Рецензии на книги
Многие считали Венесуэлу “поцелованной богами” — отличный климат, огромные залежи нефти, великое историческое прошлое. Казалось, процветание просто неизбежно! Но что-то пошло не так и Венесуэла скатилась в экономическое дно. Нефтяное изобилие оказалось проклятием.
Что же пошло не так?
Великое историческое прошлое.
Венесуэлец Симон Боливар считается освободителем Венесуэлы, Колумбии и Перу от испанского колониализма. В процессе освобождения происходили некрасивые вещи, так например Боливар подставил и предал своего соратника Миранду, второго по рангу освободителя. “Боливар не выдержит двоих”. А после победы, Боливар просто провозгласил себя диктатором. В самом деле, зачем с кем-то делиться властью? (В будущих Соединенных Штатах после изгнания англичан приняли конституцию и выборное правление).
А еще Боливар попытался создать аналог Соединенных Штатов, т.е. Великую Колумбию из Венесуэлы, Колумбии, Эквадора и современной Панамы. Но Великая Колумбия оказалась трехногим стулом, где каждая ножка имела разную длину и через несколько лет развалилась на отдельные страны.
За свою недолгую жизнь Симон Боливар сделал и написал достаточно много, чтобы любая партия могла его использовать в своих целях. Муссолини и Франко считали Боливара предвестником фашизма. Уго Чавес — первым социалистом.
А вот Карл Маркс подметил суть — “Было уж чересчур досадно читать, как этого самого трусливого, самого подлого, самого жалкого негодяя прославляют, как Наполеона І».
“Стоя в триумфальной колеснице, которую везли двенадцать молодых женщин из самых знатных семейств Каракаса в белых платьях, украшенных цветами национального флага, Боливар, с непокрытой головой, в парадном мундире, с небольшим жезлом в руке, в течение около получаса ехал от ворот города к своей резиденции” — тут Маркс откровенно смеется над тщеславием освободителя.
Весь 19-й век Венесуэлу сотрясали дикие гражданские войны каждая из которых могла запросто выбить четверть населения или больше. Власть переходила от одного каудильо к другому. К началу 20-го века все более-менее успокоилось. Диктаторы стали меняться реже. Кроме того, в 1914 году в стране нашли нефть. В 1958 году Венесуэла освободилась от последнего диктатора, установилось более-менее устойчивое демократическое правление.
Нефть.
По отзывам соседей, например Мексики (где тоже есть немало нефти), Венесуэла — это Саудовская Аравия Латинской Америки. В 1970-е, после того как цены нефть выросли в разы, страну накрыл океан долларов. Но расходы росли быстрее, правительство не менее быстро набирало кредиты. Тотальное расточительство достигло оглушительных размеров, что вызывало серьезное беспокойство у Хуана Переса Альфонсо, одного из основателей ОПЕК. Он с ужасом смотрел на соотечественников, которые торопились потреблять иностранные товары, но совершенно разучились работать. Более-менее обеспеченные венесуэльцы любили летать на уикэнды в СЩА, опустошая полки дорогих бутиков. Страна стала крупнейшим в мире импортером виски.
“Нефть — это испражнения дьявола” - печально констатировал венесуэлец Хуан Перес Альфонсо, один из основателей ОПЕК. Он умер в 1979 году, через год после того, как реальные зарплаты населения Венесуэлы достигли пика. Но с вершины горы все дороги ведут вниз.
Климат.
Одному иностранцу вернули долг — передали участок земли. Иностранец поехал туда и с помощью работников посадил папайю. Довольно долго он не мог посещать свой участок. Однажды он вернулся и нашел на месте участка цветущий сад с папайей. Кто же за ним ухаживал? Ведь незадачливый садовод рассчитывал обнаружить заросшее сорняками поле. Оказалось, что никто — сад вырос сам по себе благодаря почве и климату.
Однажды, семья иностранца с детьми поехала в загородную поездку. Расположились на пикник. Недалеко увидели скромно одетого человека, отдыхающего около пальмы. Поздоровались, угостили припасами. Тот поблагодарил и в свою очередь натряс кокосов, ловко открыл ножом и угостил в ответ. Разговорились. Иностранец восхитился, c какой ловкостью венесуэлец обращается с кокосами. Почему бы ему этим не зарабатывать? А зачем, удивился венесуэлец. Ведь мне — достаточно. Я лежу, отдыхаю, у меня есть необходимое.
Население.
Когда Миранда, который много лет прожил за границей приехал освобождать Венесуэлу от испанцев, то быстро сделал вывод о населении. “Единственное, что эти люди могут делать — это шум”
Американский журналист Вильям Нойман, автор книги, беседовал с женщиной, которая с мужем и тремя детьми проживала в блочном доме, подаренном правительством в 2012-м, после переизбрания Чавеса.
— Вы наверно счастливы, ведь у вас такой хороший дом!
— Но он не покрашен! — гневно ответила дама, — они никогда не заканчивают свою работу!
И только тогда автор заметил, что снаружи дома не была покрашена штукатурка. Недоделанная работа угнетала женщину уже 2 года, с тех пор как она въехала
— Мы страна, богатая нефтью! Как они могли не докрасить мой дом?
— А может, вы сами могли бы докрасить?
Тут женщина стала красной от гнева. Если вы даете мне дом, то вы должны давать его полностью готовым!
Дело в том, многие в Венесуэле свято убеждены, что государство должно только давать. Государство — это банкомат, из которого население получает деньги от нефти.
Чавес и чавизм.
Уго Чавес отлично понимал свой народ и его желания. Попытку создать социализм 2.0 поддержал рост цен на нефть, который начался через год после его избрания в 1998 г. За время правления Чавеса нефть подорожала от 8 до $100. Часть доходов просто проедали, часть Чавес решил потратить на принудительный выкуп у иностранных инвесторов их доли в крупных предприятиях. Что и было сделано во второй половине нулевых. Приватизация наоборот, “возвращение государству собственности”. Но эффективность таких предприятий падала, а воровство и коррупция процветали.
Для бедных строили дома, держали низкие цены на важные продукты. Как уже писал тут, еще в 2003-м был установлен заниженный “государственный курс доллара”. Граждане имели квоты на покупку дешевых долларов для закупки иностранных товаров — телевизоров, стиралок и прочей бытовой техники. Государство поощряло внешний туризм, каждый венесуэлец мог приобрести по гос.курсу $5000 в год для поездки за границу. Также можно было приобрести дешевые доллары для обучения за границей. В университетах Америки было полно студентов из Венесуэлы. Средний класс был счастлив! Конечно, существовал и черный рынок валюты. В первые годы “фиксированного курса”, черный курс доллара был в 2 раза выше. Но нефтяное изобилие имело обратную сторону. Оно разрушало внутреннее производство и еще больше увеличивало зависимость от продажи нефти. Масштабные инвестиционные проекты становились показухой и разворовыванием государственных денег.
Упадок и санкции.
С 2003 по 2009 ⅔ экономической активности пропала. К 2019 треть населения недоедала. Это немыслимые статистика для страны, которая не воевала. К примеру, Великая Депрессия- за 4 года экономика упала на 27%. Куба с 89г по 93г — на треть. К 2022 году экономика Венесуэлы уже 8 лет в рецессии и это даже не дно.
При Обаме на Венесуэлу обращали мало внимания. Ну есть такая страна, с президентом-демагогом, который во всем винит гринго. И что с того? При Трампе ситуация изменилась. Дело в том, что во Флориде традиционно проживало много латиносов. Чтобы завоевать их голоса, надо было что-то им предложить. По теории домино, если падет режим в Венесуэле, дальше на очереди Никарагуа и Куба. Не секрет, что “чависты” предоставляли дешевую нефть этим странам, оказывали и другую помощь.
Поэтому, лучший способ получить голоса латиносов Флориды — санкции против тех или иных представителей Венесуэлы — коррумпированных бизнесменов (родственников или подручных Мадуро) и так далее. Что было только началом. Среди советников Трампа ястребы победили миротворцев и спираль санкций набирала обороты. Начали с бизнесмена, который помогал разворовывать бюджеты PDVSA (государственная нефтегазовая компания Венесуэлы), закончили эмбарго на нефть и многое другое.
Санкции для правительства Мадуро стали большим подарком. Дело в том, что экономика пришла в упадок, все разваливалось на глазах. Но теперь у чавистов появились наглядные доказательства, что во всем виноваты негодяи гринго! 20 лет утопических социальных экспериментов не при чем, санкции Америки повинны в нищете простых венесуэльцев!
А между тем, в одних районах сидят в кафе довольные жизнью люди, крутят педали в фитнесе, пытаются согнать вес. Но проедь несколько километров — нищета, голод, ежедневная борьба за выживание.
“Наш корабль идет правильным путем, только немного сбился с курса”.
Автор беседовал с разными венесуэльцами — жителями трущоб, журналистами, владельцами газет, видными оппозиционерами итд. Невероятно, но факт — не смотря на коллапс экономики, многие из них продолжали верить в социализм и идеологию Чавеса. Они считали, что корабль идет верным путем, просто нерадивые матросы плохо следят за курсом.
Мафия.
Многие секторы экономики управляются кланами местной мафии. Например шахты, в которых добывается золото. Часть прибыли достается правительству. Также мафия решает часть вопросов, которые должна выполнять полиция. У женщины из трущоб пропала дочка 10 лет. Полиция от нее отмахнулась. Местный босс мафии выслушал, обещал помочь. Спустя некоторое время девочку нашли мертвой. Впоследствии выяснилось, что ее похитили и продали. Мафия вышла и на покупателя, и на похитителей.
Николас Мадуро.
Мадуро удалось удержаться и сохранить власть, лавируя между кланами. Оппозиция не смогла завоевать массовую поддержку населения. Одна из причин — Мадуро ловко воспользовался связями оппозиции с США и обвинил ее предательстве интересов страны ради гринго.
Выводы.
Левацкие идеи давно были популярны в Латинской Америке. Довольно часто, они принимали экстремальные формы. Че Гевара — аргентинец. Террорист Ильич Рамерес Санчес (он же Карлос Шакал) — венесуэлец. Сальвадор Альенде — чилиец. Марксистские партизанские отряды вроде ФАРК в Колумбии действовали вплоть до недавнего времени.
Благодаря гигантским запасам нефти, Венесуэла получила блестящую возможность воплотить в жизнь основную идею социализма — от каждого по способностям, каждому по потребностям. Эксперимент закончился неудачей — катастрофическим падением экономики, хаосом, гиперинфляцией, оттоком из страны образованной рабочей силы. В 1998 году жители Венесуэлы поддержали Чавеса, ибо устали от бесконечной коррупции демократического правительства. Но при Чавесе и Мадуро коррупции стало еще больше.
dzen.ru/media/id/604f45ad58b6fc54086e78a8/6313e11ca737e012b51c4aea
t.me/mosstart
т.е нищие хотят халявы и пайку… а средний класс хочет свободы, закона и бизнес...
поэтому изначально развитые демократиии строились через имущественный ценз… и нищебродов не допускали до выборов
в том же сша было правило 50 баксов… чтоб иметь право выбора надо было иметь имущество на 50 баксов т.е лошадь… проблема в том что у современных американцев нет даже 50 баксов — у них есть долги… и пособия… и власть переходит от среднего класса, к нищебродам… ситуевина усугбляется тем, что современный америкаский средний класс — это госчиновники — паразиты… и страна идет в социализм… а как следствие в тоталитаризм