Правительство России намерено изменить экспортную пошлину на минеральные удобрения: прежняя пошлина устанавливала ставку в размере 23,5%, взимаемую с разницы между таможенной стоимостью удобрений и превышающей $450 за тонну, однако в связи с падением цен на удобрения на мировом рынке, Минфин сумел собрать всего 6 млрд руб вместо 120 млрд планировавшихся.
Правительство озаботилось изменением ставки
пошлины и решило
взимать ее в размере 8% со всех видов удобрений независимо от ценовой конъюнктуры, что позволит собрать несколько меньшую, чем ожидалось ранее, сумму — 87 млрд рублей до конца 2024 года. Проект постановления проходит независимую антикоррупционную экспертизу, которая должна завершиться в среду, 9 августа.
Минфин считает, что производители удобрений не сильно пострадают от нововведения.
Основные производители минеральных удобрений, отмечает Минфин, вполне способны справиться с изъятиями, которые в сумме должны составить в среднем 10% их операционной прибыли или 15% от свободного денежного потока за 2022 год.
«В условиях текущей рентабельности производителей, а также временного характера указанной меры, предлагаемые изъятия не окажут существенного негативного влияния на долгосрочное развитие отрасли производства удобрений и сохранят производителям достаточную операционную рентабельность, позволяющую выполнять свои планы в рамках утвержденных инвестиционных программ», — пишет Минфин.
В среднем
такая пошлина может обойтись производителям примерно в 8-12% EBITDA, около 15% FCF (свободного денежного потока — Free cash flow) и до 30% чистой прибыли, полагает Калачев из «
Финама». «Конечно, это очень приблизительные, но достаточно серьезные цифры, которые отразятся на рентабельности, сократят прибыль акционеров и снизят инвестиционные возможности компаний», — отмечает аналитик.
"
По производителям сложных удобрений такой общий подход может ударить сильнее", — отмечает эксперт. —
Теоретически продавать сырье может оказаться выгоднее, чем конечный продукт. Однако не думаю, что это радикально перестроит отрасль. Останавливать производство сложных продуктов тоже затратно, это ведет к потере рынков. Вряд ли производители на это пойдут, тем более что запас рентабельности у них все же есть, а вводимая мера заявлена как временная — только до конца 2024 года», — отмечает Калачев.
«Если себестоимость и рентабельность экспортируемой продукции не будут учтены при выработке фискальных механизмов, то может возникнуть перекос в
распределении налоговой нагрузки между химическими компаниями, — говорит Хазанов. —
Львиная доля дополнительного налогового бремени, исчисляемого десятками миллиардов рублей, перейдет на производителей сложных удобрений, ударив по инвестиционному потенциалу всей отрасли», — отмечает независимый эксперт Леонид Хазанов.
«С точки зрения производителей удобрений,
постоянные изменения в налоговом законодательстве усложняют долгосрочное планирование, в том числе в области масштабных инвестиционных проектов, — говорит Данилов из Велес-
Капитала. — Поэтому при принятии долгосрочных и затратных решений компании могут ориентироваться уже не на ценовую конъюнктуру, долговую нагрузку или объем свободных денежных средств, а на свои ожидания по будущим изменениям в налоговом режиме».
Нынешнее решение о введении единой ставки пошлины принимается в дополнение к планам российских властей пополнить
бюджет за счет налога на сверхприбыль, которую российские компании, в частности производители удобрений, получили в предыдущие годы.
www.forbes.ru/prodovolstvennaya-bezopasnost/494183-rossia-skorrektiruet-poslinu-na-vyvoz-podesevevsih-udobrenij-kto-v-vyigryse?utm_source=forbes&utm_campaign=lnews