05 октября 2018
В последнее время резкий рост цен на нефть выше 80 долларов за баррель уже не удивляет рынок, и на повестке дня возможность дальнейшего роста к 100 долларам за баррель до конца года. Причина тому следующая: непонятно сможет ли ОПЕК компенсировать падение добычи в таких странах, как Иран, отмечают аналитики и чиновники картеля.
Многие нефтедобывающие страны Персидского залива уже довели добычу до рекордных отметок. «Если начнутся перебои с поставками из еще какой-нибудь страны или возрастет напряженность на Ближнем Востоке, можно будет ожидать достижения ценами 100 долларов за баррель», – заметила Хелима Крофт, главный товарно-сырьевой аналитик RBC.
Котировки фьючерсов на нефть Brent за истекшие 30 дней выросли примерно на 10%, а в пятницу держались около 84,89 доллара за баррель.
ОПЕК вынуждена иметь дело с двумя факторами неопределенности. Прежде всего, непонятно, насколько масштабным может быть сокращение поставок из Ливии, Нигерии, Венесуэлы, Ирака и Ирана, причем последняя из этих стран с ноября будет находиться под американскими санкциями. Второй фактор заключается в том, что многие эксперты не уверены в способности ОПЕК оперативно компенсировать возможное падение предложения.
«Среди стран Персидского залива заметна общая тенденция», – говорит высокопоставленный чиновник одной из нефтедобывающих стран этого региона. «На бумаге дополнительные добывающие мощности есть, однако в реальности оперативно задействовать их или проверить все имеющиеся добывающие мощности слишком сложно», – добавляет он.
В апреле ОПЕК добывала немногим менее 32 млн баррелей в день, но это было еще до объявления президента США Дональда Трампа о возобновлении санкций в отношении Ирана. Согласно одному из сценариев, сокращение иранского экспорта нефти на фоне санкций может составить 1 млн баррелей в день.
Однако если экспорт нефти из Ирана, составляющий 2,7 млн баррелей в день, полностью прекратится, а добыча в Ливии снова упадет на 600 000 баррелей в день, как это уже было в июне, оставшимся странам картеля придет повысить добычу на 3,3 млн баррелей в день, или на 10% от совокупного производства нефти ОПЕК.
Трамп призывает Саудовскую Аравию нарастить производство нефти, прежде чем санкции США против Ирана вступят в силу (5 ноября) и пройдут промежуточные выборы в конгресс (6 ноября). В октябре нефтедобыча Саудовской Аравии должна вырасти на 300 000 баррелей в день по сравнению с августом и, скорее всего, немного увеличиться и в ноябре, сказал министр нефти Саудовской Аравии Халед Аль-Фалих на энергетической конференции в Москве на этой неделе. Он добавил, что королевство может увеличить добычу еще на 1,3 млн баррелей в день. Нет «ничего, что нас останавливает», отметил Фалих.
По оценкам Wall Street Journal, основанным на данных ОПЕК, Международного энергетического агентства (IEA), Минэнерго США и независимых аналитиков, сокращение совокупной нефтедобычи Ирана, Ливии, Нигерии и других стран варьируется миллионами баррелей в день.
Такой высокой неопределенности не было с начала 2010-х годов, когда предыдущий пакет санкций против Ирана и революции в арабских странах спровоцировали рост нефтяных цен до 100 долларов за баррель.
Ситуация с санкциями в отношении Ирана нередко развивается не так, как планировалось. В 2012 году, когда предыдущие санкции против Исламской республики были инициированы администрацией Обамы, Евросоюз ввел полное эмбарго на закупку иранской нефти, однако азиатские страны согласились снизить закупки примерно на 20%.
Для сравнения, нынешние санкции, введенные Трампом, односторонние. Китай и Турция выступают против запрета, поскольку они втянуты в другие торговые и политические конфликты с Вашингтоном.
Между тем в сентябре экспорт нефти из Ирана упал до 1,5 млн баррелей в день, сказала Сара Вахшури, президент SVB Energy International и бывший чиновник National Iranian Oil Co. В июне Тегеран экспортировал 2,1 млн баррелей нефти в день.
Неопределенность относительно иранского предложения нефти усиливается ввиду нестабильности поставок из других стран. На фоне более ограниченного мирового предложения покупатели стремятся нарастить закупки ливийской и нигерийской нефти, согласно чиновникам обеих стран.
Нефтедобыча Ливии с июня выросла примерно на 1 млн баррелей в день. Однако теракт, произошедший в сентябре в штаб-квартире ливийской нефтяной корпорации, где находился ее глава Мустафа Саналла, заставил снова задуматься о рисках для предложения.
В Нигерии нефтедобыча часто приостанавливается из-за диверсий. Такие инциденты могут участиться в преддверии президентских выборов, которые состоятся в этой стране в следующем году.
Сомнения также вызывает объем резервных добывающих мощностей ОПЕК, являющейся ключевым регулятором на нефтяном рынке. Согласно данным Международного энергетического агентства (IEA), основанным на данных стран Персидского залива, в августе резервные добывающие мощности ОПЕК составляли 2,69 млн баррелей в день.
Однако неофициальные источники ОПЕК указывают, что резервные добывающие мощности могут оказаться на 1 млн баррелей в день ниже. Согласно источникам в правительстве Саудовской Аравии, резервные добывающие мощности этой страны составляют примерно 1 млн баррелей в день, а не 1,5 млн баррелей в день, о которых официально заявляет руководство страны.
Между тем Кувейт и ОАЭ могут быстро и на длительное время увеличить добычу в совокупности на 200 000 баррелей в день – то есть лишь на треть своих номинальных резервных мощностей, согласно источникам в ОПЕК.
Согласно другим источникам, благодаря нефтяным месторождениям, находящихся в совместной собственности Саудовской Аравии и Кувейта, можно будет поставить в краткосрочной перспективе на рынок всего 200 000 баррелей нефти в день, а не заявленные 500 000 баррелей в день.
На сентябрьском заседании ОПЕК в Алжире Мухаммед аль-Румхи, министр нефти Омана, не входящего в ОПЕК, заявил, что коалиция ранее не могла достичь оговоренного уровня добычи. “Это говорит о том, что мы не можем производить больше”, — отметил он.