Суверенные рейтинги Российской Федерации по обязательствам в иностранной валюте подтверждены на уровне «ВВВ-/А-3»; прогноз — «Стабильный»
21-Jul-2018 00:34 MSK
РЕЙТИНГ-ЛИСТ
Рейтинги подтверждены Российская Федерация
Суверенные кредитные рейтинги
По обязательствам в иностранной валюте «ВВВ-»/Стабильный/А-3
По обязательствам в национальной валюте «ВВВ»/Стабильный/А-2
Оценка риска перевода и конвертации валюты «ВВВ»
Рейтинг приоритетного необеспеченного долга «ВВВ-»
По обязательствам в национальной валюте «ВВВ»
РЕЗЮМЕ
Мы считаем, что сильные внешнеэкономические и бюджетные показатели, гибкий обменный курс и взвешенная фискальная политика Правительства Российской Федерации должны позволить экономике страны абсорбировать стрессовые ситуации, обусловленные возможным введением новых международных санкций. В связи с этим мы подтверждаем суверенные кредитные рейтинги Российской Федерации: по обязательствам в иностранной валюте — на уровне «ВВВ-/А-3» и по обязательствам в национальной валюте — на уровне «ВВВ/А-2». Прогноз по рейтингам — «Стабильный».
РЕЙТИНГОВОЕ ДЕЙСТВИЕ
20 июля 2018 г. S&P Global Ratings подтвердило суверенные кредитные рейтинги Российской Федерации: долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в иностранной валюте — на уровне «ВВВ-/А-3» и долгосрочный и краткосрочный рейтинги по обязательствам в национальной валюте — на уровне «ВВВ/А-2». Прогноз по рейтингам — «Стабильный».
ПРОГНОЗ
Прогноз «Стабильный» отражает сбалансированность рисков, обусловленных возобновлением эскалации геополитической напряженности, и возможности дальнейшего укрепления внешнеэкономических и бюджетных показателей.
Мы можем предпринять позитивное рейтинговое действие в отношении Российской Федерации в ближайшие 24 месяца, если тенденция восстановления экономики усилится и многолетние темпы роста ВВП на душу населения достигнут уровня, сопоставимого с показателями стран аналогичного уровня экономического развития. Более быстрая, чем ожидалось, консолидация бюджета в результате устойчивого соблюдения бюджетного правила, также может обусловить позитивное рейтинговое действие. Эффективные меры, приводящие к снижению долгосрочного давления на бюджет со стороны пенсионных расходов, также могут привести к позитивному рейтинговому действию.
Мы можем предпринять негативное рейтинговое действие в случае наступления геополитических событий, которые приведут к существенному ужесточению санкций иностранных правительств в отношении России, в частности крупных государственных энергетических компаний. Негативное рейтинговое действие также возможно в случае возникновения рисков значительного ухудшения бюджетных показателей Российской Федерации вследствие давления со стороны расходов или материализации условных обязательств банковского сектора либо государственных компаний.
ОБОСНОВАНИЕ
Позитивное влияние на рейтинги Российской Федерации оказывают ее приверженность проведению консервативной макроэкономикой политики, сильная позиция внешнего нетто-кредитора, низкий уровень государственного долга и достаточно высокий уровень гибкости денежно-кредитной политики. Вместе с тем негативными рейтинговыми факторами, по нашему мнению, являются структурные слабости российской экономики, которая остается зависимой от доходов, связанных с экспортом нефти и газа, а также значительные ограничения в институциональной и регулятивной сфере. В то время как вклад российского нефтегазового сектора в ВВП составляет лишь около 8%, его доля в совокупном экспорте достигает примерно 45%. Уровень рейтингов также ограничен геополитической напряженностью и обусловленными ею международными санкциями, оказывающими сдерживающее влияние на долгосрочные перспективы экономического роста.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЭКОНОМИКА: ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ОГРАНИЧЕН САНКЦИЯМИ И СЛАБОЙ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ
Темпы экономического роста, по всей вероятности, останутся более низкими, чем у стран с сопоставимым уровнем развития экономики, – не в последнюю очередь вследствие неопределенности, связанной с международными санкциями. Макроэкономическая политика страны — достаточно сильная. При этом воплощение в жизнь проектов структурных реформ, появившихся после президентских выборов, является весьма сложной задачей. Отсутствие прецедентов в том, что касается механизма передачи власти путем конкурентных выборов, приведет к низкой прозрачности механизма преемственности власти в 2024 г.
Мы ожидаем, что реальный ВВП вырастет на 1,6% 2018 г. и в среднем незначительно — на 1,8% в 2019-2021 гг. Экономический рост в России, вероятно, будет поддерживаться улучшением ситуации в мировой экономике, некоторым увеличением внутреннего потребления на фоне роста банковского кредитования и запланированного правительством роста бюджетных инвестиций. Вместе с тем неблагоприятная демографическая ситуация и низкий уровень производительности труда по-прежнему будут оказывать давление на темпы долгосрочного роста российской экономики. Рост будет ограничен и в силу таких структурных недостатков, как доминирующая роль государства в экономике, неблагоприятные инвестиционный климат и регуляторная среда, а также относительно низкий уровень конкуренции и инноваций. Мы ожидаем, что эти факторы по-прежнему будут ограничивать перспективы роста ВВП на душу населения, который в настоящее время составляет лишь половину от среднего показателя более 30 стран, имеющих наши рейтинги, со схожим уровнем развития (измеряется в долл. США на душу населения).
В то же время мы отмечаем, что российская макроэкономическая политика остается взвешенной, что позволило экономике абсорбировать неблагоприятные последствия резкого изменения условий торговли в 2014-2015 гг. и противостоять введенным в апреле санкциям со стороны США, которые затронули целый ряд компаний, включая одного из крупнейших мировых экспортеров алюминия ОК РУСАЛ. Несмотря на первоначальную стрессовую реакцию рынка, в конечном счете влияние апрельских санкций на макроэкономическую стабильность было ограниченным. В целом экономика продемонстрировала устойчивость к новым внешним стрессовым ситуациям, учитывая гибкость обменного курса, достаточные резервы капитала в банковской системе и весьма умеренную ответную реакцию российского правительства на санкции. В отличие от действий правительства в 2014 г., когда был введен целый ряд торговых ограничений, руководство страны сфокусировалось на связанных с санкциями рисках, защите финансовой системы и имеющих стратегическую значимость компаний от введения вторичных санкций. В то же время премия за риск российских активов несколько выросла, и обусловленные санкциями риски вынудили Банк России отложить смягчение денежно-кредитной политики, что будет сдерживать темпы экономического роста в краткосрочной перспективе.
Мы полагаем, что масштабы и сроки введения новых санкций, по всей видимости, будут зависеть не только от внешней политики России, но также от внутриполитической ситуации в США. И то и другое трудно предсказать. Администрация США пока воздерживается от ужесточения санкций в отношении России, включая нефтегазовый сектор и суверенный долг. И, хотя это не предусмотрено нашим базовым сценарием, оба варианта возможны в рамках вступившего в силу в 2017 г. Закона «О противодействии противникам США посредством санкций» и могут оказать негативное влияние на кредитное качество суверенного правительства. В то же время мы по-прежнему полагаем, что текущий режим санкций в отношении России останется в силе в рамках нашего горизонта прогнозирования. Санкции продолжат ограничивать перспективы экономического роста в России и усилия правительства, направленные на диверсификацию экономики, в силу значительной неопределенности для инвесторов и ограничений на передачу технологий. Если будут введены санкции в отношении суверенного долга, что мы считаем крайне маловероятным, мы ожидаем, что они будут применимы к новым выпускам обязательств, а не к уже существующему долгу.
Недавнее переизбрание российского президента позволило правительству заявить о ряде амбициозных мер, касающихся инвестиций в инфраструктуру и человеческий капитал, а также повышения производительности труда и темпов экономического роста. Предусмотренные президентским указом меры предполагают целый ряд фискальных и структурных реформ, многие из которых продолжат усилия правительства, направленные на улучшение регулирования деловой среды и нашедшие отражение в более высокой позиции России в рэнкинге Всемирного банка по уровню условий ведения бизнеса (Doing Business). Новая программа правительства включает сложные и непопулярные реформы(повышение пенсионного возраста, сокращение доли теневой экономики, устранение конфликта интересов и создание равных с другими участниками рынка условий для госпредприятий), и все эти меры могут способствовать повышению темпов экономического роста. В то же время мы по-прежнему осторожны в своих прогнозах относительно перспектив значительных улучшений российской бизнес-среды, включая улучшения судебной системы и правоприменения, с учетом нашего мнения об ограниченной результативности реформ в прошлом. Несмотря на то, что вопросы приватизации и демонополизации регулярно обсуждались в прошлом, фактически принимаемые меры носят противоположный характер и мы не ожидаем каких-либо значительных изменений в том, что касается ослабления роли государства в экономике.
С нашей точки зрения, система сдержек и противовесов между институтами — слабая, уровень централизации власти — высокий. Мы наблюдали это на примере недавних ограничительных действий в отношении независимых средств массовой информации, а также роста ограничений на реальное участие в политическом процессе. Хотя мы и ожидаем преемственности макроэкономической политики в ближайшие несколько лет, в долгосрочной перспективе отсутствие прецедентов и неопределенность относительно механизма передачи власти в 2024 г. могут ослабить предсказуемость приоритетов социально-экономической политики.
ФИНАНСОВАЯ ГИБКОСТЬ И ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ: ВЫСОКИЕ ТЕКУЩИЕ ЦЕНЫ НА НЕФТЬ И ПРИВЕРЖЕННОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЮ БЮДЖЕТНОГО ПРАВИЛА БУДУТ СПОСОБСТВОВАТЬ ДАЛЬНЕЙШЕМУ УЛУЧШЕНИЮ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ И БЮДЖЕТНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Позиция внешнего нетто-кредитора, гибкий обменный курс и низкий уровень долга правительства продолжат оказывать позитивное влияние на его кредитоспособность. Несмотря на недавние предложения относительно увеличения расходов бюджета, повышение налогов будет способствовать выполнению нового бюджетного правила и поддержанию низкого уровня чистого долга правительства.
Банку России удалось добиться дезинфляции и сохранить финансовую стабильность, несмотря на текущую «расчистку» банковского сектора от проблемных активов; темпы роста кредитования частного сектора, вероятнее всего, ускорятся.
Внешнеэкономическая позиция правительства остается одним из позитивных факторов его кредитоспособности. После сокращения внешнего долга, наблюдавшегося на протяжении нескольких лет и частично обусловленного международными санкциями, которые существенно ограничили доступ компаний ряда секторов экономики к международным рынкам капитала, страна сохраняет сильную позицию внешнего нетто-кредитора. Мы ожидаем, что в период до конца 2021 г. внешние ликвидные активы будут превышать внешний долг России в среднем примерно на 60% объема платежей по счету текущих операций (СТО). В то же время совокупные потребности России во внешнем финансировании (платежи нерезидентам) в среднем будут составлять около 60% поступлений по СТО плюс доступные резервы, что является умеренным уровнем даже после вычета инвестиций в иностранной валюте, осуществляемых Банком России в целях размещения средств правительства (резервные фонды), которые, как мы полагаем, Банк России не будет использовать для поддержки платежного баланса.
Мы ожидаем, что после увеличения профицита по СТО в 2018 г. благодаря росту мировых цен на энергоносители уровень внешнего профицита несколько сократится и будет составлять около 2% ВВП в среднем в ближайшие три-четыре года на фоне восстановления внутреннего спроса и постепенного снижения цен на нефть. Наши недавно пересмотренные допущения в отношении цен на нефть предполагают их поддержание на уровне 60 долл./барр. в 2019 г. и 55 долл./барр. в 2020 г. и в последующие годы (см. статью «S&P Global Ratings повышает свои допущения относительно цен на нефть марок Brent и WTI на 2018 г. и марки Brent — на 2019 г.», опубликованную 7 мая 2018 г. на портале RatingsDirect). Состояние финансового счета в основном стабилизировалось после двух лет значительного оттока капитала, вызванного санкциями и слабым доверием инвесторов. Мы ожидаем, что сокращение внешнего долга частного сектора затормозится к 2020 г., так как не находящиеся под санкциями компании и финансовые институты увеличат привлечение средств с международных рынков капитала.
Мы считаем, что более гибкий обменный курс рубля способствует адаптации экономики к волатильности сырьевых рынков. Мы также отмечаем снижение зависимости обменного курса от цен на нефть. Это объясняется главным образом тем, что в соответствии с новым бюджетным правилом правительство регулярно осуществляет покупку валюты за счет дополнительных нефтегазовых доходов, возникающих, если цена на нефть превышает заложенный в бюджете уровень — 40 долл./барр. (подлежит ежегодной корректировке на 2%), а также динамикой финансовых потоков.
На наш взгляд, предложенное после президентских выборов увеличение бюджетных расходов примерно на 1,5% ВВП в год на ближайшие шесть лет вряд ли негативно повлияет на бюджетную устойчивость, несмотря на то что правительство планирует несколько смягчить бюджетное правило. Дополнительные расходы предлагается профинансировать за счет ряда вполне реализуемых мер, включающих повышение НДС с 18% до 20%, увеличение налогового бремени на нефтегазовый сектор, повышение пенсионного возраста, сокращение ряда неприоритетных расходных статей, предусмотренных текущим бюджетом, дополнительные заимствования в объеме около 0,5% ВВП в год. Решение о привлечении новых заимствований, которые будут использованы для финансирования инфраструктурных расходов, свидетельствует о намерении правительства исполнять бюджет с минимальным первичным структурным дефицитом (рассчитанным на основе базовой цены на нефть), а не с первичным балансом, как ранее. Вместе с тем последние бюджетные проектировки на 2019-2021 гг. позволяют предположить, что правительство по-прежнему стремится направлять в резервы дополнительные нефтегазовые доходы. Таким образом, накопление конъюнктурных доходов будет способствовать существенному увеличению бюджетных резервов и приведет к тому, что ликвидная часть средств, находящаяся
в Фонде национального благосостояния, скорее всего, удвоится в 2017-2019 гг. и достигнет 6% ВВП. Кроме того, мы отмечаем, что предполагаемое повышение пенсионного возраста может позволить смягчить давление на бюджет со стороны пенсионных расходов. В то же время мы понимаем, что финальные параметры пенсионной реформы пока не утверждены, и мы ожидаем большей ясности в этом вопросе позднее в этом году.
В то же время новая бюджетная конструкция должна не только выдержать проверку временем, но и показать свою устойчивость при разных ценах на нефть. Это особенно сложно, учитывая значительный объем расходов, связанных с демографическими факторами и инфраструктурными потребностями, а также политическое давление с целью стимулировать недостаточно быстрый рост экономики и относительно неудачные попытки правительства следовать бюджетным правилам в прошлом.
В связи с этим наш прогноз относительно показателей бюджета по-прежнему чуть более консервативен по сравнению с оценкой правительства, и мы ожидаем ослабления показателей, во-первых, на уровне бюджетов региональных органов власти, а во-вторых — в связи с материализацией условных обязательств государственного сектора экономики. На наш взгляд, с учетом ожидаемого снижения цен на нефть в итоге бюджет расширенного правительства, исполнявшийся со средним профицитом на уровне около 0,4% ВВП в 2018-2020 гг., будет исполняться с минимальным дефицитом в 2021 г.
Насколько мы понимаем, основная часть бюджетного дефицита будет финансироваться за счет размещения облигаций на внутреннем рынке. При условии, что правительство будет соблюдать бюджетное правило и продолжит восстанавливать бюджетные резервы, мы ожидаем, что изменение чистого долга расширенного правительства в процентном отношении к ВВП (наиболее предпочтительный для нас показатель) будет в основном на одном уровне в период до 2021 г. Объем долга правительства за вычетом ликвидных активов, скорее всего, составит менее 10% ВВП, что мы считаем невысоким показателем. В соответствии с нашими критериями мы включаем в расчет государственного долга обязательства ряда организаций, тесно связанных с правительством, таких как Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», Агентство по страхованию вкладов и недавно созданный Фонд консолидации банковского сектора (ФКБС).
Несмотря на то, что объем условных обязательств остается ограниченным, потребности крупного и продолжающего расти государственного сектора могут негативно повлиять на сектор общественных финансов в долгосрочной перспективе. За последнее время заметно выросла роль правительства как в финансовом, так и в нефинансовом секторах, где ряд организаций имеет значительную долговую нагрузку (в частности, по нашим оценкам, долг нефинансовых организаций, связанных с государством, был близок к 15% ВВП в 2017 г.). Учитывая рост концентрации российской банковской системы, сфокусированной на крупных государственных организациях, в том числе тех, в отношении которых действуют санкции, мы отмечаем риск того, что в конечном счете правительство будет вынуждено предоставить финансовую поддержку некоторым из этих банков (см. статью «Санкции приводят к повышению рисков концентрации для российских компаний и банков», опубликованную 4 декабря 2017 г. в RatingsDirect).
Помимо этого, давление на общественные финансы могут оказать расходы, связанные с текущими процедурами оздоровления трех проблемных частных банков (совокупный объем активов — около 5,0-5,5% ВВП), перешедших под управление Банка России во втором полугодии 2017 г. Объем расходов на финансовое оздоровление ПАО Банк «ФК Открытие», ПАО «БИНБАНК» и ПАО «Промсвязьбанк» уже составил примерно 1% ВВП и может увеличиться в 2018-2019 гг. Недавно Банк России создал новый механизм оказания помощи проблемным банкам — через ФКБС и связанную с ним ООО «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора» (деятельность этих организаций контролируется Банком России). Как ожидается, такой механизм будет способствовать большей эффективности процесса санации проблемных банков и предоставит Банку России контроль над этим процессом. Несмотря на то, что бюджетные средства для финансирования соответствующих расходов не использовались, с учетом квазифискального характера деятельности Банка России некоторые расходы на оздоровление банков потенциально могут перейти на баланс правительства. Участие в процессе финансового оздоровления банков обусловило убытки Банка России в размере 0,5% ВВП в 2017 г. (согласно данным отчетности).
Вместе с тем мы отмечаем, что меры Банка России по поддержанию стабильности банковского сектора в целом были эффективными. Со второй половины 2017 г. темпы роста кредитования начали расти, поддерживаемые сильным ростом в сегменте розничного кредитования, в особенности ипотечного, и некоторым восстановлением спроса на кредиты со стороны корпоративных заемщиков. Это обстоятельство — наряду с мерами банков по реструктуризации, принимаемыми на протяжении последних трех лет, — также должно способствовать постепенному повышению качества активов банковского сектора. Мы ожидаем, что рост бизнеса обусловит умеренное повышение показателей маржи и прибыльности российских банков (см. статью «Оценки страновых и отраслевых рисков банковского сектора (BICRA): Российская Федерация», опубликованную 22 июня 2017 г.).
За последние несколько лет Банк России заслужил доверие участников рынка благодаря мерам, принятым в ответ на падение цен на нефть, а также мерам по снижению инфляции. Благодаря этому инфляция быстро снизилась до исторически низкого уровня — с 12,9% в 2015 г. до 2,3% (в годовом выражении) по состоянию на июнь 2018 г., несмотря на все еще высокие инфляционные ожидания. Мы полагаем, что рост потребительского спроса, повышение продовольственной инфляции и рост цен на нефть, скорее всего, обусловят возврат темпов роста инфляции к 4% — целевому показателю Банка России. В то время как темпы инфляции могут временно превысить целевой показатель в связи с налоговыми инициативами правительства, индекс потребительских цен, по нашим прогнозам, приблизится к запланированному уровню во второй половине 2019 г. и останется без изменений в среднесрочной перспективе.
ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ФИНАНСОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
продолжение табл.
продолжение табл.
Вы можете позвонить по одному из следующих телефонов S&P Global Ratings: (44) 20-7176-7176 (Европейская служба поддержки клиентов);
(44) 20-7176-3605 (Лондон); (33) 1-4420-6708 (Париж); (49) 69-33-999-225 (Франкфурт); (46) 8-440-5914 (Стокгольм); 7 (495) 783-4009 (Москва).
Ведущий кредитный аналитик: Карен Вартапетов, Франкфурт (49) 69-33-999-225; karen.vartapetov@spglobal.com
Второй кредитный аналитик: Рави Бхатия, Лондон (44) 20-7176-7113; ravi.bhatia@spglobal.com
Дополнительные контакты: SovereignEurope; SovereignEurope@spglobal.com
www.standardandpoors.com/ru_RU/web/guest/article/-/view/type/HTML/id/2075568
www.standardandpoors.com/ru_RU/web/guest/ratings/press-releases