Автомобильная индустрия Европейского Союза переживает далеко не лучшие времена: регистрация новых машин в 2024 году увеличилась на ничтожные 0,8% до 10,6 млн штук, из них электромобилей рухнула на 5,9% до 1,4 млн штук, тогда как гибридных машин, напротив, резко рванула вверх — на 20,9% до 3,3 млн штук, сообщается в материалах European Automobile Manufacturers’ Association.
Вышеперечисленные цифры показывают серьезную тенденцию – спрос на электромобили в Европейском Союзе стагнирует, жестко давя на их производство. Она обусловлена сокращением его членами (прежде всего Германией и Францией) субсидий на продажи электромобилей (из-за раздувающих дефицитов их бюджетов) и сохраняющейся их дороговизной для многих потенциальных покупателей.
В 2025 году подобная ситуация имеет большие шансы на продолжение и может привести к значительному уменьшению выпуска и сбыта электромобилей в Европейском Союзе, которое вряд ли компенсирует их импорт из Китая. Оно в свою очередь позволит поддержать заказы на катализаторы, сохранив тем самым стабильное потребление палладия в Европейском Союзе и стимулируя его подорожание.
Итоги производственной деятельности за 2024 год подвел «Норильский никель», и они выглядят весьма интересными в разрезе выпуска им цветных и драгоценных металлов, особенно в сопоставлении с оценкой, сделанной год назад.
Согласно им, производство никеля составило 205 тыс. тонн, увеличившись на 5,7-11,4% по сравнению с ожидавшимися 184-194 тыс. тонн. Выпуск меди (c учетом Забайкальского дивизиона) достиг 433 тыс. тонн, поднявшись на 2,6-8% относительно прогнозируемых 334-354 тыс. тонн.
Производство палладия в 2024 году, равнявшись 2,762 млн тройских унций, превысило на 12,7-20,2% предполагавшийся диапазон в 2,296-2,541 млн тройских унций. И, наконец, выпуск платины в размере 667 тыс. тройских унций, оказался на 10,2-17,6% допускавшихся в пределах 567-605 тыс. тройских унций.
Следует отметить, что «Норильский никель» сумел достичь данных показателей в условиях крайне нестабильной рыночной конъюнктуры, например, никель, стоивший в январе 2024 года на London Metal Exchange 16,580 тыс. долларов за тонну, добрался в мае до 21,290 тыс. долларов и потом постепенно сполз до 15,070 тыс. долларов.
Положение дел на глобальном рынке меди постепенно улучшается, свидетельствуют статистические данные International Copper Study Group: если по итогам восьми месяцев 2024 года ее профицит составлял 535 тыс. тонн, то за девять был уже равен 359 тыс. тонн, за десять — 287 тыс. тонн.
Совершенно очевидно, что излишек красного металла постепенно сокращается под влиянием происходящих на мировом рынке изменений. Согласно информации все той же International Copper Study Group, в январе-октябре 2024 года производство рафинированной меди на планете выросло на 3,7% до 22,771 млн тонн. Основной подъем ее выпуска наблюдался в Демократической Республике Конго, Китае и Японии: там производство увеличилось на 13%, 5% и 3,7% соответственно. Напротив, в Чили оно сократилось на 7,5%.
Потребление же меди расширилось на 2,5% до 22,484 млн тонн. Причем в КНР спрос на красный металл вырос на 3%, тогда как в США, Европейском Союзе и Японии наблюдалось его ослабление.
В 2025 году нельзя исключать двух сценариев развития событий: либо профицит все-таки сохранится и даже будет набирать обороты под влиянием увеличения выпуска меди в Чили или иной стране, либо он будет сходить на нет вследствие укрепления потребления главным образом в Китае.
Серийное производство МС-21 должно стартовать уже в следующем году, в нынешнем же ожидается завершение сертификационных испытаний лайнера, сообщает российская пресса.
Таким образом проект создания МС-21, длящийся на протяжении многих лет, приближается к своему логичному финалу, и никакие проблемы не могут его остановить.
МС-21 представляет собой семейство среднемагистральных узкофюзеляжных самолетов. В зависимости от модификации его длина составит 33,8-46,7 метров, размах крыла — 35,9-36,8 метров, максимальная взлетная масса — 72,6-87,2 тонн, число пассажирских мест — 132-196. Дальность полета будет превышать 5 тыс. километров.
Его потенциальными покупателями являются «Аэрофлот», Smartavia, «Россия», «Аврора», «ИрАэро» и «Уральские авиалинии», не имеющие из-за санкций против России возможности приобретать лайнеры, выпускаемые Boeing и Airbus.
Отличительной чертой МС-21 будет его оснащение российскими двигателями и все компоненты его конструкции тоже будут изготавливаться исключительно из материалов, производимых в нашей стране. Среди них – титановые полуфабрикаты, необходимые для выпуска дисков и лопаток двигателей для МС-21, шасси и др.
«Норильский никель» объявил о подписании с БелАЗом соглашения о сотрудничестве, предусматривающем разработку и последующее производство техники для использования на рудниках компании.
Согласно их планам, будут выпускаться погрузочно-доставочные машины и подземные самосвалы, работающие не только на дизельном топливе, но и на альтернативных источниках. Также предполагается изготавливать вспомогательного оборудование, проводить техническое обслуживание и капитальный ремонт машин, поставлять для них компоненты.
В настоящее время по спецификации «Норильского никеля» БелАЗ сделал опытный образец погрузочно-доставочной машины грузоподъемностью 17,2 тонны. Она предназначена для транспортировки горной массы при проходке горно-подготовительных и нарезных выработок.
К подобным машинам предъявляются жесткие требования по функциональности, надежности и безопасности в условиях горных выработок, расположенных на больших глубинах. Опытный образец изготовлен с учетом пожеланий «Норильского никеля», его конструкция разработана исходя из накопленного опыта создания техники для добычи полезных ископаемых.
Избранный президентом США Дональд Трамп, только-только заступивший на свой пост, принялся аннулировать политику своего предшественника. Среди его первых действий — отмена принятого в 2021 году указа Джо Байдена, согласно которому к 2030 голу половина всех продающихся на американском рынке автомобилей должны быть электрическими.
Также он заблокировал выделение государственных средств на станции зарядки электромобилей и может прекратить действие налоговой льготы на их приобретение.
Решения Дональда Трампа могут иметь далеко идущие последствия, вызвав сокращение производства электромобилей в США и их импорта из-за границы, далее по цепочке может пойти вниз спрос на литий. Соответственно, выпадающие объемы лития будут давить на его цены на глобальном рынке, приводя к остановке запланированных проектов по освоению его месторождений в ряде стран, не исключая и США: среди ранее получивших гранты от Министерства энергетики США есть Lithium Americas, Standard Lithium и другие американские компании (без государственной поддержки их проекты явно убыточны).
Ситуация с ожидаемым установлением Европейским Союзом санкций против импорта алюминия из России остается неопределенной: его власти обсуждают возможные «за» и «против», тоже самое делают представители бизнеса, одновременно готовясь к введению эмбарго.
В принципе запрет может быть установлен, правда потребителям в Европейском Союзе радости от этого будет мало — за последние двадцать лет выпуск первичного алюминия существенно сократился, не будучи компенсирован производством вторичного. В целом же в 2005 году выпуск крылатого металла в Европейском Союзе составил 3,8 млн тонн, в 2024 году — 2,8 млн тонн.
Причина столь серьезного спада кроется в высоких тарифах на энергоресурсы, от которых страдают даже такие лидеры цветной металлургии Европейского Союза, как Norsk Hydro и Trimet Aluminium. Введение же эмбарго нисколько европейским алюминиевым компаниям не поможет, ведь стоимость электроэнергии не упадет.
Вместе с тем оно повлияет на отечественных производителей алюминия и прежде всего на «Русал» — в структуре его экспорта доля Европейского Союза довольно приличная — 12%. Правда, он стремится переориентировать его в Азию, главным образом, в Китай, тем не менее вряд ли туда будут отгружены все выпадающие с европейского рынка объемы.
Инвестиционный комитет «Норильского никеля» одобрил реализацию рудником «Северный» проекта добычи медно-никелевых руд на глубинах 430-730 метров на Ждановском, Быстринском и Тундровом месторождении. В его рамках запланирован ввод трех пусковых комплексов. Первый, как предполагается, должен заработать в 2028 году, второй — в 2030 году, третий — в 2031 году. Инвестиции оцениваются в 25 млрд рублей.
Месторождения Ждановское, Быстринское и Тундровое входят в состав Печенгской группы, являющейся сырьевой базой Кольского дивизиона «Норильского никеля». Они расположены по соседству друг с другом наряду с месторождениями Заполярное, Верхнее и Спутник. Чуть подальше находятся месторождения Семилетка и Котсельваара-Каммикиви. По сути, все они образуют два рудных узла — Западный и Восточный.
В настоящее время в состав Кольского дивизиона входят два рудника, «Северный» и «Северный-Глубокий», эксплуатирующие месторождения Западного узла. Естественно, запасы отрабатываемых блоков горных пород постепенно истощаются и рудники углубляются в недра для обеспечения приемлемого объема добычи сырья.
На нынешней неделе акции корпорации ВСМПО-АВИСМА резко подорожали: 13 января они стоили 23,960-23,980 тыс. рублей за одну ценную бумагу, 16 января — 29,020 тыс. рублей.
Взлет их курса был связан с публикаций в американской газете The Hill, согласно которой президент США Дональд Трамп может предложить российскому лидеру Владимиру Путину сотрудничество в сфере космонавтики в обмен на заключение мирового соглашения с властями Украины.
Если он согласился бы, то, как пишет The Hill, «Россия могла бы увидеть космонавтов на поверхности Луны в ближайшем будущем — то, что Советский Союз пытался и не смог сделать в гонке за Луну в 1960-х годах. Россия получила бы доступ к американским технологиям и коммерческим поставщикам, таким как SpaceX».
По всей видимости, в статье The Hill речь идет о космической программе «Артемида», предусматривающей в 2027 году посадку корабля с экипажем на поверхность Луны. Тем самым американцы хотят повторить успехи «Аполлонов» в 1960-1970-х годах.
Акции «Мосгорломбарда», торгующиеся на Московской бирже, находятся на уровне 2,5 рубля за штуку, прилично поднявшись по сравнению с серединой декабря 2024 года, когда одна ценная бумага стоила 1,93 рубля. До того с апреля прошлого года, ознаменовавшегося максимумом в 2,94 рубля, они постепенно шли вниз.
И вполне естественен вопрос о перспективах курса акций «Мосгорломбарда». Они выглядят вполне позитивными, учитывая последние события, связанные с его деятельностью. Среди них — рост выручки «Мосгорломбарда» в 2024 году в 3,9 раза до 8,5 млрд рублей.
Чистая же прибыль «Мосгорломбарда» может быть не столь внушительной: в 2023 году она равнялась 262 млн рублей, в 2024 году она могла достичь 400-500 млн рублей или даже перевалить за этот диапазон, хотя вряд ли она приблизилась к 1 млрд рублей (у бизнеса «Мосгорломбарда» есть своя специфика и риски, влияющие на его издержки, например, затраты на хранение заложенных вещей и необходимость их реализации по невозвращенным займам).