“Ъ” ознакомился с исследованием аналитической компании Spektr о состоянии крупнейших российских цифровых экосистем («Сбера», «Яндекса», VK, МТС, «Тинькофф») к началу 2024 года. По оценкам аналитиков, операторы за 2022–2023 годы существенно обновили состав экосистем: в целом они закрыли 37 сервисов (15% от изначального числа) и открыли 67 новых (рост на 28%). VK закрыла больше всего экосистемных сервисов за два года (15), но лидирует и по открытию новых (20). В относительных величинах наибольший рост наполнения экосистемы показала МТС (рост на 43% по сравнению с началом 2022 года). Снизилось общее число сервисов только у «Сбера», но всего на 2%.
В числе провальных аналитики называют VK Combo, «Ситимобил» (принадлежал СП Сбербанка и VK), а в случае с «Яндексом» — ранее принадлежавшие ему «Новости» и «Дзен» (сейчас у VK).
Усиливают операторы экосистем в первую очередь направления медиа и развлечений. Только в них все участники рынка увеличили число сервисов и серьезно обновили существующие.
В МТС подтвердили рост популярности развлекательных сервисов (Kion, «МТС Музыка», «Строки»), отметив также продукт защиты от спама и мошенников «Защитник».
В «Яндексе» отмечают рост аудитории развлекательных сервисов и времени их использования в подписке «Плюс»: «В среднем подписчики проводят в сервисах 21 день в месяц».
В VK лишь уточнили, что развивают «продукты и сервисы, потребность в которых есть у аудитории». В Сбербанке и Тинькофф-банке не ответили на запросы “Ъ”.
Среди технологий, вокруг которых в дальнейшем будут развиваться экосистемы, в Spektr называют в первую очередь нейросетевые языковые модели (LLM и GPT).
www.kommersant.ru/doc/6452487