Пришло время отменить ограничение цен на российскую
нефть.
Правда в том, что это не работает, и, что еще хуже,перевозка нефти на ржавых старых танкерах, повышает вероятность экологической катастрофы. Еще в декабре страны «Большой семерки» и ряд других ввели ограничение цены на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель.
Покупатели по-прежнему могут платить больше, но тогда они лишаются доступа к ключевым услугам, предоставляемым фирмами стран-подписантов. К ним относятся лучшая страховка от рисков, таких как столкновения и разливы.
Цель заключалась в том, чтобы позволить российской нефти продолжать поступать, одновременно ударив по доходам Кремля, заставив его согласиться на более низкие цены. Эффективность ограничения будет зависеть от потребности России в западных судах и услугах для обеспечения поставок нефти на международные рынки, а также от ее готовности продавать нефть ниже установленной цены.
Инициатива, казалось, сработала на какое-то время. Основной экспортный сорт страны Юралс торговался ниже порогового значения в течение большей части первых восьми месяцев действия ограничения. Поскольку мировые цены на нефть в последние месяцы выросли, выросла и стоимость российской нефти. Сейчас цена на нефть марки Юралс ближе к 100 долларам за баррель.
После начала СВО множество новых операторов танкеров накопили флот устаревших судов, многие из которых ранее были бы проданы на металлолом, для перевозки российской нефти. Эти ржавые старые танкеры вызвали в ООН обеспокоенность по поводу возросшего риска крупного разлива нефти. Чиновники ООН также обеспокоены практикой, которую некоторые корабли переняли, отключая транспондеры, сигнализирующие об их местонахождении, и перебрасывая грузы с одного устаревшего судна на другое.
Ограничение не соблюдается. Около 40% судов, перевозящих нефть из российских портов на Балтике и Черном море, принадлежали компаниям, базирующимся в странах, подписавших ограничение.
Усовершенствование правоприменения и запрет на ржавые старые суда могли бы снизить риск разлива нефти, но, похоже, нет желания делать что-либо, что могло бы препятствовать поставкам российской нефти.
Если западным грузоотправителям будет разрешено перевозить и страховать российские грузы, значительная часть торговли, вероятно, вернется на суда, которые должным образом застрахованы, находятся в хорошем состоянии и тщательно проверяются. Власти, как правило, настороженно относятся к допуску устаревших судов в свои порты: нескольким судам пришлось неделями ждать, прежде чем им будет разрешено разгрузить российские грузы в Индии и Китае.
Самые старые танкеры, которые сейчас участвуют в торговле с Россией, скорее всего, окажутся на пляжах Бангладеш, Индии и Пакистана, где их разрежут на металлолом, предотвращая то, что кажется неизбежной экологической катастрофой.
www.bloomberg.com/opinion/articles/2023-10-01/russian-oil-price-cap-isn-t-hurting-kremlin-s-income-but-raises-risk-of-spill