Россия обладает крупнейшими на планете природными запасами алмазного сырья и является одним из крупнейших в мире производителем алмазов. По данным на конец 2021 года, на долю страны приходится около 40% всех мировых запасов алмазов и около 28% их добычи. Компания АЛРОСА является крупнейшим горнодобывающим алмазным предприятием в стране и на 58% принадлежит государству. Это дает компании приоритетное право на получение и продление лицензий на разработку месторождений алмазов.
Помимо собственных месторождения и производственных предприятий в республике Саха (Якутия) и Архангельской области, российская АЛРОСА также владеет 41% акций компании Catoca Ltd в Анголе, на которую приходится еще 6% мировой добычи алмазов. Ангола является вторым по размеру производителем алмазов в Африке. До пандемии коронавируса страна добывала более 9 млн карат алмазов в год.
Добыча алмазов является отраслью с очень высоким порогом входа, поэтому и конкуренция здесь достаточно низка. Основными производителями являются компании АЛРОСА и De Beers, совместно обеспечивающие около 56% мировой добычи алмазов — по 28% соответственно. Кроме этого, на рынке присутствуют компании Rio Tinto, Arctic Canadian Diamond Company и Petra Diamonds. Совместно они обеспечивают около 14% мирового предложения.
Фактически мировой объем добычи алмазов контролируется узким кругом лиц. Россия в лице АЛРОСА и британская De Beers с месторождениями в Ботсване, ЮАР, Канаде и Намибии являются двумя равновесными монополистами на мировом рынке алмазов.
В начале марта Минфин США ввел ограничения на импорт ряда российских товаров, в том числе всех видов алмазов, кроме технических. В эту категорию попадают и ограненные алмазы — бриллианты. Несмотря на то что объем продаж компании напрямую в США составлял менее чем 0,3% от общей выручки, европейские ювелирные компании Tiffany, Boucheron, Pomellato, DoDo и Qeelin заявили о приостановке закупок бриллиантов из российских алмазов. Однако заявить не значит сделать: Алмазная биржа в Антверпене сообщила о невозможности отрасли обойтись без поставок российских алмазов, поскольку речь идет почти о трети мирового предложения.
По мнению биржи, запрет приведет лишь к перераспределению экспортных потоков алмазов через Индию, Дубай и Израиль в качестве транзитных и огранных центров, откуда алмазы продолжат поступать в Европу. Кроме этого, отследить цепочку поставок мелких и средних алмазов практически невозможно, а именно этот класс камней представляет собой основной объем добычи и производства любого алмазного предприятия.
Несмотря на позитивный прогноз положения России на мировом алмазном рынке, в марте — апреле АЛРОСА столкнулась со сложностями в осуществлении финансовых взаиморасчетов с Индией — крупнейшим мировым центром по огранке алмазов. Перебои с поставками уже отразились 5–7%-ным ростом стоимости разных классов алмазов. По итогу 2022 года Bank of America прогнозирует 15%-ный рост цен.
Однако это временные трудности: на их техническое разрешение не потребуется много времени. С высокой вероятностью по состоянию на текущий день Россия уже или разрешила эти вопросы посредством проведения транзакций через банки ОАЭ и Турции и поставки алмазов через Анголу, или же приближается к их разрешению одновременно с запуском расчетов с Индией в национальных валютах.
По косвенным признакам и новостям также очевидно, что АЛРОСА сохранит объем добычи в текущем году на уровне 2021 года. Являясь государственным предприятием, компания может продать временно невостребованные алмазы в Гохран России. О возможности такой сделки сообщает и Минфин, который обещает определить параметры и объемы закупок во втором полугодии по мере актуализации ситуации с экспортом алмазов.
Кроме этого, о сохранении добычи заявила и сама компания АЛРОСА. Генеральный директор компании сообщил в мае, что не планирует приостанавливать производство или сокращать персонал из-за внешнеторговых ограничений. В ближайшее время АЛРОСА может начать добычу алмазов в Зимбабве, а также заняться поиском золота в Забайкальском крае.