Блог им. RationalAnswer

Как банкротились российские брокеры: куда могут утечь ваши деньги и ценные бумаги

Инвесторов часто учат, дескать «ваши ценные бумаги надежно защищены, даже если с брокером что-то случится – они точно будут в безопасности!» На практике, правда, в России это справедливо далеко не всегда. В этой статье мы разбираемся, какими удивительными способами ушлые брокеры всё-таки могут лишить вас ваших денег.

Как банкротились российские брокеры: куда могут утечь ваши деньги и ценные бумаги
Гордон Гекко показывает, куда могут утечь ваши деньги (ТУДА)

В прошлом году, когда я часто писал про политические риски инвестирования через зарубежные брокерские счета (например, здесьздесь и здесь), меня нередко упрекали в том, что я сгущаю краски и будто бы вообще топлю за то, что инвестировать нужно только через российских брокеров.

Это, конечно же, не так. Хороший инвестор должен одинаково не доверять всем одновременно, и держать в голове все возможные варианты рисков. Так что в этой статье мы пройдемся по всем громким случаям дефолтов брокеров в истории нашей страны; а заодно попытаемся разобраться – что же нужно делать, чтобы не стать героем следующей такой истории. Поехали!

2003, «Пролог»: это разборка, питерская!

Иронично, но факт: первым из громких банкротств российских брокеров в XXI веке стало дело лопнувшей питерской инвестиционной компании «Пролог» (название как будто бы на что-то намекало).

Рулившие «Прологом» биржевые «Волки с улицы Рубинштейна» решили, что просто стричь с клиентов комиссии – это скучно, а реальные деньги зашибаются только дерзким трейдингом. Так что ребята в 2003-м решительно зашортили кое-какие российские акции на всю котлету (то есть, сделали ставку на падение рынка). Ну это сейчас мы уже знаем, что в начале нулевых российский рынок просто неудержимо рос как не в себя – а тогда, видимо, тоже хватало прогнозистов-армагеддонщиков на тему «всё рухнет, уже прямо вот-вот!».

Когда индекс РТС в очередной раз рванул вверх на несколько десятков процентов за пару месяцев – внезапно стало понятно, что для закрытия шортов «Прологу» не хватает не только собственных средств, но и денег клиентов. Глядя на такие расклады, руководство «Пролога» смекнуло, что тут есть риск принудительно дефрагментироваться и залечь на дно Невы. Так что они стремительно освободили помещение собственного офиса и удалились в неизвестном направлении (хотел написать «в закат», но в Питере вряд ли позволяют погодные условия).

Как банкротились российские брокеры: куда могут утечь ваши деньги и ценные бумаги
Окей, бумер – ставь лайк, если узнал референс!

В результате клиенты компании остались без денег, а вслед за самим «Прологом» паровозиком посыпались и несколько других питерских инвестиционных компаний, которые практиковали всякие взаимные финансовые операции по типу «голландского штурвала».

Мораль: Если клиент брокера неудачно потрейдил – то это проблема клиента. А если брокер неудачно потрейдил – то это тоже проблема клиента. Такие дела!

2004, «Гута-банк»: банкрот, который смог

В середине 2004 года «Гута-банк», 22-й по размеру коммерческий банк страны, внезапно для многих объявил о своей неплатежеспособности. Так как это был достаточно стильный, модный и молодежный банк с очень развитыми по тем временам системами интернет-банкинга, он являлся по совместительству еще и одним из крупнейших брокеров в России.

Но несмотря на то, что Гута-клиенты уже напрягли булки в ожидании получить вкусный хрен с маслом, история закончилась хорошо: Гуту за символическую сумму в 1 миллион рублей выкупил ВТБ (ну, после того, как из него выкачали в неизвестном направлении еще 240 миллионов баксов, конечно). В итоге «Гута-банк» превратили в «ВТБ-24», который долгие годы считался топовым банком с точки зрения самого технологичного обслуживания с человеческим лицом (примерно как «Тинёк» сейчас), а его клиенты отделались саечкой за испуг.

Как банкротились российские брокеры: куда могут утечь ваши деньги и ценные бумаги
Вы удивитесь, но бывшие владельцы зачем-то возродили бренд «Гута-банк» в 2008 году (и, похоже, наняли рекламщиков из Бургер-кинга)

Мораль: Если ваш брокер – это банк, то он может внезапно развалиться из-за каких-нибудь совершенно не связанных с фондовым рынком проблем. Но если это крупный банк – то вполне вероятно, что его в итоге кто-нибудь да спасет.

2008, «КИТ Финанс»: экстренное погружение

В нулевые «КИТ Финанс» был видным (по меркам РФ) инвестбанком: кажется, даже я, будучи тогда студентом, вложился через него в свой первый ПИФ на индекс РТС (уже тогда у меня были задатки удачливого маркет-таймера: сделал я это аккурат в районе кризиса 2008 года).

Если предыдущая контора со штаб-квартирой в Питере (см. «Пролог» выше) погорела на шорте российского рынка, то с китянами (тоже СПб, на минуточку) вышла обратная история: они напродавали опционов «пут» на индекс РТС, которые по сути являются страховкой от его падения. В народе такая стратегия продажи опционов называется «собирать копеечки перед паровым катком»: можно довольно долго получать стабильный и сравнительно неплохой доход, пока в какой-то момент ты внезапно не обнаруживаешь себя излишне плоским (и слегка мертвым).

Так произошло и с «КИТ Финанс»: когда в ходе всемирного финансового кризиса в 2008-м российский рынок сложился примерно в пять раз, выяснилось, что погашать задолженность по опционам в несколько миллиардов рублей китам просто неоткуда.

Как банкротились российские брокеры: куда могут утечь ваши деньги и ценные бумаги
Вам наверх? А «КИТ Финанс», судя по логотипу, собирается заныривать вниз...

Но и тут всё закончилось хорошо: «КИТ Финанс» выкупили аж за 100 (сто) рублей Алроса и РЖД, а уже созданное к этому моменту АСВ (Агентство по страхованию вкладов) впряглось в санацию и помогло остаться «Киту» на плаву. Ура, инвесторы опять оказались спасены! (Ну, по крайней мере те из них, кто сам не роскомнадзорнулся после –80% по своему портфелю акций.)

Мораль: Хоть шорти российский рынок акций, хоть лонгуй – если делать это с плечом, то рано или поздно тебя поимеют. А, ну и, похоже, надо держаться подальше от брокеров из Питера…

2009, «Ютрейд.ру»: u trade? no u don’t!

Ютрейд был брокерским подразделением Юниаструм-банка, который и сам по себе успел вляпаться в историю в 2008 году. Банк наклепал аж 78 ОФБУ (общих фондов банковского управления) – конструкций, концептуально похожих на паевые инвестиционные фонды, но с гораздо более расслабленным регулированием.

Эти фонды рекламировались как возможность вложиться в надежные западные ценные бумаги и драгметаллы, а на самом деле внутри строились высокодоходные пирамидки РЕПО из многократно перезаложенных российских облигаций – которые, конечно же, в кризис не преминули бодро развалиться. В итоге 14 фондов вообще просели на 90% всего за 1 (один!) день, включая, так сказать, «защитные фонды» на золото и серебро.

Как банкротились российские брокеры: куда могут утечь ваши деньги и ценные бумаги
ПОЗДРАВЛЯЮ, ТЫ СДЕЛАЛ ЭТО! Твой Фонд в Америке «Уолл Стрит Квантовый» 158% годовых* (мелким шрифтом: *Ха-ха, сасай лапу, квантовый ты наш чепушила!!)

Ну а потом выяснилось, что фокусами с РЕПО баловались не только фонды Юниаструма, но и его карманный брокер – Ютрейд. Назанимав денег под залог клиентских ценных бумаг, брокер в какой-то момент понял, что отдавать их нечем – что явилось неприятным сюрпризом для самих клиентов. Множество инвесторов просто потеряли свои деньги, в то время как некоторые прошаренные трейдеры со Смартлаба умудрились всё-таки что-то вывести к другому брокеру через манипуляции с мусорными бумагами третьего эшелона (можно почитать здесь и здесь).

Мораль: Неплохо бы запретить своему брокеру использовать ваши бумаги для сделок РЕПО. Пусть свои бумаги телебонькает, если уж ему так хочется! (Впрочем, к сожалению, это отнюдь не панацея.)

2014, «Московский фондовый центр»: когда каждый клиент для тебя – это Большой куш

МФЦ был одним из старейших брокеров России, да еще и со связями в правительстве Москвы: в 1993-м его торжественно открывал еще Юрий Лужков, ну а позже он активно участвовал во всяких государственных программах по развитию фондового рынка и по привлечению на него лохов физических лиц. Потом, правда, Лужкова из правительства ушли, а собственниками брокера стали какие-то мутные ребята с офшорами на Кипре.

У МФЦ был свой карманный депозитарий, ЗАО «Ингосдеп» (как видите, и здесь без коварных происков Госдепа США не обошлось). Именно через него в 2014 году руководители МФЦ банально спи… ну то есть, присвоили ценные бумаги своих клиентов, продали их, и закрысили деньги. Держатели всяких голубых фишек типа Газпрома или Лукойла в один прекрасный момент обнаружили, что доступа к брокерским счетам у них больше нет – а в отчете депозитария написано «нету у вас больше никаких акциев тут!».

Как банкротились российские брокеры: куда могут утечь ваши деньги и ценные бумаги
«Надежность рождается из опыта»: как говорится, когда на фондовом рынке встречаются человек с деньгами и человек с опытом, то один из них уходит с опытом, а второй – с деньгами первого

Несмотря на то, что предприимчивые ребята постарались максимально замести следы (вывезли сервер со всей бухгалтерской базой операций и похоронили его в лесу), директор МФЦ по имени Валерий Иванов в итоге присел на 7 лет.

Правда, с учетом того, что другими «собственниками» и «членами совета директоров» МФЦ числились г-жа Оводова (продавщица в магазине) и г-н Харитонов (машинист электропоезда) – возникают некоторые сомнения, что на скамье подсудимых оказались именно те, кому там стоило бы быть.

Мораль: Даже если вашего брокера всецело одобряют всякие видные государственные деятели – это еще не значит, что вашим деньгам там ничего не угрожает (а может быть, даже и наоборот). Ну и ещё опасайтесь сомнительных карманных депозитариев, да.

2015, «Энергокапитал»: иногда само банкротство – это еще не самое неприятное

Осенью 2015 года брокер из Питера (а? а? что я вам говорил?!) под названием «Энергокапитал» прекратил свою деятельность в связи с отсутствием денег для исполнения обязательств. Более того, ряд клиентов опять-таки не досчитались и своих ценных бумаг, которые по традиции без их ведома были переданы в долг мутному кипрскому офшору Onper Trading Ltd., а тот их и не вернул. (Оцените красоту ироничного нейминга офшора: «Он пёр…»). Напоминаю: запрещайте своему брокеру совершать сделки РЕПО с вашими ценными бумагами!

Чуть позже ЦБ еще и отозвал у Энергокапитала брокерскую лицензию в связи с тем, что совместно с пресловутым Onper Trading они манипулировали ценой малоликвидных акций из третьего эшелона, гоняя их туда-сюда между собой (судя по всему, речь идет про какую-то Pump-and-Dump схему).

Но самое веселое в истории Энергокапитала – это даже не само банкротство, а то, что происходило после. Пару лет спустя, в 2017 году, примерно 150-ти бывшим клиентам Энергокапитала, которым посчастливилось вынуть свои деньги с брокерских счетов в течение месяца до банкротства, пришли повестки в суд. Истец (конкурсный управляющий) посчитал, что это «нечестно», когда одни люди успели свои бабосики вынуть, а другим остался шиш с маслом – стало быть, нужно у первых деньги отобрать и поделить на всех.

Как банкротились российские брокеры: куда могут утечь ваши деньги и ценные бумаги
All cash in — верни украденное! P.S. No cash out =(

И суд эту позицию поддержал! Я не шучу. Представьте: вам повезло вовремя разорвать договор с мутным брокером, который вскоре после этого обанкротился, и спасти свои деньги. Прошло несколько лет, вы уже и забыли это всё как страшный сон. И тут вам говорят: «Здрасьте, верните-ка все деньги взад, они на самом деле и не ваши вовсе всё это время были». What. The. Actual. Fuck?!

Мораль: Нет, в Питер точно больше ни ногой!

2016, «Элтра»: no comments

В 2016 году брокер «Элтра» из Санкт-Петербурга… ну, на этом месте вы, наверное, уже и сами всё поняли: ЦБ РФ лишил лицензии, бла-бла-бла, махинации с акциями третьего эшелона, Pump-and-Dump… Чего я вам тут буду объяснять, тертые же калачи уже! (Хотя, вот тут ситуацию показывают несколько с другой стороны.)

Мораль: Seriously, питерские брокеры, что с вами не так?!

2021, «QBF»: любитель IPO не мамонт – не вымрет

Инвестиционная компания «QBF» располагалась в красивом офисе в Москва-Сити, по стенам которого были развешаны лицензии ЦБ РФ на осуществление всех этих ваших брокерских деятельностей. Директором QBF работал внук бывшего председателя Центробанка. Ведущие эксперты QBF регулярно делились своей глубокой аналитикой рынка не только на Смартлабе, но и в интервью журналу Forbes. Модные финансовые инстаблогеры рекомендовали своим подписчикам QBF как лучшего брокера для инвестиций в IPO. Новых клиентов QBF встречали менеджеры в безупречных костюмах, которые предлагали незамедлительно заключить договор доверительного управления с застрахованной доходностью под 15–20% годовых.

И, конечно же, QBF были самой наибанальнейшей финансовой пирамидой, с выведенными в офшоры средствами клиентов и красивыми «инвестиционными отчетами», нарисованными в Microsoft Excel. С одним лишь нюансом: ребята не гнушались «обувать» не только рядового лоха, но и разных уважаемых людей.

Так, в числе наиболее медийных жертв числится балерина Анастасия Волочкова, а бывший вице-мэр Екатеринбурга Илья Борзенков так вообще умудрился «удачно проинвестировать» аж миллиард рублей (хм, а неплохие у них там в мэрии зарплаты, мое почтение).

Как банкротились российские брокеры: куда могут утечь ваши деньги и ценные бумаги
На этом фото Волочкова, кажется, показывает размер доходности, которую ей обещали в QBF: «Вот столько заработала!»

Мораль: Если ваш «брокер» гарантирует вам двухзначную доходность, а его название состоит из трех букв – возможно, стоит напрячься (даже если эти буквы не «МММ»).

2022, «Универ Капитал»: платим долги за маму, за папу, и даже за Сашку

Брокер «Универ Капитал» никогда не отличался большим числом клиентов – их было всего пара тысяч человек. Зато они трейдили от души: активы на среднем счету успевали прокрутиться за год аж 250 раз.

А еще универовцы, как и полагается опытным трейдерам, любили поинвестировать с плечом. Да так удачно, что после начала Того-Что-Нельзя-Называть в феврале 2022 года многие из них конкретно влетели на своих плечевых позициях в большие долги.

Пикантность ситуации добавило то, что со стороны Мосбиржи никто не стал особо разбираться – кто там из клиентов «Универа» проторговался с плечом в пух и прах, а кто был скромным пассивным инвестором и маржинальную торговлю не трогал и трехметровой палкой. У большинства брокеров всё, что видит биржа, – это единый счет брокера с густым винегретом разных ценных бумаг и обязательств; а по конкретным клиентам эта мешанина делится уже исключительно во внутреннем учете брокера.

Так и тут: Национальный клиринговый центр видел единые большие долги «Универ Капитала» и единый большой пул ценных бумаг, так что как только в марте торги на Мосбирже стали потихоньку открывать – НКЦ просто начал принудительно продавать все более-менее ликвидные бумаги в счет погашения задолженности. Еще раз заострю внимание: бумаги вообще всех подряд клиентов, а не только тех, которые влетели в минуса из-за торговли с плечом!

Как банкротились российские брокеры: куда могут утечь ваши деньги и ценные бумаги
А ведь мемы вам намекали, что с плечевыми трейдерами надо бороться еще до того, как они вырастут и пойдут в Универ...

Не буду здесь подробно расписывать все нюансы этой истории – тем более, что это совсем недавно уже сделал Александр Елисеев в двух толковых заметках, лучше почитайте их (раз и два).

Мораль: Если ваш брокер не открыл вам сегрегированный счет (а он скорее всего не открыл – потому что эта услуга как правило стоит от 10 тысяч рублей в месяц и выше), то у вас всегда есть риск расплатиться своими бумагами «за долги того парня, который накупил Сбербанк с плечом 20:1». Deal with it.

Как защитить свои деньги

Закончить хочу перечнем практических рекомендаций, которые помогут вам снизить вероятность потери капитала при инвестициях через российских брокеров. Подробная статья на эту тему есть у Дмитрия Никитенко – рекомендую почитать ее, а здесь я приведу только несколько кратких тезисов:

  • Выбирайте крупного брокера с большими активами и множеством клиентов. Как видно из исторических выкладок выше – большинство печальных историй связано с местечковыми брокерами не из первой десятки. Хотя, до 24 февраля 2022 года очевидной рекомендацией было «открывайте счет в крупном госбанке, ему не дадут лопнуть» – но санкции внесли в эту логику свои коррективы… (Давать рекомендации по санкционным рискам, я считаю, пока рановато – надо подождать, пока станут понятны новые правила игры.)
  • Старайтесь не держать на брокерских счетах обычный кэш. При банкротстве брокера денежные остатки на счетах автоматом пойдут в общую конкурсную массу (читай: можно попрощаться), а вот наложить требования на ваши ценные бумаги кредиторы в общем случае не могут (если, конечно, брокер их не заложил – см. пункт ниже).
  • Запретите своему брокеру использовать ваши активы для сделок РЕПО и других операций – как раз для того, чтобы в критический момент не выяснилось, что ваши ценные бумаги находятся у кого-то в залоге. Обычно это делается подписанием отдельного заявления, так как по умолчанию все брокеры вписывают в договор возможность вертеть вашими бумагами, как им вздумается. Как правило, после такого запрета брокер отрубит вам возможность торговать с плечом (и хорошо: если вы любите побаловаться маржинальной торговлей – то статистически это убьет ваш счет гораздо быстрее и вероятнее, чем риск банкротства брокера).
  • Если вы совсем богатый буратина, то откройте сегрегированный счет на бирже. Стоить будет 10к рублей в месяц и выше, но зато и защита от банкротства будет самой эффективной (впрочем, риски мошенничества всё равно останутся).
  • Есть еще разные геморройные и не очень удобные на практике способы, вроде перевода ценных бумаг на неторговый раздел счета депо или напрямую к регистратору (подробнее лучше почитать здесь), но я сам такое не практикую.
  • И, наконец, диверсифицируйтесь! Нет волшебного способа избежать рисков совсем – но можно, по крайней мере, снизить вероятность потери всего капитала одновременно. Так что, если капитал немаленький, то лучше разложить его как минимум по разным брокерам (а лучше – еще и по разным юрисдикциям).

UPD: Дополняем список

Читатели написали еще про несколько банкротств, не вошедших в статью (список продолжает пополняться):

  • 2014, «Уником Партнер» (Екатеринбург). Брокер заключал с клиентами договоры займа под высокие проценты. В итоге клиенты не увидели ни своих займов, ни денег, ни бумаг – общий долг брокера составил около 800 млн рублей. Суды вроде как еще идут, подробнее здесь и здесь.
  • 2017, «ТФБ Финанс» (Казань). В крупном татарстанском Татфондбанке нашли большую дыру в активах. Когда он начал заваливаться вниз, почти двум тысячам клиентов дали подписать какие-то бумажки, как потом выяснилось – на перевод их средств (2,4 млрд рублей) в доверительное управление к связанной инвесткомпании «ТФБ Финанс». Ну а после этого и саму инвесткомпанию сразу же обанкротили, чего добру пропадать!
  • 2018, «Финанс-Инвест» (Москва). Через этого брокера из банка «Воронеж» с помощью сомнительных схем выводили ликвидные бумаги на 1,5 млрд руб. Как водится – за все эти махинации в итоге расплатились своими ценными бумагами другие, совершенно непричастные, клиенты «Финанс-Инвеста»...
  • 2019, «Юнити Траст» (Москва). Клиент хотел продать свои акции, а брокер ему всё время говорил «не продавай, ща они вырастут!». А потом взял, и обанкротился. При этом руководство брокера отчего-то «забыло» передать конкурсному управляющему, который вел процесс банкротства, данные об обязательствах перед клиентами. В итоге клиенту пришлось идти аж вплоть до Верховного суда, чтобы его 760 тыс. руб. включили в реестр требований, так как судам поменьше предоставленные им брокерские отчеты казались «не очень доказательством». Так что регулярно сохраняйте себе отчеты от брокера — когда-нибудь это может очень пригодиться!
* * *

Если статья показалась вам интересной, то буду благодарен за подписку на мой ТГ-канал RationalAnswer, где я пытаюсь найти разумные подходы к личным финансам и инвестициям.
★63
91 комментарий
Хорошая подборка. Но если упомянут Гута-Банк, который стал ВТБ-24, то надо вспомнить и ИНКОМбанк, и СБС-Агро, и Менатеп в 1998-м.
avatar
А. Г., спасибо! По Менатеп/ИНКОМ — не встречал, чтобы кто-то их упоминал именно в контексте их брокерских услуг. Или они там тоже видные позиции занимали?
Павел Комаровский, ну ритейл до кризиса 1998-го был малодоступен, но крупными игроками в классической РТС они были.

И, кстати, КИТ «упал» не из-за пресловутого опциона. Там в 2005-2006 был накоплен  большой пакет акций Ростелекома, составлявший значительную долю фри-флоата. «По слухам» они были на структурах, связанных с Рейманом (бывший министр связи). КИТ, как брокер, аж до банкротства Лемана в сентябре 2008-го поддерживал  котировки акций на высоком уровне и, пользуясь этим, активно давал эти акции в РЕПО. Но после банкротства Лемана у него не хватило денег на поддержку цен и обратное РЕПО, и контрагенты стали активно скидывать акции. Это и не понравилось настоящим владельцам пакета. Про Ростелеком, его котировки и роль КИТа — это все достоверные факты. А вот на ком акции числились формально юридически: на самом КИТе или клиентах — это «науке неизвестно».
avatar
А. Г., хм, интересно! А есть где-то следы в прессе всего этого?
Павел Комаровский, косвенные есть в интервью Варданяна в октябре 2008-го. Там, правда, не называется Ростелеком и КИТ напрямую, но, исходя из упомянутого факта нерыночной поддержки котировок обанкротившейся неназванной финансовой компанией, можно понять, что речь о Ростелекоме и КИТе. К тому же статистика неисполненных сделок РЕПО с Ростелекомом КИТом висела на сайте ММВБ. Ну а на рынке все это знали, кроме  формальной юридической принадлежности акций, о которой были только слухи.

Кстати, Пролог шортил конкретно акции РАО ЕЭС.
avatar
А. Г., у Инкома был свой брокер: Инком-капитал. Тоже лëг в 98.
Там всë пропало у клиентов, что могло пропасть. Только приближенные смогли что-то вытащить 🙂
avatar
Финанс-Инвест в 2018 упущен. Там НКЦ на 22 ярда людей раздел, ВЫДУМАВ задолженность!!!
avatar
IliaM, спасибо! С ходу вижу только какой-то кредитный кооператив с таким названием. Не поделитесь ссылкой на эту историю?
Павел Комаровский, www.kommersant.ru/doc/4825912
avatar
Павел Комаровский, посмотрите.
Дело — А40-132924/2018, в Московском Арбитраже
А40-132924/2018 (arbitr.ru)
avatar
У меня сейчас 1) Альфа, 2) Актив (Доход), 3) БКС; 4) Кит; 5) Риком; 6) Сбер.
Кто из них наиболее подозрителен?
Rostislav Kudryashov, сейчас основной водораздел «под санкциями — не под санкциями», в моменте всё довольно-таки непонятно. Логичным выбором кажутся крупные брокеры (/при крупных банках), которые не находятся под санкциями — но они все постепенно тоже переползают под санкции.
Rostislav Kudryashov, бкс и Сбер норм, остальное шляпа какая-то
avatar
Сергей Суханинский, 08:29 чем Альфа ненадёжнее Сбера? Не маленький.
А про БКС ходили год назад истории, как он затрещал, заигравшись в структурные продукты.
Rostislav Kudryashov, вспомнила бабка) Все слухи это чей-то интерес. БКС серьезный конкурент как видно из происходящего на рынке. На факты смотреть надо.
Сергей Суханинский, плюсую за бкс, изначально был с ними, хоть не перебрасывают от одного к другому, как других
avatar
Безвыход какой — то. Какие предложения будут? Все продаём и деньги под подушку?
Rostislav Kudryashov, вы читайте внимательно
1 брокер не из питера
2 не 3 буквы в названии
= КИТ))
хотя я у КИТов с 2011 года, все норм
evg_gen, значит БКС в топку, три буквы )
avatar
Stepan K, БКС это вообще Новосибирская контора вроде. так что есть еще шанс-далеко от питера)
Кит не внушает доверия…
avatar
Melorka, Сбер перевел клиентов самых крупных по суммам иностранных активов в Атон, а массовых -  в Кит Финанс. Сбер очевидно владеет инсайдом о финансовом состоянии Кита, иначе бы не стал туда толпу передавать, которая и так никуда из Сбера не хотела переводиться.
avatar
Спасибо, очень интересно
avatar
хорошая статья и написана остроумно. читать приятно
avatar
Отличный пост 
счас сегрегированный счет стоит 2500 за позицию… в месяц… т.е если у тя позиция из 10 разных бумаг то 25000 отдаш
avatar
Полезная статья. Неистово плюсую.
avatar
И я горел в Юниаструме. Знатного калу они напихали тогда в свои ОФБУ — что-то типа векселей своей дочки Ютрейд
Александр Минеев, я когда делал ресерч для статьи — больше всего вскричал с этого момента с переоценкой ОФБУ на золото в десять раз вниз за один день. Это какой-то запредельный уровень пилотажа вообще)

Павел Комаровский, да, там правила фондов были очень расплывчатые. Точно не помню, но типа: (ОФБУ акции металлургов) — До 95% фонда акции металлургов, но не менее 45%. Ну и по факту оказалось, что акций в фонде было 45%, а остальное — векселя Ютрейда. А у ОФБУ Золото вообще правила были дырявые — там наверное 95% фонда были векселя

Как я понял, банк профинансировал свою дочку «Ютрейд» за счет пайщиков. И может быть все и прокатило, но случился кризис — и у Ютрейда все обнулилось

Александр Минеев, нет, с векселями Ютрейда все было «хитрее». Их выпускали и «покупали» вовсе не для финансирования Ютрейда, а для «рисования» динамики счета. Ведь, если эмитент векселя не в дефолте, то Вы прекрасно можете оценивать вексель с момента приобретения до момента погашения по прямой, а «гасить» «приобретением» новых векселей с дисконтом. И получаете прямую вверх эквити без каких-либо просадок.

Кстати, юридически Ютрейд не был ни «дочкой» Юниаструмбанка, ни его «брокерским подразделением». Связь была иная: Еганов был основным владельцем Ютрейда и одновременно начальником в подразделении  банка, занимавшимся ОФБУ. Соответственно, Ютрейд был брокером для ОФБУ Юниаструма и не более того.
avatar
А. Г., его хоть посадили?
Александр Минеев, кого?
avatar
А. Г., Еганова
Александр Минеев, нет. В уголовных делах отказано, так как сделки РЕПО с клиентскими для брокера законны, а фонды не нарушали требования ЦБ и собственные правила. Тем более, как установила ФСФР (в то время бывшая регулятором), все облиги, которые Ютрейд получил в результате РЕПО, были розданы клиентам. 

К тому же розданные облиги после погашений не привели к убыткам клиентов в рублях по сравнению с датой отзыва лицензии Ютрейда. Ну а упущенная выгода — это гражданское делопроизводство.

Клиенты, продавшие полученные облиги по «бросовым» ценам в конце 2008-начале 2009-го, пытались писать заявления в правоохранительные органы об ущербе. Но в возбуждении уголовных дел в ходе проверок было отказано, так как убыток образовался в результате действий самих заявителей после прекращения договора с Ютрейдом.

У нас же с точки зрения оценки ущерба в рамках уголовного кодекса для долговых инструментов оценка идёт по погашению с учётом предстоящих купонов, если эмитент не в дефолте, и по нулю в дефолте. А в случае Ютрейда розданные облиги по такой оценке не приводили к убыткам по сравнению с датой отзыва лицензии.

А в ОФБУ он был наемным сотрудником и ЦБ нарушений у Юниаструма не выявил. А значит и «суда нет».
avatar
Павел Комаровский, это особенность учета сделок РЕПО. Пока у Вас есть свободные средства, Вы можете наращивать плечо в этих сделках, не показывая текущих убытков.  У них была возможность еще летом, закрыв РЕПО, показать 40-50%% убытка. Но клиенты этого бы не поняли, так как рынки тогда упали примерно на 20%. Поэтому они и приняли решение пусть все свободные рублевые средства на увеличение пирамиды в РЕПО, Ну, а когда деньги кончились, «наступил час расплаты».

Кстати, их валютные фонды упали примерно, как рынок. Просто потому что валюту они не могли использовать для рублевого РЕПО.
avatar
А Королюк, который сейчас работает в Солиде, и Королюк, который тогда управлял Юниаструмом — этот один и тот же Королюк?
Александр Минеев, 
он самый и есть…это «мойша», который вел  аналитический блог, если кто подзабыл
avatar
Еще в Екатеринбурге обанкротился «Уником Партнер» (ООО «Универсальная инвестиционная компания „Партнер”»).  Было это где-то в 2014-2016.  Суды вроде все еще не закончились.  
Екатерина Н., о, круто, спасибо! Ушел читать)
Павел Комаровский,  сейчас идет банкротство «Брокерский дом «Юнити Траст». НРД не может помочь идентифицировать, кому остатки акций в депозитарии принадлежат, во внутреннем учете неразбериха, акций меньше, чем указано в отчетах клиентов. Часть акций имеют паспортные данные клиентов брокера — это сегрегированные счета конкретных граждан, остальные должны доказать конкурсному управляющему, что у них вообще что-то было у брокера.
www.kommersant.ru/doc/4947374
Вы думаете НРД, НКЦ и ЦБ регулярно сверку клиентских активов и учета у крупных брокеров проводят?
avatar

«Запретите своему брокеру использовать ваши активы для сделок РЕПО и других операций»
и запретить овернайт

это одно и то же ?

avatar
Jeeves, насколько я понимаю – да, речь про это.

Лучше у Димы подробнее почитать: capital-gain.ru/posts/securities-safekeeping/
Jeeves, уже подробно обсуждалось тут в связи с ситуацией с Универом. Реально спасти бумаги и деньги может только сегрегированный счет на бирже, простой запрет не спасет, так как все равно бумаги останутся в распоряжении брокера. А уж как он ими распорядится...

Вот тот же Универ отдавал в РЕПО еврооблиги, но из-за сильного падения их цен «под ударом» оказались средства и бумаги всех клиентов не на сегрегированных счетах. Так как они являются обеспечением любых сделок РЕПО брокера.
avatar

А. Г., казино отдыхает по сравнению с порядками наших брокеров.

 

avatar
Jeeves, не только наших. Ситуация с РЕПО брокерами и в штатах, и в Европе аналогична. Леман тому пример. В нем потеряли все, а не только те,  кто «баловался» с ипотечными облигациями. А если б ФРС не вмешалась, то вслед за Леманом «пошли» бы Сити, Морган Стенли и даже Фанни мэй с Фредди Маком. Разве что ДжиПи Морган еще бы удержался и то с потерей 90% капитала.

Уверен, что при падении таких «монстров» АйБи или Американ трейд тоже бы лишились значительной части капитала и неизвестно, как это отразилось бы ни их клиентах.

Разница только в том, что там есть страхование счетов до  определенной суммы, как у нас со вкладами. Не помню, сколько это в штатах, а в Германии страховая сумма 125 тыс. евро…
avatar

А. Г., ох&#неть конечно.

Страховая сумма это было бы хорошо, жаль что у нас нет страхования. Спасибо за комментарий, будет всем полезен.

Диверсификация, как я понял, в нашем случае не вариант. Относительно надежных брокеров раз, два и всё, кончились.

Что делать нам, толпарям ?

avatar
Jeeves, выше или ниже я в комментарии отписался про уровень надежности за бугром. За свой счет в IB можно не волноваться, страховка SIPC даже на не-граждан США распространяется, и даже пока на россиян (не видел в законе исключение).
avatar
А. Г., 
не только наших. Ситуация с РЕПО брокерами и в штатах, и в Европе аналогична. Леман тому пример.

В корне не согласен, уровень защиты за бугром и у нашей брокерни вообще несопоставимый. Я работаю в компании, у которой до 2008-го prime broker'ом был Lehman. И все нормально. Да, сколько-то активов потеряли на старте (но некритичное количество — в районе 10-20%), потом в течение нескольких лет бОльшую их часть вернули, в итоге через 5 лет в пересмотренной отчетности финрез за 2008-й год положительный (с учетом возвращенных активов). И это обычный крупный частный бизнес!
Что касается клиентов-физиков — все еще круче, там у вас страховка до $500000 железная (из них до $250000 — на кэш). Детали можно почтитать на сайте SIPC: www.sipc.org/about-sipc/history
99+% инвесторов получают свое бабло назад. Даже те, кто попал с Мэддофом, вернули свое бабло: с инвестициями до $1.58 млн. — полностью, остальные — 70% вложенного. Мне кажется, это просто фантастический результат.
avatar
MadQuant, отношения prime broker — это для фондов, там все иначе. Там и бумаги находятся не у брокера. У нас тоже в ПИФах никто не теряет бумаги, купленные УК. Вопрос только в том, чем УК наполняет фонд.

Что касается страховки, то я же сказал, что не помню суммы в США. В Германии она точно 125 тыс. евро. 

А в случае Универа клиенты с акциями и деньгами «отделались легким испугом», пострадали только клиенты с еврооблигациями и ОФЗ.

Случай с Леманом — это вообще пример вмешательства государства. Кучу бумаг, которые он отдал контрагентам удалось вернуть, благодаря вливаниям, в первую очередь во Фредди с Фанни и через них в АИГ. А если б их обанкротили, что фиг бы кто-нибудь, что-нибудь вернул.
avatar
А. Г., ну нам хотя бы 125 тыс евро сделали — уже жить веселее. А то переводишь деньги нашей брокерне — это как отправляешь их в ж… у, мысленно прощаешься. Как с такой правовой инфраструктурой при таком уровне мошенничества можно рассчитывать на серьезный инвестиционный спрос — мне непонятно.
avatar
MadQuant, ну если считать по средней зарплате, то у нас это  ~1,7 миллиона рублей получается гарантированного государством возврата.
avatar
А. Г., я с учетом посленалоговых зарплат и среднегодового курса прошлого года насчитал ~2,3 млн. рублей. Ну отлично, пусть хотя бы «двушечку» сделают — с этим уже можно работать, раскидывать по 2 млн по всяким управляющим компаниям и т.д. (как это сейчас с банками происходит), уже какой-то плюс. Но можно не с Германией сравнивать (которая, в общем, тоже не входит в топ списка крупнейших мировых бирж), а с США — сумма побольше будет.
avatar
MadQuant, ну я НДФЛ не учел. Но в тех же штатах доход меньше 25тыс. долларов в год на семью вообще налогом не облагается. В Германии с налогами тоже есть какие-то послабления. Но так как я там доходов не получал, то с подробностями не знаком.
avatar
Спасибо. Хороший пост. Небольшие комментарии.

Старайтесь не держать на брокерских счетах обычный кэш.
Разумный совет, даже не только по указанным причинам, а потому что деньги в принципе должны работать. ОФЗ, фонды денежного рынка и т.п.
Запретите своему брокеру использовать ваши активы для сделок РЕПО и других операций
Это не совсем верно. Писал пост на похожую тему: smart-lab.ru/blog/348898.php
Если Ваш брокер, к примеру, крупный банк, который to big to fail, нет смысла его подозревать в том, что он собирается спионерить ваши активы. Да и если захочет — запрещай не запрещай, просто возьмет и украдет — а что вы сделаете.
История с Энергокапиталом некрасивая. Решили тогда по понятиям, когда отжимали деньги у тех, кто действительно их не просто так до банкротства забрал (но под раздачу, как водится, и обычные попали), но при этом создали нехороший судебный прецедент, позволяющий при желании любой отчет брокера считать филькиной грамотой и поставивший под сомнение фундаментальный принцип разделения учета средств брокера (точнее, дилера) и клиента. Об этот тоже тут писали. Кстати, после этого случая, но напрямую не связано, регулятор стал ужесточать нормативы, в том числе, связанные с займами бумаг у клиентов. Не надо пугать людей не искушенных, брокер — регулируемая организация, бесконтрольно забирать себе клиентские активы не может в принципе, репо нужно для закрытия маржинальных займов других клиентов или операций на рынке.
Если вы совсем богатый буратина, то откройте сегрегированный счет на бирже.
Ну не 10, а на порядок так больше, кажется.
И обычному физлицу не светит в принципе. Такие счета открывают ЗПИФам, НПФам и тому подобным. Не путать с выделенным ТКС, который, в случае проблем у брокера глобального характера, не спасет совершенно. По Универу по этому поводу написали чушь, в том числе, те, кто считал себя специалистом. Стоит внимательно читать правила НКЦ, все ТКС в случае дефолта (а именно этот случай произошел) совершенно равноправны, и у клиентов ДУ могут забрать деньги и бумаги.
Есть еще разные геморройные и не очень удобные на практике способы,
Тоже писал в статье, но, кмк, они имеют много недостатков, не гарантируя защиты. И реестр может сделать вид, что вас не знает, и все такое. Самый надежный способ для параноика: собственный депозитарий. Знаю одного дядю, именно так и работал в 2000-х. Ну а иначе просто переписали бы его акции на себя недобросовестные люди и привет.
avatar
Market Mover, спасибо за дополнения!

Запретите своему брокеру использовать ваши активы для сделок РЕПО и других операцийЕсли Ваш брокер, к примеру, крупный банк, который to big to fail, нет смысла его подозревать в том, что он собирается спионерить ваши активы. Да и если захочет — запрещай не запрещай, просто возьмет и украдет — а что вы сделаете.

Вот здесь не соглашусь. Между «всё хорошо» и «украли деньги» есть еще и промежуточные стадии, например — «честно обанкротились». И в этом случае не иметь свои бумаги в залоге в момент честного банкротства — это неплохая идея.
Павел Комаровский, 
РЕПО не обременяет прав держателя за пределами срока второй ноги. Можете продать бумагу или вывести, репо просто закроется. Юристы, которые защищают пострадавших в судах и прочие специалисты, просто не понимают этого, и говорят примерно следующее: «ну вы же сами разрешили брокеру взять у вас бумаги». Изначально неверная позиция. Брокер безусловно обязан отдать бумаги, если они не взяты в обеспечение по долгам самого клиента. В репо они или нет — не имеет значения. Если в репо, значит, пусть вытаскивает и т.д. Если не отдает — это уже признак банкротства, и борожоми не поможет.
Риски репо в других аспектах. Процентный, ликвидности, технический, налоговый, контрагента. Этим брокер должен управлять, он за это деньги получает. А регулятор должен следить, чтобы брокер за нормативы ликвидности и достаточности капитала не заплывал. Т.е. репо было с ЦК, с ежедневным маржированием и дисконтами, а не с мутным ффшором напрямую без достаточного обеспечения и т.д.
Если брокер изначально мутит и решил кинуть, то запрет бессмысленен. В худшем случае, репо все равно будет делать, но не покажет это в отчете, по сути, мошенничество.
Либо в брокеру доверяете, либо нет. Но тогда и не работайте с ним.
А вообще, есть поговорка, что если пьянки не избежать, то ее надо возглавить. Самое разумное — самостоятельно свою позу переносить. Крупные клиенты все чаще сами репуются и свопуются.
avatar
Market Mover, а не подскажете, кроме VTBM какие-то фонды денежного рынка сейчас на Мосбирже есть? Если объема на репо с ЦК не хватает)
avatar
Market Mover, 
Стоит внимательно читать правила НКЦ, все ТКС в случае дефолта (а именно этот случай произошел) совершенно равноправны, и у клиентов ДУ могут забрать деньги и бумаги.

Стоит у внимательно прочитать не только правила НКЦ, но и нормативные документы ЦБ: средства на доверительном управлении не могут быть обеспечением для сделок РЕПО и маржинальных сделок доверительного управляющего, брокера и клиентов последнего на брокерском обслуживании (!). 

А защиты нет, но все «хитрее»: если брокер одновременно является доверительным управляющим, то он может «перекинуть позы» с клиентов на брокерском  обслуживании на клиентов на ДУ. Свои только не может.

Но, кстати, блокировка брокерских счетов со стороны НКЦ лишила Универ такой «лазейки», в вот Тройка в 2008-м ей активно пользовалась, засовывая ДУшникам дефолтные облигации по ценам до банкротства Лемана.
avatar
А. Г., 
нормативные документы ЦБ: средства на доверительном управлении не могут быть обеспечением для сделок РЕПО и маржинальных сделок доверительного управляющего, брокера и клиентов последнего на брокерском обслуживании (!).
Имеется в виду другое: Брокер в РЕПО деньги / бумаги клиентов ДУ не дает. А вот клиринговый центр без всякого участия брокера в соответствии с правилами дефолт менеджмента (тоже не на заборе написаны, а в ЦБ утверждены) может любые активы любых клиентов (!!) взять в репо или продать при наступлении определенных событий. Отсюда вывод: если у брокера проблемы — никакие выделенные счета внутри брокера как участника торгов не спасут. Ни ДУ ни прочие.
avatar
Market Mover, 
Имеется в виду другое: Брокер в РЕПО деньги / бумаги клиентов ДУ не дает. 

Ничего подобного, сделки РЕПО специально оговариваются в Положение Банка России от 3 августа 2015 г. N 482-П «О единых требованиях к правилам осуществления деятельности по управлению ценными бумагами, к порядку раскрытия управляющим информации, а также требованиях, направленных на исключение конфликта интересов управляющего»

Они как раз разрешены.

А что касается биржи, то средства клиентов на доверительном управлении находятся на бирже на счетах доверительного управления, отдельно от брокерских и дилерских  счетов. 
А вот клиринговый центр без всякого участия брокера в соответствии с правилами дефолт менеджмента (тоже не на заборе написаны, а в ЦБ утверждены) может любые активы любых клиентов (!!) взять в репо или продать при наступлении определенных событий.

Вы хотите сказать, что биржа нарушает требования ЦБ? Эти средства на счетах ДУ могут быть обеспечением только сделок, совершенных доверительным управляющим, от имени и за счет учредителей управления. В том числе и сделок РЕПО. 
avatar
А. Г., 
Ничего подобного, сделки РЕПО специально оговариваются в Положение Банка России...
На Клиринговую организацию эти правила не распространяются.
Спокойно берет с любого счета любого участника торгов любые бумаги, если это необходимо для клиринга, или продает их, если у участника (этого или другого) маржинкол. Проблемы конечных клиентов ее не волнуют, у нее нет с ними никаких отношений. Биржа считает что ничего не нарушает.
avatar
Market Mover, 
На Клиринговую организацию эти правила не распространяются.

Еще как распространяется. Неслучайно счета доверительного управления на бирже отделены от брокерских и дилерских. Именно для того, чтобы первые не отвечали по обязательствам двух последних. Иначе бы не было смысла отделять счета ДУ от брокерских.
avatar
Респект автору. Хорошая статья.
Однако, кто бы мог заранее предупредить, проанализировав деятельность этих горе- компаний!?
Вкладывай и бойся!
Ну и жизнь настала!
avatar
Про более удачливых вкладчиков, которые успели выдернуть деньги до падения, но на них самих суд наехал в пользу неудачливых. В казанском ТФБ точно такая же история была
avatar
Примечательно, что раз от разу объемы  средств у кинутых клиентов все растут и растут…
avatar
Stratforce, отлично, спасибо! Сейчас почитаю и добавлю.

Мальчики — диверсифицируют свои активы сами.

Мужчины — ждут, пока Сбер.брокер, принудительно, без одобрения клиента, диверсифицирует их портфель, путём перевода их иностранных активов в какой-то непонятный КИТ.финанс. 

 

avatar
Великолепная статья !
Автору — респектище! Молодец !
Ну и в мемориз, конечно же !
avatar
«Тебе, начальник, книжки надо писать»©
avatar
Son_Razuma, та же мысль была при прочтении ))) Хороший слог, приятно читать +
avatar
Вывод: В Питере не только «четвертуют», но еще и «пирамидят»… :)
avatar
Президент «Юниаструм банка» Гагик Закарян заявил «Ведомостям», что не видит в действиях управляющих фондов системной ошибки, поскольку они действовали в соответствии с рынком. Он отметил, что на 90% упали паи лишь около 20% фондов банка, что следует считать вполне рыночным явлением

Кстати, всякие «Гагики» в руководстве — для меня тоже стоп-фактор в инвестициях. Насмотрелся я в свое время на армян-бизнес, с тех пор ни ногой. В шаурме эти ребята понимают, а вот к финансам их лучше не подпускать.
avatar
 про кит написана првда. я сам на ростелекоме прокатился с 50 до 350 рублей. скинул часть по 325 и 200 р. варданян для меня тоже мутный тип. он в тройке с банана мамой начудил хорошо. там пол москвы в судах было. если б сбер их не купил. то тройка была бы банкрот.
Павел: еще БД Алмаз и Финсистемы — «обратный» залет на РЕПО (попало там приличное количество брокеров). 

Вообще, текущая брокерская комиссия (очень низкая) делает сам бизнес не выгодным. Поэтому брокеры налево и направо пирамидятся и продают околорынок… Если бы тарифы были высокие — то были бы профиты просто от того, что клиенты трейдят. И «пирамид» было бы в разы меньше.
avatar
Был свидетелем как руководство Промстройбанка (г. Архангельск) в 1998 году продал без ведома клиента облигации ВЭБ. И клиент в итоге ничего не получил. Банк обанкротили.
avatar
Про историю с Энергокапиталом…
Дело по манипулированию возбудили на основе маркет-майкерских операций с бумагами Ленэнерго. Тогда еще они были во 2 списке. Так что не надо домыслов.
Кроме того, дело высосано из пальца, ничего лучше не нашли. По факту все маркет-мейкеры в полуликвидах в те времена нагоняли объем между аффилированными компаниями. Да и не было там особенных доходов, поверьте, такой бизнес. Сейчас наверняка те же серые операции есть.
А попали с акциями ОАК, кажется, в этом причина была. Чуть больше взяли чем положено. Естественно дальше включилась «политическая воля» и пошли люди по кабинетам. 
Обычные клиенты стали жертвами заинтересованных лиц, в т.ч. в истории с конкурсным управляющим. Ведь надо было деньги возвращать кому надо.
avatar
Кстати, по пресловутым опционам КИТ расплатился (было соответствующее заявление), но это не спасло ни КИТ, ни его контрагентов -Тройку и Реник. В первую влил денег Сбер, который потом стал владельцем, а владельцем второй стал Прохоров, который до этого был самым крупным клиентом, потеряв там кучу денег в кризис.
avatar
Не упомянуты убыточные операции БКС на рынке производных бумаг. Хорошо хоть медным тазом не накрылись.
avatar
chizhan, у БКС еще похоже все впереди, он глубоко завяз клиентскими средствами в банкротстве Sova Capital Ltd, средства на счетах Клиентов учитывают но не дают выводить, в выводе средств отказано. Копирую — так как подобные отзывы здесь подчищают, чтобы «хомячки» не догадались
smart-lab.ru/brokers-rating/bcs/page51/
1111Вчера, 18:28Уважаемые коллеги! Прошу внимательно отнестись к выбору брокера. НЕ СОВЕТУЮ выбирать компанию БКС. БКС – это стал знак некомпетентности.
Моя ситуация. БКС без какого-либо уведомления и указания причин заблокировал мой брокерский счет на вывод денежных средств на весь остаток. Причину блокировки долго скрывали (в течении месяца до конца апреля), вводя в заблуждение меня различными отговорками и невнятными причинами. Из всего этого можно сделать вывод, что сотрудники БКС осознано скрывают от клиентов причины блокировки или делают вид, что не знают об этой ситуации. Только по истечении месяца мне сообщили, что заблокированы все средства, находящиеся на счете по состоянию почти на конец марта 2022 года. Заблокировал денежные средства на брокерском счету в компании БКС на вывод SOVA Capital Ltd. При чем тут SOVA Capital Ltd, когда я работаю с компанией БКС? И как технически это могла сделать SOVA Capital Ltd?
Мной проданы все иностранные акции, торгующие на американском рынке задолго до конца марта 2022 годы и, если верить брокерским отчётам никакой задолженности у SOVA Capital Ltd пере мной нет. В настоящее время (начиная с середины марта 2022 года) я могу свободно управлять своими денежными средствами на брокерском счету: покупать/продавать акции на биржах (ММВБ и СПБ); покупать/продавать иностранную валюту и другие операции за исключением ВЫВОДА денежных средств. Это говорит о том, что денежные средства свободны от обязательств, да и брокерский отчет это подтверждает.
В настоящее время счет у меня до сих пор заблокирован, а на все запросы (звонки) о разблокировки брокерского счета на вывод денежных средств либо не отвечают, либо отвечают откровенными отписками иди пытаются «замылить» ситуацию, даже встречу с руководителем согласовывают две недели и в конечном итоге не согласуют. На лицо откровенно твоими активами БКС затыкают свои дыры, как обыкновенная пирамида МММ.
Решайте сами быть клиентов компании БКС или нет.
и вот еще
smart-lab.ru/brokers-rating/bcs/page50/

Добрый день!
В течение нескольких дней безуспешно пытаюсь вывести доллары с брокерского счета БКС на банковский счет в БКС-банк.
Заявки на вывод принимаются, но позже приходит отказ без указания причин.
Сотрудники поддержки по телефону вопросом не владеют (удивляются и говорят, что все должно быть в порядке), финансовый советник заученными фразами говорит о блокировке денежных средств со стороны SOVA (хотя у меня нет ценных бумаг на зарубежных рынках, а доллары согласно брокерскому отчету находятся на Основном рынке Мосбиржи), на претензии отвечают общими словами.
При этом сумма в долларах на брокерском счете превышает сумму вывода, а рублевый остаток с большим запасом покрывает все возможные комиссии и налоги.
Никаких предупреждений или уведомлений о блокировке моих денежных средств я не получал.
В мобильном приложении и Quick я могу выставлять заявки с использованием всей имеющейся у меня суммы без ограничений.
То есть получается, что деньги на брокерском счете есть, торговать на них я могу, но вывести не могу и никакого внятного ответа почему так происходит не получаю…
Это явное нарушение как договорных отношений между брокером и клиентом, так и российского законодательства.
Сотрудники БКС — прокомментируйте здесь данную ситуацию и поспособствуйте ее разрешению.
В противном случае, вынужден буду обратиться с жалобой в ЦБ РФ и органы МВД, а также закрыть свой брокерский счет (хотя являюсь лояльным клиентом БКС с 2014 года).

VD13, здравствуйте!
Вам был направлен письменный ответ по вашему обращению. Также дополнительные вопросы вы можете задать финансовому советнику.

БКС Мир Инвестиций, сегодня получил ваш письменный ответ на почте. Предлагаю Вам выложить его здесь, чтобы все увидели, желательно с комментариями. Особенно по поводу того, что «на 18.03.2022 на вашем брокерском счете учитывались денежные средства в размере 15000 долларов 15 центов США», но в выводе 10000 долларов США вам отказано. Или я его выложу сам …
Жалобы в Науфор, ЦБ РФ и Прокуратуру уже готовы, завтра отправлю их вместе с вашим ответом на претензию…
 VD13, закончилась история чем-нибудь? Мутят они что-то как будто: smart-lab.ru/blog/800235.php.Ответить
avatar
Это ещё вы рассматриваете «столичные» и «протостоличные» компании. У меня в Крыму, начиная с моего рождения (2001 год) и по сей день открываются многочисленные инвест. компании на которых и листа а4 не хватит чтобы всех описать банкротов, гениальных шортистов да и вообще откровенных мошенников. Именно поэтому у меня с детства привилось чувство, что если видишь любую  «инвест-компани» основанную в СНГ — 100% скам.
Итог сего эпоса — Доверяйте лучше тому-же IB, как бы тяжело не было обслуживать счёт, там хотя-бы есть понятие РЕПУТАЦИЯ, то чего никогда не было в странах СНГ.
avatar
пешы исчо
avatar
Спасибо автору за статью. И большое спасибо за комментарии, прочитал все комменты до последнего. Никогда не задумывался как могут мутить брокеры,  так как всегда пользовался Сбер брокером, но тут из за санкций Сбер перекинул мои акции в КИТ, с 1 июня обязательно отключу овернайт.
Стримброкер, тоже Питер. Наибулили, как надо.
avatar
В большей степени склонны скамиться мелкие конторы, точнее ООО. Если брокер не честный то сам включит тебе овернайт без спроса и соскамит, тут ничего не поможет, сам твои акции продаст без спроса и смотается с деньгами. Но теперь чем надежнее брокер тем выше вероятность попадания под санкции.
Отличный пост. Я даже понастальгировал
avatar
в Казани еще была такая ООО «Элемтэ Инвест», после банкротства которой, клиентов, вроде, нежно перевели в АТОН.
Безвыход какой-то. всё продаём и деньги под подушку?
Накаркал ))) FXRB/FXRU
Just a joke
Но доверие к фондам в массах подорвано :(

теги блога Павел Комаровский

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн