Блог им. Koleso

Олигархи: желание доказать заслуженность своего богатства, усталость, скука, инфантильность и феминизация бизнеса.

Олигархи: желание доказать заслуженность своего богатства, усталость, скука, инфантильность и феминизация бизнеса.


Олигархи: желание доказать заслуженность своего богатства, усталость, скука, инфантильность и феминизация бизнеса.

МНОГИЕ БОГАТЫЕ РУССКИЕ предпочитают объяснять свое привилегированное положение ссылками на гены и Бога, сознательно или неосознанно игнорируя роль тех серьезных преимуществ, которые они получили от своих родителей или же приобрели незаконным путем. 

Используя типичный неолиберальный нарратив, они стараются доказать заслуженность своего богатства, подчеркивая веру в доступную для всех социальную мобильность: ведь если каждый имеет возможность стать богатым, то те, кто действительно таковым стал, обладают полным правом гордиться своей победой в честной конкурентной борьбе, тогда как неудача других объясняется только лишь тем, что они плохо старались. 

Богатые русские негласно, но настойчиво продвигают идею о выживании наиболее приспособленных, подгоняя биологические и религиозные интерпретации под свои неолиберальные взгляды. 

В России все это работает вовсе не потому, что все здесь убеждены в естественном праве богатых людей на такое привилегированное положение: просто коллективная выработка альтернативных концепций и объяснений пока запаздывает.


В викторианской и эдвардианской Британии такие выдающиеся мыслители, как Чарльз Диккенс, Джон Голсуорси, в своих сочинениях не только подвергали жесткой и язвительной критике существующие элиты, включая аристократическую, коммерческую и колониальную, но и пытались примирить преимущества капиталистического накопления с более гармоничным и этичным видением будущего своей страны. 

Российская интеллигенция не делает ничего подобного, по крайней мере так же искусно и убедительно, чтобы поддержать идею о превосходстве буржуазии.


Посмотрим, как представители российской элиты используют для обоснования своего классового статуса нарратив прошлого своих семей – несмотря на то что глубокие социальные потрясения, пережитые Россией в XX столетии, делают связь между семейной историей и классовой идентичностью сложной и неоднозначной.

История семьи.

Новая российская буржуазия все больше осознает необходимость легитимировать свое социальное положение посредством конструирования особого семейного прошлого. 

Многие стараются восстановить историю своей семьи, особенно те ее элементы, которые находились под запретом в советское время или касаются репрессированных родственников.

скорее это способ сотворить желаемое настоящее, о чем не устают твердить ученые, изучающие историческую память.


Наши воспоминания зависят от двух факторов: 

от того, что в данный момент считается модным, и от того, через какую призму нам предлагают на это смотреть.

В начале 1990-х годов среди новой постсоветской элиты было модным искать в своей родословной привилегированные корни, желательно голубую кровь. 

Сегодня фокус переместился на советскую интеллигенцию. 

Проанализируем, как представители российского высшего класса рассматривают личную семейную историю с современной постсоветской точки зрения.

 Впрочем, многие представители российской элиты до сих пор предпочитают подчеркивать свою аристократическую генеалогию. 


То, что многие буржуа, не знает, как относиться к этой семейной истории, свидетельствует о том, что сегодня нарративы все еще находятся в стадии формирования и фундаментальные ориентиры, определяющие, какой должна быть «идеальная» семейная история, еще не устоялись.

Поиск смысла жизни.

 Сегодня финансовое благополучие все чаще рассматривается богатыми людьми не как цель, а как средство, позволяющее заниматься тем, что они считают по-настоящему важным.

Многих коллекционеров и меценатов объединяет усталость от того, чем они занимались годами, и желание найти нечто, делающее жизнь более интересной, многогранной и осмысленной. 

Некоторые мужчины, чувствующие потребность найти новый смысл в жизни, даже отошли от предпринимательских дел, чтобы посвятить все свое время искусству. 

Порой это имеет любопытные последствия. Некоторые из этих мужчин оставили женам управление бизнесом или по крайней мере включили их в этот процесс.

Филантропия в искусстве как путь к бессмертию.

Обессмертить себя – одна из главных целей коллекционера. Возможность сохранить память о себе стоит дороже, чем все золото мира. Пока что это единственный способ продлить собственную жизнь. Люди начинают задумываться об этом, когда достигают определенного уровня богатства и благосостояния. 

Покупая работы десяти современных художников, есть вероятность, что каждый из них когда-то может стать знаменитым. 

Но самое важное – в том, что они отражают нашу эпоху. 

Если через пятьдесят лет люди спросят, каким художники видели начало XXI века, их коллекция поможет ответить на этот вопрос.

Вкладывая в это столько сил на протяжении многих лет, вы начинаете думать, что делаете это для своих детей, для своих потомков. Но что, если им это не будет интересно?


В некотором смысле вышеописанная группа филантропов составляет «аристократию» в рядах новой российской буржуазии – аристократию в том (метафорическом) смысле, что, добившись высокого уровня финансового благополучия, они выходят за рамки экономической деятельности и направляют свои ресурсы на то, чтобы создать и оставить после себя долговременное наследие для будущих поколений.

Побочным эффектом является то, что некоторые мужчины, с головой погружаясь в искусство, чтобы избежать скуки и надоевшей рутины, передают собственные деловые функции женам. 

Таким образом, происходит необычная закулисная феминизация бизнеса, которая неизбежно повлечет за собой последствия для буржуазных гендерных отношений.


Филантропия как легитимация богатых русских в качестве респектабельных буржуа хорошо работает и на Западе. 

Некоторые объясняли отсутствие Владимира Потанина в западных санкционных списках не только значением его империи для мирового рынка никеля, но и его стратегической вовлеченностью в благотворительную деятельность на Западе.


Потанин был первым россиянином, подписавшим в 2013 году «Клятву дарения» в рамках кампании, запущенной Биллом Гейтсом и Уорреном Баффетом, которая призывает сверхбогатых людей пожертвовать бо́льшую часть своего состояния на благотворительность хотя бы после смерти. 

После передачи произведений искусства в дар Центру Помпиду в Париже он был награжден французским орденом Почетного легиона. 

Его благотворительный фонд, зарегистрированный в Англии в 2006 году, в 2019-м потратил на филантропию 42 млн фунтов стерлингов. 

Бо́льшая часть его благотворительной деятельности направлена на популяризацию русского искусства и культуры по всему миру и внутри своей страны. 

При этом Потанин продолжает жить в России и надежно удерживать в руках свой бизнес.


 Но, благотворительность в искусстве сама по себе не помогла Петру Авену, хотя тот в течение многих лет, как мало кто еще, пользовался уважением в творческих кругах на Западе; им восхищались как великим коллекционером и знатоком искусства. 

На протяжении почти двух десятилетий он был любимцем западных СМИ. 

Мужской мир.

Чем богаче вы становитесь, тем патриархальнее делается уклад вашей семейной жизни

Буржуазным женщинам выгодно придерживаться традиционных гендерных норм и не раскачивать лодку.

Социальный статус буржуазных женщин напрямую зависит от их семейного положения,


Гендерные отношения в России невероятно сложны. 

Отчасти это объясняется той непростой эволюцией, которую идея гендерного равенства претерпела в российском обществе. 

Вскоре после революции 1917 года советские женщины получили широкие права, надолго опередив в указанном отношении женщин Запада, особенно в плане абортов и разводов. 


Присутствие женщин на советском рынке труда и созданная государством инфраструктура для воспитания детей были беспрецедентными по своим масштабам. 

Многие западные феминистки, в частности Анджела Дэвис, находились под большим впечатлением от количества женщин-инженеров и женщин-врачей в Советском Союзе и завидовали гендерному равенству, которым, как считалось, пользовались советские женщины.

Женщинам удается достичь доминирования в некоторых сферах частной и профессиональной жизни. 


Этот парадокс драматично изображен Андреем Звягинцевым в его номинированном на «Оскар» фильме «Левиафан» (2014), где показано, что все институты, от семьи до суда, возглавляются мужчинами, но по факту управляются женщинами. 

Женщины в фильме наделены не только типичными женскими качествами, такими как надежность и ответственность, но и более сильными и решительными характерами, тогда как российские мужчины показаны инфантильными, если не слабыми.


P.S. III Форум инвесторов InvestCommunitу. 8 декабря. Принять участие https://clck.ru/32oLxt  

Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov

Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2 Подписывайтесь, оставляйте, пожалуйста, в Дзен комментарии. Это сейчас, наверно, единственная платформа, которая платит авторам за активность аудитории.

Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJAp.s

Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.

 
2 комментария
Кто-то высосал из пальца весь текст
avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн