Точнее, в учебник попала реальная денежная масса в моём описании.
===
Уже много лет я пишу о важнейшем экономическом показателе — реальной денежной массе. И тут вдруг один из читателей сообщает, что о реальной денежной массе даже в учебнике истории Мединского написали. И присылает такой скриншот.
Уже здесь я увидел что-то похожее на мои слова.
Поиск быстро привёл меня к этой статье в «Новых Известиях»:
За 9 месяцев этого года уже продано больше, чем за весь прошлый год. Мы ожидаем рост до 1 млн. в 2023 и до 1,5 млн. в 2024 году.
По данным агентства “Автостат” в сентябре было зарегистрировано 110 358 легковых автомобилей.
Это в 2,5 раза больше (+149%), чем в сентябре 2022 года.
Россия лидер по росту активности, Еврозона (и, в частности, Германия) – аутсайдер.
===
Индекс деловой активности в мировой промышленности (Global Manufacturing PMI) от J.P.Morgan в сентябре составил 49,1 пункта.
Источник: S&P Global
Индекс ниже 50 пунктов говорит о снижении деловой активности. Ниже этой отметки показатель находится уже 13 месяцев.
При этом в некоторых странах деловая активность растёт, например, в России (индекс 54,5).
Аутсайдером из крупных экономик в августе стала Германия (индекс 39,4 пункта; см. график).
Всё просто: «вычитанием» инфляции. Есть и более точный способ.
На графике ниже все необходимые показатели приведены.
В верхней части графика показана динамика номинальной денежной массы (зелёная линия) и инфляция (красная линия).
В нижней части графика показана динамика реальной денежной массы.
Как посчитать динамику реальной денежной массы?
Из роста денежной массы (зелёная линия на верхнем графике) надо «вычесть» инфляцию (красная линия на верхнем графике). Подсчитаем по цифрам на 1 сентября 2023 года:
22,9% — 5,1% = 17,8%
(словами: 22,9% минус 5,1% равно 17,8%).
По этому подсчёту реальная денежная масса на 1 сентября на 17,8% больше, чем годом ранее. Это грубый расчёт. Но при невысокой инфляции он даёт довольно точное приближение.
+22,9% и +5,1% в нашем примере — это темпы прироста. Они показывают на сколько процентов вырос показатель за год.
От темпов прироста надо перейти к темпам роста.
Но производство при этом ставит рекорды.
===
Перевозки цемента по железным дорогам в сентябре составили 2,24 млн. тонн (предварительная оценка).
Это худший сентябрь с 2000 года.
Падение к сентябрю 2022 года составило 8,8%.
Перевозки грузов по железным дорогам в сентябре по предварительной оценке составили 101 млн. тонн.
Это на символические 0,2% больше, чем в сентябре 2022 года. В августе рост был тоже +0,2%.
Если коротко, то нет, не растёт.
Вопрос, по сути, о том, спрос движет предложением или нет?
Ведь появляются такие товары, которых до их появления люди просто не знали. Соответственно, и спроса на них быть не могло. Один из давних примеров — кубик Рубика.
Пока Рубик его не изобрёл, никакого спроса на этот кубик не было.
Правда, был спрос на игрушки, развлечения, головоломки.
Это касается, в принципе, любого нового товара или новой услуги.
До появления автомобиля пользовались конными экипажами. Но можно уверенно говорить, что в то время спроса на автомобили не было. Люди просто не знали о том, что «так можно было».
Кажется, Форд сказал об этом: "«Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы сказали, что хотят более быстрых лошадей».
Как ни удивительно, но на макроуровне появление нового товара не имеет значения. «На пальцах» это легко объяснить.
Если денег больше не стало, то покупка этого нового товара осуществляется за счёт «непокупки» какого-то «старого» товара.