довольны. Это опять будет компания, работающая на обслуживания долга и ничего не приносящая акционерам. Более того, к следующему циклическому спаду в отрасли Русал, скорее всего, подойдёт по-прежнему с высокой долговой нагрузкой и может оказаться в столь же сложной ситуации, как после кризиса 2008/09 гг.
Русал вчера опубликовал отчётность за 4-й квартал и 2017 год. Всё ожидаемо неплохо. EBITDA увеличилась на 6.7% по сравнению с предыдущим кварталом. Годовое значение этого показателя составило $2120 млн., что на 42.4% выше, чем годом ранее.
Чистый долг сократился за год на 9.2% и на конец года составлял $7648 млрд. Таким образом, NetDebt/EBITDA опустился до 3.61 по сравнению с 5.66 на начало года.
На что стоит обратить внимание.
Как и предполагал вчера https://t.me/russianmacro/1136, акции Магнита (+4.47%) продолжили сегодня сокращать дисконт к основному конкуренту, Х5 (-1.09%). Если на конец вчерашних торгов он составлял около 30% (по мультипликатору P/E), то сегодня это примерно 26%. Я думаю, что этот дисконт не должен сейчас быть меньше 20%, поэтому, возможно, уже завтра начнётся игра в обратном направлении. Акции Магнита, кстати, закрылись сегодня на 2.8% выше той цены, по которой ВТБ купил пакет Галицкого. От минимальной цены они отскочили уже на 12.8%.
Сегодня на российском рынке акций были две яркие истории – Газпром (+2.18%) и Магнит (+7.93%). На эти две бумаги пришлось 43% всего дневного оборота торгов. Я уже и не помню, когда Сбербанк был №3 по дневным оборотам.
В Газпроме с утра прошла возбудившая многих новость о внесении в повестку ближайшего совета директоров вопроса об обратном выкупе акций. Вопрос внёс независимый член СД Т.Кулибаев. Совет директоров пройдёт в заочной форме, приём бюллетеней завершится 5 марта. Настолько странная новость, что даже удивительно было наблюдать такую реакцию в акциях (в моменте они вырастали более чем на 4%). Бюджету нужны живые деньги, а не выкуп акций. Все последние годы Минфин воюет с Газпромом требуя от него платить 50% прибыли по МСФО. В прошлом году дошло даже до беспрецедентного случая – Газпрому повысили НДПИ на 4-й квартал, чтобы компенсировать хотя бы часть (30 млрд. рублей) недополученных дивидендов. Кстати, очень негативный кейс для миноритарных акционеров! Есть риск, что Минфину эта схема понравится и он возьмёт её на вооружение. Сам Газпром в конце прошлого года очень чётко дал понять, что пик инвестиционной программы не позволяет ему платить в этом году повышенные дивиденды https://t.me/russianmacro/493. Да и его денежный поток, который по итогам 3-х кварталов был отрицательным
Честно признаюсь, для меня новость стала абсолютно неожиданной. После привлечения денег в ходе SPO https://t.me/russianmacro/409мне показалось, что Галицкий серьёзно настроен восстановить стоимость компании и вернуть её на лидирующие позиции. Его объяснение мотивов сделки – разное видение стратегии развития с инвесторами, – кажется мне объективным и логичным. После публикации слабой отчётности за 4-й квартал https://t.me/russianmacro/950, топ-менеджмент компании во главе с Галицким провёл встречи с инвесторами в Лондоне и Нью-Йорке. Тогда многие обратили внимание, что по итогам этих встреч акции Магнита падали. Т.е. было понятно, что планы менеджмента не находили понимания со стороны крупных иностранных фондов-акционеров. Решение в такой ситуации покинуть Магнит можно только приветствовать. Нельзя успешно делать то, во что не веришь! И неправильно было бы продавливать своё мнение без поддержки миноритариев.
Попался в руки обзор от Credit Suisse t.me/russianmacro/1100. Не очень свежий (от 5 февраля), но тезисы, в нём высказанные, остаются актуальными. Пишу об этом, потому что полностью разделяю данный взгляд.
Главная идея в том, что пора смягчать и монетарную, и бюджетную политику, если мы хотим хотя бы приблизиться к средним показателям роста по миру. Прогноз CS – ЦБ в ближайшие годы начнёт уделять больше внимания стимулированию экономического роста, нежели борьбе с инфляцией, которая в целом будет оставаться под контролем.
Интересный момент – пересмотр прогноза ключевой ставки ЦБ с 6.25 до 5.75% на ближайшие два года. Разделяю этот прогноз (на конец этого года, думаю, может быть 6.50%), более того, не исключаю, что ЦБ скорректирует вниз и диапазон нейтральной кредитно-денежной политики (сейчас – 6-7%), всё-таки для нейтральной, реальная ставка 2-3% выглядит высоковато.
По ссылкам несколько очень наглядных графиков. Не выкладываю их здесь, потому что просто неудобно и отнимает много времени (Тимофею пожелание сделать опцию копи-паст, чтобы картинки была возможность выкладывать, как в телеге, одним кликом).
Ожидаемый рост ВВП РФ в 2018 году – один из самых слабых среди развивающихся стран t.me/russianmacro/1101
Реальные процентные ставки в РФ – одни из самых высоких среди развивающихся стран t.me/russianmacro/1102
Потенциал снижения ключевой ставки в РФ – один из самых высоких среди развивающихся странах t.me/russianmacro/1103
Масштабы бюджетной консолидации в РФ в 2015-18гг были одними из самых больших среди развивающихся странах t.me/russianmacro/1104
Россия имеет самый большой первичный профицит бюджета среди развивающихся стран в 2018 году t.me/russianmacro/1105
Уровень валютных резервов (без золота) в РФ соответствует среднему по развивающимся странам t.me/russianmacro/1106