Блог им. Marek
Более высокие, чем ожидалось, цифры показывают, что регион из 20 стран избежал рецессии.
В еврозоне, наконец, есть основания для оптимизма.
Несмотря на прогнозы об обратном, валютный блок избежал рецессии этой зимой, показали данные. Он возродил надежды на то, что вторжение России в Украину не смогло подорвать европейскую экономику так сильно, как опасались.
«Это довольно выдающиеся выходы, доказывающие замечательную устойчивость экономики ЕС к встречным ветрам, развязанным войной России в Европе и энергетическим кризисом», — сказал еврокомиссар по экономике Паоло Джентилони.
Когда год назад Москва начала вторжение на Украину, росли опасения, что вторжение может оказать разрушительное воздействие на экономику Европы, поскольку нарушены поставки энергоносителей и последствия санкций объединяются, чтобы послать ударные волны через систему.
Но сейчас, пока инфляция остается высокой, она начинает замедляться. Кроме того, безработица находится на рекордно низком уровне, цены на газ вернулись к довоенному уровню, а экономические настроения восстанавливаются впервые за несколько месяцев.
«По сути, это история о том, что энергетический кризис управляется лучше, чем ожидалось, как правительствами, так и фирмами», — сказал Джеромин Зеттельмейер, директор аналитического центра Bruegel.
С политической точки зрения это тоже приятная новость. Правительства опасались, что рецессия раздует пламя антиевропейских настроений и даст оружие тем в Европе, кто скептически относится к введению санкций против российских людей и предприятий.
Данные Европейской комиссии показали, что еврозона выросла на 0,1 процента за последние три месяца года по сравнению с ранее прогнозируемым сокращением на половину процентного пункта. В течение 2023 года ВВП, по прогнозам, вырастет на 0,9 процента, что намного больше, чем ожидалось ранее в 0,3 процента.
Тем не менее, война продолжает отбрасывать свою длинную тень.
«Лучше, чем ожидалось, не означает хорошо», — сказал Джентилони, добавив, что «основным риском для нашего прогноза является агрессивная война в Украине и геополитическая напряженность».
Другие опасности включают жесткие рынки труда, которые могут привести к сильному росту заработной платы и инфляционному давлению. И хотя уровни хранения газа остаются высокими из-за снижения потребления, их пополнение в преддверии следующей зимы может оказаться затруднительным.
Продолжающееся ужесточение денежно-кредитной политики центральными банками может вызвать шоковые волны для компаний-должников и через банковскую систему, а также через ипотечные кредиты, что может привести к корректировке на рынках недвижимости.
Общая инфляция, как полагают, достигла пика — она составляла 10,6 процента в октябре — и теперь, как ожидается Комиссией, еще больше замедлится до 5,6 процента в этом году и до уровней, немного превышающих целевой показатель в 2 процента в конце 2024 года.
Это должно позволить правительствам в Европе обуздать дорогостоящие меры энергетической поддержки, к чему президент Европейского центрального банка Кристин Лагард призвала ранее в феврале. Эта помощь, вероятно, составит почти один процентный пункт ВВП ЕС до 2023 года, и только если правительства вернут ее к концу этого квартала.
Если нет, он взлетит до 2 процентных пунктов ВВП, подпитывая инфляцию и усложняя работу центральных банков по снижению цен.
«Важно, чтобы мы постепенно снижали бюджетный дефицит как для фискальной политики, чтобы не противоречить денежно-кредитной политике и не чувствовать дальнейшей инфляции», — заявил вице-президент Европейской комиссии Валдис Домбровскис в понедельник перед встречей министров финансов ЕС в Брюсселе.
Но правительства могут найти это не так просто, как хотелось бы чиновникам и центральным банкам.
«Нам нужно сделать выбор», — признала министр финансов Нидерландов Сигрид Кааг. «Некоторые из них трудны».
www.politico.eu/article/eurozone-eu-commission-economy-recession-finacial-crisis/