Блог им. macroresearch
«Можем Заменить» — информационно-аналитический проект Центра аналитики и экспертизы ПСБ по исследованиям потенциала импортозамещения отраслей российской экономики.
На российском фармацевтическом рынке набирает оборот импортозамещение, хотя потенциал роста еще велик. В июне 2022 года из всех препаратов, реализованных на рынке, почти 66% в натуральном выражениии 45% в денежном были произведены на территории России. Рассказываем, каковы перспективы российского рынка лекарственных препаратов.
Фармацевтический рынок России
Объем фармацевтического рынка России в 2021 году составил 2,3 трлн руб. при росте в 13%. С учетом вакцинации от COVID-19 емкость рынка оценивается в 2,4 трлн руб., что соответствует 14 месту среди ведущих стран мира. Из-за волатильности курса рубля годовая динамика в USD и EUR чуть ниже − 9% и 5% соответственно.
Фармацевтический рынок состоит из трех основных сегментов.
Импорт на российском рынке лекарств с 2018 года сократился с 59% до 55%, что свидетельствует о процессе импортозамещения. За 2021 год объем импортных препаратов вырос на 11%, а локализованных – на 18%. В натуральном выражении локализированные препараты упали сильнее, чем импортные – на 9% против 5%. Это произошло из-за падения продаж препаратов нижнего ценового сегмента, таких как аспирин и парацетамол.
В июне 2022 года из препаратов, реализованных на рынке, почти 66% в натуральном выражении и 45% в денежном произведены на территории России.
По итогам текущего года, по данным компании «Яков и партнеры», на которое ссылается РБК, фармацевтический рынок может вырасти на 20% и составить 2,8-2,9 трлн руб.
За год средняя цена локализованного препарата выросла сильнее, чем импортного – на 15% против 8%, но его цена все еще остается более чем в 2 раза ниже зарубежного аналога.
Рост цен на препараты сдерживается регулированием. Для этого правительство утвердило список жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Его доля на рынке за 2021 год выросла на 7 п.п., до 63%. Сдерживание цен имеет и обратную сторону медали – дефицит, так как не все российские компании стремятся производить продукцию из этого списка.
Доля оригинальных препаратов на российском рынке составила более 44%. В последние годы она растет благодаря госзакупкам дорогостоящих препаратов. Почти 56% препаратов на рынке – дженерики.
По предназначению к крупнейшим группам лекарств относят противоопухолевые препараты и иммуномодуляторы (18%), для лечения пищеварительного тракта и обмена веществ (14%), а также антибиотики (14%).
В 2021 году доля локализованных лекарственных препаратов в денежном выражении составила 45%. Из них пятая часть производится дочками иностранных компаний, остальное – российскими. Российским экспортом было охвачено 135 государств на сумму около $1 млрд.
Российские компании активно локализуют производство зарубежных препаратов. В 2018 году национальные компании производили 30% локализованных препаратов, а в 2021 году – уже 36%. В текущем году доля локализованных препаратов продолжает расти. Этому способствует тот факт, что ряд зарубежных игроков заморозили маркетинговую и инвестиционную деятельность на территории РФ.
Весной текущего года правительство приняло ряд мер для обеспечения лекарствами населения: ввоз препаратов в оригинальной упаковке в случае риска дефицита лекарства, ускоренная процедура регистрации и т.п.
Производители лекарственных препаратов
На отечественном рынке представлена продукция 550 российских производителей, которые обладают 2 581 брендами и поставляют 9 083 SKU. Иностранные препараты, потребляемые в России, производят 570 зарубежных компаний. Они поставляют на наш рынок препараты 3 290 брендов и 8 757 SKU.
Таким образом, иностранные компании продают оригинальных препаратов на 27% больше, чем национальные производители. Российская фармацевтическая отрасль преимущественно выпускает небрендированные дженерики.
Лидером по поставкам на российский рынок в рублях является немецкий химико-фармацевтический концерн Bayer AG, который в мировом рейтинге находится на 16-й позиции. Он выпускает такие известные препараты и добавки, как аспирин «Байер», «Алка-Зельтцер», «Супрадин». Он занимает 4,5% внутреннего рынка и не имеет производственных площадок в России. В марте он объявил о прекращении рекламы и замораживании инвестиционных проектов в России и Белоруссии. Поставки препаратов сохраняются.
На втором месте с небольшим отставанием и долей рынка в 4,4%, а также динамичным ростом находится российский производитель АО «Отисифарм». Компания была образована в 2013 году в результате выделения из «Фармстандарта» безрецептурного бизнеса. Она известна своими топовыми брендами Арбидол, Амиксин, Пенталгин.
Третье место занимает швейцарская транснациональная фармацевтическая компания Novartis AG с долей рынка в 3,8%, которая заметно снизилась с прошлого года. В мировом рейтинге компания также на третьей позиции. Завод компании в Санкт-Петербурге продолжит производить лекарства, хотя компания приостановила свою маркетинговую и инвестиционную деятельность в России.
В июне 2022 г. Bayer сохранил свое лидерство, а на второе и третье место в денежном выражении вышли немецкая Stada и французская Servier, которая в прошлом году находилась на 16-м месте.
В натуральной номинации лидером является крупнейший российский производитель Фармстандарт, который занимает 7,6% рынка. Его основные бренды: «Арбидол», «Амиксин», «Имудон», «Термикон», «ИРС-19». В денежном выражении Фармстандарт находится лишь на 14-й позиции.
За Фармстандартом расположилась его дочка Отисифарм с 4,1% рынка. Тройку лидеров замыкает динамично растущая российская компания ОЗОН Фармацевтика. Помимо Bayer и Novartis, ряд других иностранных фармацевтических компаний в марте 2022 года также объявили об ограничении маркетинговой и инвестиционной деятельности в России. Среди них Allergan Aesthetics, Eli Lilly and Co. и Roche Holding AG, Merck (MSD) и Pfizer.
Оборудование для производства лекарств
Объем производства российского оборудование для изготовления лекарственных препаратов недостаточен. Его доля не превышает 30%. Остальные 70% импортируются, главным образом, из Китая, Германии, США и Индии.
В текущем году ряд европейских производителей оборудования для фарминдустрии (Syntegon, GEA, Sartorius, Cytiva), начали отказываться от поставок в Россию запчастей, хотя они не попали под западные санкции. Производители препаратов вынуждены копировать необходимые детали и искать производителей подобного оборудования в Китае и Индии.
Принятая Минпромторгом в 2015 году программа по импортозамещению медоборудования и изделий до 2020 года содержала целевую долю российского оборудования в 40%. Однако вынужденное масштабное наращивание импорта в пандемию помешало достижению цели.
В настоящий момент ситуация с оборудованием стабильная − российские производители запаслись комплектующими в достаточном количестве еще в начале пандемии.
Можем заменить
Хотя с февраля 2022 года ни один из зарубежных производителей лекарств не ушел с российского рынка, доля компаний из «недружественных стран» занимает более половины рынка. В силу высокой доли курс на импортозамещение обязателен и взят далеко не сегодня.
В октябре 2021 года Минпромторг представил десятилетнюю программу развития российской фармацевтической индустрии «Фарма-2030», которая стала преемницей предыдущей программы «Фарма-2020». Согласно отраслевой стратегии, объем производства лекарственных препаратов должен составить не менее 1,2 трлн руб./год, доля локально произведенных лекарств от общего рынка – не менее 42% в денежном выражении. 80% стратегически значимых лекарств должны быть локализованы в России до полного цикла производства, стандартные образцы должны быть локализованы не менее чем на 50%.
Объемы экспорта российской фармацевтической продукции предполагалось увеличить в 2 раза и довести до 30% от производства, а сбытом планировалось охватить 70% стран.
Сейчас Минпромторг планирует ускорить развитие ряда направлений. Например, стандартные образцы препаратов планируется полностью локализовать уже к 2024 г.
Главным приоритетом стратегии станет «инновационное импортозамещение, основанное на ускоренном и эффективном внедрении перспективных лекарственных разработок, в первую очередь, отечественных». Таким образом, предполагается делать акцент не на выпуск дженериков, а на разработку и выпуск новых препаратов с полным производственным циклом на территории России. Такой подход подразумевает существенные инвестиции в НИОКРы и построение фармацевтической промышленности по образцу развитых стран.
В настоящий момент лишь 20% производимых в России препаратов являются строго отечественными, так как 80% сырья импортируется. Поэтому в стратегии предусмотрено расширение производства действующих веществ и сырьевых ингредиентов, необходимых для их производства. В частности, к концу 2030 года ожидается, что 90% стратегически значимых лекарств будут производиться в России по полному циклу.
В ходе работы в рамках предыдущей стратегии «Фарма-2020» российские производители научились быстро выводить на рынок дженерики. Активно развиваются и отечественные разработки. Так, количество клинических исследований российских препаратов для «прорывной терапии» с начала 2022 года выросло на 17%.
Доля исследований российских препаратов, включая оригинальные, выросла с 49% в предыдущем году до 82% в настоящем. Например, российский «Биокад» в августе 2022 года получил разрешение на проведение клинических испытаний генотерапевтического препарата против спинальной мышечной атрофии.
Компания «ГЕНЕРИУМ» в текущем году проводит первое в России клиническое исследование биомедицинского клеточного продукта для лечения пациентов с дефектами хряща коленного сустава. Также в 2019 году она получила разрешение на проведение клинических испытаний препарата для лечения острого лимфобластного лейкоза.
Бесспорным достижением российской фармакологи считается разработка и выпуск вакцины от коронавируса «Спутник V». Вакцина прошла все три фазы испытаний, результаты которых опубликованы в авторитетном международном медицинском журнале The Lancet. Было доказано, что вакцина дает практически полную защиту от тяжелых форм заболеваний ковидом.
Вакциной было обеспечено все население Россией, она выведена на рынки 40 зарубежных стран, 19 из которых ее зарегистрировали. Успех «Спутника» открывает возможности продвижения на внешние рынки других наших инновационных препаратов, для производства которых строятся новые мощности.
Например, «Фармстандарт» готовится с 2023 года запустить производство жизненно важного лекарства для пациентов с гемофилией. В текущем году будет закончено строительство нового цеха на «Фармстандарт-УфаВИТА». Выпуск лекарства начнется в 2023 году. Объем инвестиций составит 1,6 млрд рублей.
Помимо научно-практической стороны разработок, остро встают вопросы стабильного рыночного спроса и финансирования. Для их решения Минпромторг разрабатывает новую «квазиплановую» модель импортозамещения в ряде отраслей, в том числе, в производстве оборудования для фармацевтической промышленности. Она будет основана на крупных «якорных» проектах, гарантирующих долгосрочный спрос. Вместе с офсетными инвестиционными контрактами (встречными инвестиционными обязательствами) эта конструкция уже с осени текущего года должна начать стимулировать российских предпринимателей активнее инвестировать в жизненно важные высокотехнологичные проекты.
Конкурсы с подобным финансированием уже проводятся в Подмосковье и Санкт-Петербурге. Участвовать в конкурсе смогут «ПСК Фарма», «Активный компонент» и «Герофарм». Так, «ПСК Фарма» уже исполняет офсетный контракт на сумму 1,7 млрд руб.
По оценке рабочей группы Министерства образования и науки, для импортозамещения в области субстанций и полупродуктов для производства лекарств в России до 2030 года потребуется 200 млрд руб.
t.me/macroresearch
P.S. работаю на бирже с biotech/pharm.