Блог им. Koleso

Что пошло не так с Snap, Netflix и Uber? Несмотря на внешние различия, бизнес-модели цифровых любимцев опираются на одни и те же шаткие столпы.

Что пошло не так с Snap, Netflix и Uber? Несмотря на внешние различия, бизнес-модели цифровых любимцев опираются на одни и те же шаткие столпы.

2CGCE72 Guilherand-Granges, France - November 04, 2019. Apple Iphone 8 with some of the most popular app platform logos: Uber, Spotify, Uber Eats, Airbnb, Net

Когда Эван Шпигель, глава Snap, написал в просочившейся служебной записке, что компания, занимающаяся социальными сетями, «сильно ударилась новой экономической реальностью 2022 года», он вполне мог описать цифровых любимцев Америки в целом. 


После многолетнего бычьего роста сектор переживает резкую коррекцию. 

Индекс NASDAQ, в котором базируется множество потребительских интернет-компаний, за последние 12 месяцев упал почти на 30%; 


Промышленный индекс Доу-Джонса, составленный менее техническими фирмами, упал менее чем на 10%. 

В этом году американские технологические компании уже сократили более 45 000 рабочих мест.


Частично виновата макроэкономика. 

Стремительный рост инфляции и рост выплат по ипотечным кредитам заставляют потребителей сокращать дискреционные расходы, а большинство цифровых предложений являются дискреционными. 

Даже триллионные гиганты отрасли не остались в стороне, несмотря на то, что они продолжают получать солидную прибыль. 

Alphabet, Amazon, Apple и Microsoft за последние 12 месяцев в совокупности потеряли 2 трлн долларов рыночной стоимости.


Если вы думаете, что у больших технологий дела обстоят плохо, подумайте о не очень больших технологиях. 

В частности, три бизнес-модели, принятые фирмами, появившимися после краха доткомов в 2001 году, а впоследствии и инвесторами, теряют популярность: 

грузчики (которые перевозят людей или вещи по городам), 

стримеры (предлагающие музыку и телевидение онлайн) и 

криперы (которые зарабатывают деньги, наблюдая за своими пользователями и продавая устрашающе таргетированную рекламу). 


За последний год фирмы, воплощающие эти бизнес-модели, — Uber и DoorDash; Нетфликс и Спотифай; а Snap и Meta (которые эффектно выпали из триллионного клуба) потеряли в среднем две трети своей рыночной капитализации (см. диаграмму).

Что пошло не так с Snap, Netflix и Uber? Несмотря на внешние различия, бизнес-модели цифровых любимцев опираются на одни и те же шаткие столпы.

И все может стать еще хуже. 

Несмотря на то, что Uber является мировым лидером в сфере такси, ожидается, что еще одна четверть будет иметь отрицательный свободный денежный поток (деньги, которые компании генерируют после вычета капитальных вложений). 


За свою 13-летнюю жизнь Uber сжег 25 миллиардов долларов наличными, что эквивалентно примерно половине его текущей рыночной стоимости. 

DoorDash, лидер в сфере доставки еды, также остается убыточной. 

Как и Spotify (несмотря на приличный рост выручки) и Snap (помимо резкого замедления продаж). 


Netflix получает прибыль, но рост его выручки в третьем квартале снизился до 6% в годовом исчислении по сравнению с историческим средним показателем более 20%. Доходы Meta сокращались два квартала подряд.


На первый взгляд грузчики, стримеры и криперы — а значит, и их проблемы — кажутся разными. 

Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что все их предприятия сталкиваются с одними и теми же основными ловушками: 

неуместной верой в сетевые эффекты;

низкими входными барьерами и 

зависимостью от чужой платформы.


Начнем с сетевых эффектов, или «маховиков», как говорят в Силиконовой долине, — идеи о том, что ценность продукта для пользователя возрастает с увеличением числа пользователей. 

Как утверждается, как только пользовательская база преодолевает определенный порог, маховик приводит в действие самовоспроизводящийся цикл роста. 

Это также объясняет, почему так много стартапов стремятся к росту любой ценой, тратя миллионы на привлечение новых клиентов, чтобы запустить маховик.


Сетевые эффекты реальны. Но и у них есть свои пределы. 

Uber полагал, что его фора в поиске попутчиков дала ему билет к богатству, так как большее количество пассажиров и водителей будет означать меньше времени простоя для обоих, вовлекая все больше пользователей в неудержимый водоворот. 

Вместо этого он столкнулся с убывающей отдачей от масштаба: 

сокращение среднего времени ожидания с двух минут до одной потребовало бы вдвое большего числа водителей, хотя большинство водителей едва заметят разницу. 


Голодные потребители DoorDash также нуждаются в большом количестве альтернативных индийских ресторанов на выбор. 

И те сетевые эффекты, которыми наслаждаются грузчики, являются локальными; пользователя в Нью-Йорке мало волнует популярность приложения в Лос-Анджелесе.


Spotify и Netflix также пытались извлечь выгоду из сетевых эффектов, поскольку огромное количество данных о привычках прослушивания и просмотра похожих пользователей обещало создать непревзойденный продукт. 

Вера в то, что кладезь информации о пользователях даст Netflix преимущество в создании контента, была подорвана такими провалами, как «Настоящие мемуары международного убийцы», получившие редкий рейтинг аудитории 0% на обзорном веб-сайте Rotten Tomatoes. 


Для криперов, чьи социальные сети являются по преимуществу сетевым бизнесом, беспокоит то, что произойдет, если маховики начнут вращаться в обратном направлении.

 У Meta была паника в четвертом квартале 2021 года, когда она потеряла 1 миллион пользователей. 


Вторая проблема — низкие входные барьеры — тоже выглядит как благо, обернувшееся бедой. 

Достижения в области технологий, от смартфонов до облачных вычислений, позволили самым разным стартапам, включая перевозчиков, стримеров и криперов, дешево и быстро создавать потребительское программное обеспечение. 

Но это также означало, что вскоре появились подражатели, и легкие деньги позволили им предлагать щедрые скидки, чтобы быстро создать минимально необходимый масштаб.


Хотя на внутреннем рынке Uber сталкивается только с одним реальным конкурентом в сфере такси — Lyft, его глобальная экспансия почти сразу же натолкнулась на местных конкурентов, таких как Didi в Китае или Grab и Gojek в Юго-Восточной Азии. 

Сочетание относительно простых продуктов и бесплатного пользовательского опыта означает, что новому претенденту может быть достаточно нового поворота в социальных сетях, чтобы набрать обороты: 

просто попробуйте отвлечь подростка от TikTok.


Входные барьеры для стримеров выше — Netflix и Spotify тратят много денег на создание или лицензирование контента. 

Но они не являются непреодолимыми, особенно для соперников с большими карманами. 

Чтобы противостоять вызову со стороны Disney, который тратит в общей сложности 30 миллиардов долларов в год на контент, Netflix также приходится тратить около 17 миллиардов долларов в год. 


Как и затраты на привлечение клиентов для перевозчиков, затраты на контент съедают прибыль стримеров. 

Потоковые сервисы Disney потеряли 1,1 миллиарда долларов во втором квартале этого года, и компания заявила, что ее платформа Disney + ожидает убытков до 2024 года. 

Крупные инвестиции объясняют, почему свободный денежный поток Netflix равен всего 6% от выручки.


Третий недостаток, общий для трех шатких бизнес-моделей, — их зависимость от платформ дистрибуции, которые им не принадлежат. 

Uber и DoorDash солидно платят за рекламу в магазинах приложений для iPhone и Android от Alphabet. 

Spotify взимает комиссию в размере 15% с подписок, купленных на iPhone — налог настолько раздражающий, что компания подала жалобу на Apple по этому поводу. Netflix избегает комиссии, заставляя пользователей подписываться через веб-браузер, перекладывая раздражение на клиента и, вполне возможно, пропуская подписки.


Зависимость от дуополии iPhone-Android представляет собой экзистенциальную угрозу. 

Новое требование Apple о том, чтобы пользователи давали приложениям для iPhone разрешение отслеживать свою активность в других приложениях и на веб-сайтах, — шаг, который позже воспроизвел Alphabet, — может в этом году стоить Meta примерно 10 миллиардов долларов упущенного дохода. 


Parler, пользующийся популярностью у ультраправых за либеральное отношение к нормам речи, был временно заблокирован как Apple, так и Android. 

Если американские ястребы из сферы национальной безопасности, обеспокоенные тем, что TikTok принадлежит китайцам, добьются своего и заставят Apple и Alphabet исключить его из своих магазинов приложений, восходящая звезда социальных сетей может столкнуться с аналогичным ударом.


Различные бизнес-модели не сталкиваются с одинаковым балансом проблем. Движущиеся силы были бы в лучшем положении, если бы в отрасли были значимые барьеры для входа. 

Стримеры, возможно, смогли бы оттеснить новых участников, если бы сетевой эффект был сильнее. 

И криперы были в неплохой форме, пока Apple и Alphabet не испортили их вечеринку. Одна шаткая опора достаточно проблематична. 

Трое из них — это катастрофа, ожидающая своего часа.

P.S. Релокация бизнеса под ключ. Получение резиденства. Казахстан, ОАЭ, другие страны.

Напишите [email protected] и Вам помогут.

 

Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov

Telegram https://t.me/kudaidem2

VK https://vk.com/id170715284

Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2

Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJA

Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.

 

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн