Европа впервые за всю историю сможет пополнить свои истощённые запасы природного газа, почти не используя поставки по российским трубопроводам. Но планы региона по полному отказу от российского газа по-прежнему выглядят сложной задачей.
Хотя импорт российского газа в ЕС по трубопроводам резко сократился после вторжения в Украину в феврале 2022 года,
около 19% импорта газа в ЕС по-прежнему поступает из России в виде сжиженного природного газа и по трубопроводу «Турецкий поток» в Центральную Европу.
Но, судя по всему, блок серьёзно настроен изменить это. На прошлой неделе Европейский союз опубликовал
дорожную карту по полному отказу от импорта российской нефти и газа, а Европейская комиссия в следующем месяце предложит правовые меры по запрету оставшегося импорта российского трубопроводного газа и СПГ по существующим контрактам к концу 2027 года.
На первый взгляд, Европа выглядит довольно подготовленной к этому сдвигу, поскольку
газовые рынки в настоящее время переживают относительно спокойный период после сложной зимы.
Рост импорта СПГ в последние месяцы и потепление позволили трейдерам начать долгий процесс заполнения обширной сети подземных хранилищ в регионе.
По данным Gas Infrastructure Europe, к 11 мая запасы достигли 43% от общего объёма, восстановившись после сезонного минимума в 35% в конце марта, хотя текущий уровень примерно на треть ниже, чем в том же месяце прошлого года.
Согласно расчётам Reuters,
при текущей скорости закачки газа к концу сентября запасы, вероятно, достигнут 90%.
Ослабление опасений по поводу запасов в Европе, а также рост производства СПГ и снижение спроса в Азии привели к резкому падению эталонных европейских цен на газ TTF примерно до 35 евро за мегаватт-час по сравнению с трёхлетним максимумом в 58 евро/МВт·ч 10 февраля.
Итак, является ли план блока по постепенному отказу от российской энергии свершившимся фактом? К сожалению, на восточном фронте Европы не всё спокойно.
Прежде всего, страны-участницы
Словакия и Венгрия, которые зависят от поставок российской нефти и газа и лидеры которых дружат с президентом России Владимиром Путиным,
решительно выступили против предложенного запрета.
Действительно, для принятия предложения Еврокомиссии требуется лишь квалифицированное большинство голосов в Европейском парламенте, а это значит, что две страны Центральной Европы не смогут его заблокировать. Но их возражения могут усложнить процесс.
Предложение также может столкнуться
с сопротивлением со стороны неожиданного источника: президента США Дональда Трампа, который настаивает на мирном соглашении между Россией и Украиной. И в рамках любого соглашения Россия может попытаться возобновить — или хотя бы сохранить — некоторые объёмы продаж газа в Европу, которая исторически была для неё самым важным рынком сбыта нефти и газа.
Это может оказаться непростой задачей. Комиссар ЕС по энергетике Дэн Йоргенсен заявил, что
блок не возобновит импорт после заключения потенциальной сделки. Но
Трамп, стремящийся заключить сделку
, может оказать давление на Европу, чтобы она согласилась с этим пунктом.
Полное прекращение поставок российского газа также может оказаться непростой задачей из-за высокой концентрации рынка СПГ.
За первые четыре месяца этого года Россия обеспечила около 15% всего импорта СПГ в Европу, став вторым по величине поставщиком после США, на долю которых пришлось около 55% поставок.
Таким образом,
запрет на российский СПГ значительно увеличит зависимость Европы от поставок из США. Зависимость такого масштаба — потенциально 70% импорта СПГ в регионе — может оказаться рискованной в случае перебоев с поставками, таких как ураганы и наводнения на побережье Мексиканского залива в США, где производится подавляющее большинство американского СПГ.
И ЕС, по сути,
заменит зависимость от России чрезмерной зависимостью от Соединённых Штатов в то время, когда США стали гораздо менее надёжным партнёром.
С другой стороны, заменить значительную долю российского импорта СПГ может быть проще благодаря ожидаемому увеличению поставок в течение следующего десятилетия за счёт запуска новых проектов, особенно в США и Катаре.
Кроме того, ожидаемое снижение потребления газа в Европе
из-за быстрого роста возобновляемых источников энергии и сокращения энергоёмких отраслей может сделать переход от российского газа менее болезненным.
В конечном счёте Европа может обнаружить, что отказ от российского трубопроводного газа — это одно, а полное прекращение поставок российских энергоресурсов может оказаться гораздо более сложной задачей.
www.reuters.com/business/energy/europe-will-struggle-wean-itself-off-russian-gas-bousso-2025-05-14/