Блог им. zzznth

Аэрофлот. Вопросов больше чем ответов.

    • 19 апреля 2023, 20:21
    • |
    • zzznth
      Популярный автор
  • Еще
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» пересмотрело рейтинг кредитоспособности нефинансовой компании ПАО «Аэрофлот» и присвоило рейтинг на уровне ruA+. Прогноз по рейтингу стабильный.

Повышение с одной стороны резонное, но вот некоторые обоснования вызывают множество вопросов. Может возникнуть вопрос: почему же резонное? Ведь дела у компании не оч. Приведу цитату
В оценке возможностей поддержки агентство учитывает высокий финансовый потенциал поддерживающей структуры и широкий набор инструментов поддержки, применявшийся к компании в последние годы, включающий проведении дополнительных эмиссий акций, предоставлении государственных гарантий по кредитным обязательствам и субсидий для поддержания операционной деятельности
Иными словами: Аэрофлот — это не просто компания с огромным долгом, но важная для государства (основной акционер) компания с огромным долгом. Не обанкротится :)

А вот абзац пресс-релиза, в коем были затронуты финансовые результаты оказался очень интересным (отчетности же не было). Приведу его целиком.
В рамках блока финансовых рисков агентство обращает внимание на улучшение метрик, связанных с долговой нагрузкой на фоне роста доли компании на рынке внутренних перевозок и демонстрации высокого уровня рентабельности по EBITDA на уровне 28% по итогам 2022 года. Этот результат поддержан инициативами по оптимизациям и контролю над расходами, а также мерами государственной поддержки в виде отраслевых субсидий. Долговые метрики, по оценке агентства составили 5.2 в терминах соотношения совокупного долга к EBITDA, покрытие процентных расходов EBITDA составило 2.1. компания продолжает демонстрировать хороший уровень ликвидности, который поддерживают достаточно комфортный график погашения обязательств, доступ к невыбранным кредитным линиям и запас ликвидности. Агентство также отмечает изменившейся профиль валютных рисков, связанный, с одной стороны, уменьшением доли валютных поступлений, с другой — с сокращением ряда статей валютных расходов при сохраняющихся валютных обязательствах по лизинговому портфелю.
Во-первых, бросается в глаза высокая рентабельность по EBITDA. Даже в рекордные годы она не поднималась выше 25%. Исторически, у компании 3й квартал успешный (отпуска вестимо), второй — средней успешности, а первый и четвертый даже в лучшие годы зачастую работают с отрицательной ебитдой. Напомню, что исторически компания то операционно убыточная, но благодаря роялти иногда показывала неплохую прибыль. Роялти в этом году практически отсутствовали, видимо субсидии сыграли свою роль.

На конец 21-го года чистый долг составлял 705 ярдов. Напомню, что в 22-м году была одобрена допэмиссия в размере 5.4 ярдов акций; однако спрос был небольшой, в основном со стороны основного акционера — государства — итого скупили только 1.5 ярда акций по цене 34,29 (что дало 51 ярд). Сиречь, чистый долг стал не менее 654 ярдов; а значит ебитда не менее 125 ярдов. В 21-м году была 116 ярдов, в принципе в этом должна бы подвырасти..

С покрытием процентных расходов все еще хитрее… Вообще, обычно покрытие смотрят не от ебитды, а от операционной прибыли (но последняя почти наверняка отсутствует)… Из последнего доступного отчета (за 21-й год) ситуация такова:
Аэрофлот. Вопросов больше чем ответов.
С числителем схитрили, могли схитрить и со знаменателем. Вот что тут брали? Просто процентные расходы? Сумму процентных расходов (в т.ч. по аренде)? Нетто процентных расходов? Как по мне, последний вариант наиболее правильный: тогда в 21-м году эта величина равнялась 34.4 ярдам, в 20-м — 40.3 ярда. Однако, ебитда выше в 2.1 раза… Видимо расходы сильно увеличились? Надо же 125+ набрать (соответствует 60+ ярдам процентных расходов)… Но конечно, что стало с этими арендными обязательствами — темный лес… Об этом же намекают и в конце процитированного абзаца.

К слову, отмечу, что даже в 21-м году не было переоценки от курсовых разниц...

Как говорится, понятно, что ничего не понятно :) Исходя из двух представленных экспертным агентством мультипликаторов, ЕБИТДА Аэрофлота за 22-й год составила где-то 100-135 ярдов. Лично мне кажется, что ближе к верхней границе (в рост процентных расходов верится куда более сильнее, чем в сильное падение долга)..
Амортизация в 21-м году была 120 ярдов, еще годом ранее 118 ярдов. С учетом канибализации самолетов, в этом году явно никак не менее. Используя указаный диапазон ебитды, опосля процентных расходов, останется 47.6..64.3 ярда доходов; амортизация в 120-128 ярдов дастдоналоговый убыток в 55-80 ярдов… Или же 44-64 ярда чистого убытка за год.

Выходит, что результат похуже, чем в 21-м году (34 ярда убытков) из-за сильного роста процентных расходов (а по-другому мульты никак не бьются)..

В моем старом посте двухлетней давности, приходилось использовать «смешанный» мульт: net debt (2020) / ebitda (2019) = 3.9 — не очень то весело. Сейчас долг 5.2х ебитды. В 21-м к слову, было 6х, но тогда компания восстанавливалась от ковидных ограничений, ебитда была занижена. Без новых допок и/или реструктуризации долга не видно как компания сможет выкарабкаться из такой ямы.

В принципе, если принять решение об эмиссии остальных (недовыбранных последней допкой) 4 ярдов акций, то даже по той же цене (34.29р) это даст 137 ярдов. Вкупе с некоторым ростом ебитды, это может позволить достичь каких-то разумных долговых мультипликаторов для компании.

P.S. Вообще вот это «по оценке агентства» интересное: это они как-то получили отчетность; взяли одно число и поделили на другое или же какие-то модели и оценки показателей использовали?..

P.P.S. К слову, в авиакомпании Аэрофлот (группа ПАО Аэрофлот больше) действительно пытаются резать косты: вот например условия труда для бортпроводников похуже сделали…
★1
18 комментариев
Ярды, ярды, будто мы в Англии
avatar
ждем 40!
Максим Инвестиционер, копеек?
avatar
zzznth, 40р, затем 60р
Максим Инвестиционер, ну ждите конечно
Сейчас на рынке много странных движений
avatar
zzznth, уже 38 прошли
ярды, футы, мили
avatar
Выглядит будто они не обслуживают этот долг, но учитывают
Анатолий Полубояринов, тогда процентные расходы бы упали… И совсем не билось бы по мультам

Но вероятность этого есть
avatar
Во-первых, бросается в глаза высокая рентабельность по EBITDA.
Если есть желание быть аналитиком, пожалуйста, не используйте этот бессмысленный показатель для расчетов, только для юмористических заметок о том, как его используют другие.
avatar
Григорий, и чем же он плох?
avatar
zzznth, этот показатель убирает из рассмотрения важнейшие показатели разных компаний: уровень долга и объем инвестиционных потребностей. Не верите мне, послушайте что говорит Потанин об этом.
Разумеется, у аэрофлота огромные лизинговые платежи или амортизация выкупленных судов выпадут из ебитды.
avatar
Григорий, тогда это не к рентабельности по ебитда, а к самой ебитде претензии же
avatar
Полетит, не полетит, полетит, не полетит, к сердцу прижмёт, куда-то пошлёт…
avatar
" Я аналиТЕГ, я так отчет вижу"  ))))))) 
avatar
глянул пресс-релиз 2021 года Эксперта, там при ебитде 111 млрд (как я понял, они сами ее считают) 2,7 покрытие. То есть они берут статью только финансовые расходы
Анатолий Полубояринов, стало совсем непонятнее… Как они там что насчитали в итоге…
avatar
Анатолий Полубояринов, nd/ebitda = 5.2; ebitda/проц расходам = 2.1
net debt / проц расходам = 10.9

Чистый долг (с учетом допки) по последним данным 650, проц. расходы 21-го 41.4
Получается соотношение 15.7, а должно быть 10.9

Отличие в 44%! То есть или долг должен сократиться или проц расходы увеличиться на эту величину...

К слову, если компании теперь надо платить в рублях, то соотношение долга к процентам дает «ставку» в 9.2% — ну кстати разумно
avatar

теги блога zzznth

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн