Поставки палладия из России в Европейский Союз показывают устойчивый тренд на снижение: судя по данным Евростата, в сентябре они составили 19,2 млн евро, продемонстрировав минимальный с мая уровень. За девять же месяцев 2025 года они уменьшились на 8% до 248,4 млн евро.
В общем-то причины этой тенденции понятны — Россия продолжает оставаться под санкциями и потребители Европейского Союза осторожничают с нашим палладием. Но и обойтись без палладия тамошнее автомобилестроение, нефтепереработка и химия не могут — в Европейском Союзе он не выпускается.
Производителей же палладия на планете немного — Россия, ЮАР, Зимбабве, США, Канада и еще пара-тройка стран по мелочи. Члены Европейского Союза в данный перечень не входят по естественным соображениям — в нем нет месторождений, отличающихся большими запасами и высокими концентрациями палладия (его неоткуда извлекать).
В результате имеет место дисбаланс — сокращая ввоз палладия из России, Европейский Союз расширяет его из ЮАР, США, Швейцарии и Южной Кореи. В том, что импорт идет из ЮАР и США ничего удивительного нет — в них в 2024 году было выпущено 8 и 72 тонны палладия соответственно.
Ценные бумаги многих российских компаний дешевеют, но среди них есть и приятные исключения — акции «Промомеда» после шедшего с августа спада уверенно дорожают, уже превысив 377 рублей за штуку.
Наверное, курс акций «Промомеда» услышал мысли инвесторов, страдающих головной болью от проседания фондового рынка и ищущих ценные бумаги, которые не будут дешеветь.
Одновременно «Промомед» объявил о выводе на рынок нового лекарственного препарата «Мигрениум Нео», предназначенного для лечения различных видов боли, включая головную. Его состав базируется на комбинации ибупрофена и кофеина.
Ранее «Промомед» приступил к продажам «РайтБуфена» — нестероидного противовоспалительного средства, также используемого для купирования болей и облегчения состояния больных.
Судя по финансовой отчетности «Промомеда» за первую половину 2025 года, дела идут у него отлично – выручка выросла на 82% до 13 млрд рублей, причем в эндокринологическом сегменте она подскочила на 171% до 1,6 млрд рублей, в онкологическом – на 252% до 1,3 млрд рублей.
Группа МТС сегодня опубликовала финансовые показатели за 3-й квартал 2025 года, продемонстрировав их улучшение на фоне снижения процентных расходов и оптимизации бизнеса.
В 3-м квартале 2025 года выручка группы МТС выросла на 18% (к уровню аналогичного периода 2024 года) до исторического рекорда в 213,8 млрд рублей, чистая прибыль — в шесть раз до 6 млрд рублей. Подобная позитивная динамика обусловлена активным развитием основных бизнес-направлений группы МТС, как телеком, финтех и рекламные технологии.
По итогам девяти месяцев 2025 года выручка увеличилась на 14% до 584,7 млрд рублей. Также налицо уменьшение чистого долга группы МТС до 426,3 млрд рублей, его же отношение к OIBDA составило 1,6 против 1,9 в 3-м квартале минувшего года, свидетельствуя о грамотном управлении долговой нагрузкой (даже с учетом жесткой денежно-кредитной политики).
В ближайшие месяцы в группе МТС должно произойти важное событие – ее экосистема (объединяющая рекламу, кикшеринг, финансы, IT-технологии и развлечения) сменит название на Erion. Компания нацеливается на внешние партнерства и расширение масштабов деятельности: в 2026 году ее доля в выручке группы МТС должна достигнуть 50%. Уже сейчас доля экосистемных бизнесов превышает 40%.
Самарский металлургический завод (СМЗ) начал масштабный инвестиционный проект — он построит новый прокатный комплекс. Его мощность составит 100 тыс. тонн холоднокатаного проката в год. Запуск намечен через четыре года.
Для тех, кто не в курсе: СМЗ является ключевым в России производителем полуфабрикатов из алюминиевых сплавов. В его продуктовую линейку входят плоский прокат (плиты, листы и ленты, в том числе для изготовления банок для напитков), прутки, профили, трубы, панели, поковки и штамповки. По объемам их выпуска СМЗ – крупнейшее предприятие в отечественной цветной металлургии.
Кроме того, СМЗ имеет возможности для ковки титановых полуфабрикатов и развивает собственный электронный маркетплейс Aluzone для продаж алюминиевых полуфабрикатов оптовым и розничным покупателям (никто из прокатных заводов подобного вообще не делает).
Реализация проекта создания комплекса входит в долгосрочную стратегию обновления мощностей СМЗ, нацеленной на удовлетворение спроса на алюминиевый прокат со стороны судостроения, упаковочной отрасли, строительства и других отраслей как внутри нашей страны, так и ее пределами – к моменту ввода его в эксплуатацию он однозначно серьезно расширится.
В сентябре 2026 года международный сталелитейный гигант ArcelorMittal планирует запустить на своем польском металлургическом заводе Świętochłowice солнечную электростанцию мощностью 1 МВт, потратив на ее строительство 13,7 млн долларов.
Ее создание является отражением курса ArcelorMittal на максимальное использование возобновляемых источников энергии для снабжения его рудников и сталелитейных предприятий, расположенных в различных странах.
Самый масштабный среди его проектов — организация вместе с Greenko Group комплекса из ветровых и солнечных электростанций в Индии. Он будет снабжать электроэнергией возводимый металлургический завод, призванный стать крупнейшим в мире — он будет выплавлять 24 млн тонн стали год. Стоимость комплекса оценивается в 700 млн долларов, мощность 975 МВт.
Логика ArcelorMittal проста — строя и эксплуатируя самостоятельно или с партнерами солнечные и ветровые электростанции, он обеспечивает свои предприятия дешевой электроэнергией, одновременно сокращая выбросы парниковых газов и уменьшая углеродный след готовой продукции. В результате в 2030 году его суммарные мощности по генерации электроэнергии за счет солнечного света и ветра могут превысить 2,5 ГВт, продолжая расти и дальше.
В апреле 2026 года на Надеждинском металлургическом заводе (НМЗ, актив «Норильского никеля») запланирован пуск новой обеднительной печи, которая предназначена для переработки шлаков, получаемых после плавки рудных концентратов. Шлаки содержат цветные и драгоценные металлы, и такая печь позволяет их извлечь, оставив лишь силикатную фазу и ненужные компоненты.
На НМЗ функционирует четыре обеднительных печи, сообща перерабатывая 10 тыс. тонн шлаков в сутки. От их непрерывной работы зависит эффективность функционирования всего предприятия: без них объемы выплавки меди, никеля, кобальта, платины и палладия могут сократиться на 2-5%.
Строительство новой обеднительной печи реализуется силами подразделений и «дочек» «Норильского никеля». Ее проект был выполнен институтом «Гипроникель», изготовление отдельных элементов осуществляется на Механическом заводе, позволяя не зависеть от закупки металлургического оборудования за границей.
Собственно, его импорт за последние несколько лет сошел до нуля, с российского рынка ушли финская Metso и итальянская Tenova, два крупнейших в мире поставщика печей, фактически заморозив на неопределённый срок сотрудничество с отечественными металлургическими компаниями.
Американский авиаконцерн Boeing попал в громкий скандал: на нынешней неделе в США потерпел крушение грузовой самолет MD-11, принадлежавший логистической компании UPS, погибло 12 человек, 16 пропали без вести. Трагедия прогремела на всю планету.
MD-11 является представителем семейства широкофюзеляжных лайнеров средней и дальней протяженности полетов, в него входят различные модификации. Он выпускался с 1990 года фирмой McDonnell Douglas и «перешел» от нее к Boeing после их слияния в 1997 году.
Случившаяся в США авария далеко не единственная в числе катастроф, связанных с MD-11, за минувшие 25 лет их было семь. Причины были различные, но обращает на себя внимание два обстоятельства.
Во-первых, выпуск MD-11 был прекращен Boeing с 2000 года, тем не менее он до сих пор эксплуатируется, считаясь самым «тяжелым» по грузонапряженности самолетом. Во-вторых, у MD-11, как не удивительно, могли быть стальные шасси вместо привычных титановых.
Суть проблемы может заключаться в следующем. Существует мнение, что ряд марок стали (американские 300М и 15-5PH, французская 35NCD16) дешевле титана и при этом имеют сходные с ним показатели прочности и надежности. Boeing на протяжении многих лет мог ставить на свои лайнеры не только титановые, но и стальные шасси, изготовленные, например, из нержавеющей марки 15-5PH.
Американская компания IperionX получила от Министерство обороны США 25 млн долларов в дополнении к ранее выделенным ей 47,1 млн долларам. Они были предоставлены в рамках его программы поддержки отраслей промышленности, связанных с оборонным комплексом.
Средства пойдут на расширение ее производства титана до 1,4 тыс. тонн в год. Для его получения применяется технология восстановления рутила водородом и потом спекания титана в готовые изделия, позволяя обойтись без традиционных способов его обработки.
Существующие в США мощности по выпуску титановой губки оцениваются в 24 тыс. тонн в год, загружены ли они — вряд ли: Геологическая служба США в своем последнем годовом отчете открыто признала их простой и импорт титановой губки в объеме 40 тыс. тонн в 2024 году (в основном из Казахстана, Японии и Саудовской Аравии). Работать могут предприятия по выпуску титановых полуфабрикатов, но они не удовлетворяют спрос, иначе Министерство обороны США не подкинуло бы денег IperionX.
Да и гражданские отрасли американской индустрии, особенно авиастроение, нуждаются в титане. Авиаконцерн Boeing, прекративший в 2022 году сотрудничество с корпорацией «ВСМПО-Ависма», спустя два года влетел в оглушительный скандал с применением в его самолетах титана сомнительного происхождения, поставленного по поддельным документам.
Стоимость кобальта на London Metal Exchange находится сейчас на максимальном с января 2023 года уровне 44,7 тыс. долларов за тонну. Находясь с марта в диапазоне 33,5-34,9 тыс. долларов, она в сентябре стала быстро расти, достигнув текущей отметки. Влияние на динамику цен на кобальт за последние недели оказали Агентство по оборонной логистике США, власти Китая и Демократической Республики Конго (далее — Конго).
Агентство по оборонной логистике США отменило на днях объявленный в сентябре тендер на закупку 7,5 тыс. тонн кобальта в течение пяти лет. На решение этой задачи оно намеревалось ассигновать до 0,5 млрд долларов, предполагая приобрести кобальт у трех игроков — Vale, Sumitomo Metal Mining и Glencore.
Очевидно, ей не удалось ее выполнить, почему — Агентство по оборонной логистике США молчит (то ли поставщиков не устроили условия тендера, то ли у них все уже расписано на годы вперед и лишнего металла нет).
Правительство Конго, заблокировав в феврале нынешнего года экспорт кобальта, в середине октября разрешило возобновить его лишь в пределах установленных им квот: до конца 2025 года можно вывезти из страны 18,1 тыс. тонн, в 2026 и 2027 годах — по 96,6 тыс. тонн. Указанные объемы просто мизерные по сравнению с 2024 годом, когда в Конго было произведено и отгружено на глобальный рынок почти 220 тыс. тонн.
Волжский трубный завод (ВТЗ) ввел в эксплуатацию обновленный комплекс по выплавке стали, состоящий из модернизированной машины литья заготовок и новой установки вакуум-кислородного рафинирования.
Событие вроде бы рядовое — на металлургических предприятиях периодически обновляют технологическое оборудование, тем не менее оно важно не только для развития ВТЗ, но и владеющей им Трубной металлургической компании (ТМК), не говоря уже про черную металлургию России.
Комплекс увеличит мощности ВТЗ, одновременно давая возможность расширить его сортамент за счет выпуска заготовок диаметром 150-360 миллиметров, используемых в процессе изготовления бесшовных нержавеющих труб, востребованных в нефтедобывающей, химической и других отраслях промышленности.
Также заготовки могут быть применены на металлургическом заводе, создаваемом ТМК и «Норильским никелем» по соседству с ВТЗ. Его мощность составит 500 тыс. тонн плоского нержавеющего проката в год. Производство пилотной партии холоднокатаного листа ожидается до конца 2025 года, горячекатаного — в 2026 году.