Блог им. Koleso
Что пошло не так с Snap, Netflix и Uber? Несмотря на внешние различия, бизнес-модели цифровых любимцев опираются на одни и те же шаткие столпы.
Когда Эван Шпигель, глава Snap, написал в просочившейся служебной записке, что компания, занимающаяся социальными сетями, «сильно ударилась новой экономической реальностью 2022 года», он вполне мог описать цифровых любимцев Америки в целом.
После многолетнего бычьего роста сектор переживает резкую коррекцию.
Индекс NASDAQ, в котором базируется множество потребительских интернет-компаний, за последние 12 месяцев упал почти на 30%;
Промышленный индекс Доу-Джонса, составленный менее техническими фирмами, упал менее чем на 10%.
В этом году американские технологические компании уже сократили более 45 000 рабочих мест.
Частично виновата макроэкономика.
Стремительный рост инфляции и рост выплат по ипотечным кредитам заставляют потребителей сокращать дискреционные расходы, а большинство цифровых предложений являются дискреционными.
Даже триллионные гиганты отрасли не остались в стороне, несмотря на то, что они продолжают получать солидную прибыль.
Alphabet, Amazon, Apple и Microsoft за последние 12 месяцев в совокупности потеряли 2 трлн долларов рыночной стоимости.
Если вы думаете, что у больших технологий дела обстоят плохо, подумайте о не очень больших технологиях.
В частности, три бизнес-модели, принятые фирмами, появившимися после краха доткомов в 2001 году, а впоследствии и инвесторами, теряют популярность:
грузчики (которые перевозят людей или вещи по городам),
стримеры (предлагающие музыку и телевидение онлайн) и
криперы (которые зарабатывают деньги, наблюдая за своими пользователями и продавая устрашающе таргетированную рекламу).
За последний год фирмы, воплощающие эти бизнес-модели, — Uber и DoorDash; Нетфликс и Спотифай; а Snap и Meta (которые эффектно выпали из триллионного клуба) потеряли в среднем две трети своей рыночной капитализации (см. диаграмму).
И все может стать еще хуже.
Несмотря на то, что Uber является мировым лидером в сфере такси, ожидается, что еще одна четверть будет иметь отрицательный свободный денежный поток (деньги, которые компании генерируют после вычета капитальных вложений).
За свою 13-летнюю жизнь Uber сжег 25 миллиардов долларов наличными, что эквивалентно примерно половине его текущей рыночной стоимости.
DoorDash, лидер в сфере доставки еды, также остается убыточной.
Как и Spotify (несмотря на приличный рост выручки) и Snap (помимо резкого замедления продаж).
Netflix получает прибыль, но рост его выручки в третьем квартале снизился до 6% в годовом исчислении по сравнению с историческим средним показателем более 20%. Доходы Meta сокращались два квартала подряд.
На первый взгляд грузчики, стримеры и криперы — а значит, и их проблемы — кажутся разными.
Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что все их предприятия сталкиваются с одними и теми же основными ловушками:
неуместной верой в сетевые эффекты;
низкими входными барьерами и
зависимостью от чужой платформы.
Начнем с сетевых эффектов, или «маховиков», как говорят в Силиконовой долине, — идеи о том, что ценность продукта для пользователя возрастает с увеличением числа пользователей.
Как утверждается, как только пользовательская база преодолевает определенный порог, маховик приводит в действие самовоспроизводящийся цикл роста.
Это также объясняет, почему так много стартапов стремятся к росту любой ценой, тратя миллионы на привлечение новых клиентов, чтобы запустить маховик.
Сетевые эффекты реальны. Но и у них есть свои пределы.
Uber полагал, что его фора в поиске попутчиков дала ему билет к богатству, так как большее количество пассажиров и водителей будет означать меньше времени простоя для обоих, вовлекая все больше пользователей в неудержимый водоворот.
Вместо этого он столкнулся с убывающей отдачей от масштаба:
сокращение среднего времени ожидания с двух минут до одной потребовало бы вдвое большего числа водителей, хотя большинство водителей едва заметят разницу.
Голодные потребители DoorDash также нуждаются в большом количестве альтернативных индийских ресторанов на выбор.
И те сетевые эффекты, которыми наслаждаются грузчики, являются локальными; пользователя в Нью-Йорке мало волнует популярность приложения в Лос-Анджелесе.
Spotify и Netflix также пытались извлечь выгоду из сетевых эффектов, поскольку огромное количество данных о привычках прослушивания и просмотра похожих пользователей обещало создать непревзойденный продукт.
Вера в то, что кладезь информации о пользователях даст Netflix преимущество в создании контента, была подорвана такими провалами, как «Настоящие мемуары международного убийцы», получившие редкий рейтинг аудитории 0% на обзорном веб-сайте Rotten Tomatoes.
Для криперов, чьи социальные сети являются по преимуществу сетевым бизнесом, беспокоит то, что произойдет, если маховики начнут вращаться в обратном направлении.
У Meta была паника в четвертом квартале 2021 года, когда она потеряла 1 миллион пользователей.
Вторая проблема — низкие входные барьеры — тоже выглядит как благо, обернувшееся бедой.
Достижения в области технологий, от смартфонов до облачных вычислений, позволили самым разным стартапам, включая перевозчиков, стримеров и криперов, дешево и быстро создавать потребительское программное обеспечение.
Но это также означало, что вскоре появились подражатели, и легкие деньги позволили им предлагать щедрые скидки, чтобы быстро создать минимально необходимый масштаб.
Хотя на внутреннем рынке Uber сталкивается только с одним реальным конкурентом в сфере такси — Lyft, его глобальная экспансия почти сразу же натолкнулась на местных конкурентов, таких как Didi в Китае или Grab и Gojek в Юго-Восточной Азии.
Сочетание относительно простых продуктов и бесплатного пользовательского опыта означает, что новому претенденту может быть достаточно нового поворота в социальных сетях, чтобы набрать обороты:
просто попробуйте отвлечь подростка от TikTok.
Входные барьеры для стримеров выше — Netflix и Spotify тратят много денег на создание или лицензирование контента.
Но они не являются непреодолимыми, особенно для соперников с большими карманами.
Чтобы противостоять вызову со стороны Disney, который тратит в общей сложности 30 миллиардов долларов в год на контент, Netflix также приходится тратить около 17 миллиардов долларов в год.
Как и затраты на привлечение клиентов для перевозчиков, затраты на контент съедают прибыль стримеров.
Потоковые сервисы Disney потеряли 1,1 миллиарда долларов во втором квартале этого года, и компания заявила, что ее платформа Disney + ожидает убытков до 2024 года.
Крупные инвестиции объясняют, почему свободный денежный поток Netflix равен всего 6% от выручки.
Третий недостаток, общий для трех шатких бизнес-моделей, — их зависимость от платформ дистрибуции, которые им не принадлежат.
Uber и DoorDash солидно платят за рекламу в магазинах приложений для iPhone и Android от Alphabet.
Spotify взимает комиссию в размере 15% с подписок, купленных на iPhone — налог настолько раздражающий, что компания подала жалобу на Apple по этому поводу. Netflix избегает комиссии, заставляя пользователей подписываться через веб-браузер, перекладывая раздражение на клиента и, вполне возможно, пропуская подписки.
Зависимость от дуополии iPhone-Android представляет собой экзистенциальную угрозу.
Новое требование Apple о том, чтобы пользователи давали приложениям для iPhone разрешение отслеживать свою активность в других приложениях и на веб-сайтах, — шаг, который позже воспроизвел Alphabet, — может в этом году стоить Meta примерно 10 миллиардов долларов упущенного дохода.
Parler, пользующийся популярностью у ультраправых за либеральное отношение к нормам речи, был временно заблокирован как Apple, так и Android.
Если американские ястребы из сферы национальной безопасности, обеспокоенные тем, что TikTok принадлежит китайцам, добьются своего и заставят Apple и Alphabet исключить его из своих магазинов приложений, восходящая звезда социальных сетей может столкнуться с аналогичным ударом.
Различные бизнес-модели не сталкиваются с одинаковым балансом проблем. Движущиеся силы были бы в лучшем положении, если бы в отрасли были значимые барьеры для входа.
Стримеры, возможно, смогли бы оттеснить новых участников, если бы сетевой эффект был сильнее.
И криперы были в неплохой форме, пока Apple и Alphabet не испортили их вечеринку. Одна шаткая опора достаточно проблематична.
Трое из них — это катастрофа, ожидающая своего часа.
P.S. Релокация бизнеса под ключ. Получение резиденства. Казахстан, ОАЭ, другие страны.
Напишите FRONT.OFFICE@PALMINA-INVEST.COM и Вам помогут.
Поддержать канал: https://boosty.to/kolesnikov
Telegram https://t.me/kudaidem2
Zen https://zen.yandex.ru/id/6228a9bdb2ff024222e4cab2
Youtube https://www.youtube.com/channel/UCrTyPO-n1ccPnf2mjMsUaJA
Подпишитесь — будем на связи и в курсе происходящего.