
Мои коллеги порой ругаются, когда я пишу про наставничество. Объясню, почему: много перспективных проектов, каждый день рабочие зумы, времени нет даже записать полноценное видео. “А ты тут, — говорят мне, -– время тратишь на индивидуальные занятия!”
Ну, ребят, считайте, что это для души. Вот это, не коллективное, это совсем другое! Другой контакт, понимание – или непонимание – с полувзгляда, поиск смыслов, важных именно этому человеку… Я перестаю чувствовать себя машиной!
Определил в наставничестве как бы “две ступени” или два уровня. Первая, самая начальная -– это общая финансовая грамотность, основы и создание портфеля. Учу, КАК инвестировать. Второй уровень — приобретение профессии финансового советника, здесь уже и портфельная теория Марковица, и asset allocation, и многое другое. Еще маркетинг и продвижение.
А когда приходят такие отзывы – это греет душу:
“Посчитала бегло за прошлый год – 67 новых клиентов купили у меня что-то на разные чеки.
Вам еще кажется, что финансовое мошенничество — это что-то из далёких историй про других людей? Увы, реальность жестока: попадаются даже самые осторожные. Сейчас финансовые мошенники — настоящие мастера нарратива и подбора именно тех уловок, которые сработают на вас. Ну да, есть специфика обмана для стартаперов, для производственников, пенсионеров, короче, для всех! Так что часто вопрос не в том, «поймают ли меня?», а «когда» и «как».
Помните Мэдоффа и схему Понци? Финансовые пирамиды обещают золотые горы и лёгкие деньги. Их единственный секрет: прибыль платится из денег новых жертв. Пока есть новые участники, выглядит все хорошо. Стоит цепочке прерваться — и деньги улетучиваются. Я уже говорил о том, как распознать финансовые пирамиды, но кратко повторюсь. Не может быть гарантий, которые звучат как обещания из сказок. Безрисковая прибыль в два-три раза больше классической? Стоп. Просят перевести деньги на непонятные счета или карты, вместо официальных брокерских фирм? Стоп! Никаких «инвестиций» в фирмы с фантастическими названиями вроде «Кибер-Техно Капитал», «Национальный…» и загадочные аббревиатуры. Это все стопы для бдительных инвесторов.
Рубрика «Читаем книги за вас».
Часто советую студентам почитать книгу Джесси Рассела и Рональда Кона «Портфельная теория Марковица». Многие ее воспринимают как сложную, и я уже говорил, почему. Но все же попробуйте, оно того стоит.
Воспринимаю эту книгу как живую и порой очень увлекательную история о том, как управлять рисками и доходностью. И в итоге — сделать свой портфель инвестиционных активов максимально эффективным.
Главная идея
Научить нас мыслить нешаблонно! Думать не столько о доходности отдельных бумаг, но об их взаимосвязи. То есть важен не отдельно взятый актив, а то, как в совокупности работают разные инвестиции вместе. Мы все помним про “яйца и корзины”, но Марковиц говорит, что прямолинейный подход «больше диверсификации = лучше» — это не совсем верно. Тут задача — сбалансировать активы так, чтобы максимизировать доход.
Конечно, учитывая риски, причем риски не какие-то абстрактные, а реальные корреляции между этими активами. Чем они меньше коррелируют, тем лучше можно уменьшить общий риск портфеля.
Исследовал документ «Венчурная Евразия Итоги 1П 2025». Коротко структурирую, на разделе, имеющем отношение к рынку pre-IPO, остановлюсь подробнее.
В целом, в документе описываются тренды и динамика инвестиций, структура сделок, развитие фондов, господдержка, есть также прогнозы по развитию рынка.
1. Динамика и тренды венчурного рынка
$78 млн – объем инвестиций в 1 полугодии 2025. Это на 87% больше, чем в 1 полугодии 2024. В то же время число сделок сократилось на 30% (54 против 79), то есть средний чек вырос в 3 раза, до $1,4 млн. Виден сдвиг в сторону стратегических B2B сегментов (корпоративный софт, импортозамещающие технологии, автоматизация промышленности). Идет снижение числа сделок M&A с полным выкупом и рост числа сделок с частичными долями (25-50%).
2. Стадии инвестиций и инвесторы
Снижается число сделок на посевной стадии. Виновата во всем, конечно, высокая КС ЦБ. Корпораты и госфонды – все еще ключевые инвесторы. Но! Активизируются поздние стадии и pre-IPO, а вот бизнес-ангелы занимают выжидательную позицию, слишком много макроэкономических неопределенностей.

Два дня назад был на полезном мероприятии, но только сейчас смог написать об этом, уж простите. Мосбиржа впервые собрала форум на 300 участников «Код IR: стратегия будущего».
Как многих затрагивает тема IR! Здесь были все! Топ-менеджеры, финдиректоры, консультанты, рейтинговые агентства. А для будущих эмитентов, которые также были на форуме, IR — прямо горячая тема.
Да, и впервые в России появилась IR-премия «Рынок выбирает». Победители — компании, которые не боятся отвечать на вопросы и рассказывать, куда движется их бизнес. Как сказал Виктор Жидков, председатель правления Мосбиржи, доверие инвесторов — это не просто красивые слова, а фундамент, на котором держится рынок. Построить этот мост между компаниями и рынком — задача номер один, ведь он связывает ожидания и реальные дела.
Помните, я говорил о том, что для роста количества долгосрочных инвесторов нужен комплексный подход? “Развитие финансовой грамотности на уровне государства, надо учить и рассказывать о преимуществах долгосрочного инвестирования. Возможно, бирже надо возглавить этот образовательный тренд”. И Мосбиржа реально сделала это, просто молодцы!
Часто говорят, что август для российского финансового рынка — опасный месяц. В этом году, правда, все было более-менее спокойно. А что такое сентябрь для рынка американского?
Вчера было 11 сентября, я помню этот день 2001 года — все были у экранов ТВ и работали в режиме нон-стоп. Журналисты, кажется, окружили нас в Москве, а моя фотография была во всех российских и международных (их рынки были закрыты) изданий.
Мы тогда еще не до конца понимали масштаб произошедшего, но этот теракт запустил новую эру — глобальную “войну с террором”. После рухнувших башен сразу же обвалилась американская фондовая биржа, но, как и рынки, индексы вскоре начали восстанавливаться. Сильнее всего пострадали страховщики и авиакомпании, а в банковском секторе начались перестановки.
Мало кто заметил, но именно с тех пор начали постепенно отказываться от банковской тайны. Это очень важно, именно тогда поднялась волна новых подходов по борьбе с терроризмом в банковской сфере. Очень сильно ужесточились compliance, проверки, и это сильно портит нам жизнь до сих пор.