Блог им. Koleso
ОБРАЗОВАНИЕ
Электронная книга t.me/kudaidem/1760
Расстояния и труднодостижимость населенных пунктов больше не мешают обучать будущие поколения: виртуальные уроки можно планировать с учетом потребностей, традиций и обстоятельств конкретных сообществ, как это делается, например, в курсе «Для отличных ганских девочек!». Стриминговые платформы вроде Livecoding.tv [ 75, 79 ] позволяют наблюдать за работой профессионалов в реальном времени, осваивать новые навыки и лучше разбираться в особенностях профессии.
Более того, огромное количество опенсорс-материалов (не ограниченных авторскими правами) помогает развитию движения за онлайн-обучение.
Профессионалы из самых разных областей все чаще получают дополнительное образование на разных этапах карьеры; студентом и преподавателем может стать представитель любой возрастной группы с любым уровнем способностей — и нередко можно выступать в обеих ролях одновременно. Отличный тому пример — лиссабонский проект LATA 65 [ 76 ]. В рамках этого проекта опытные уличные художники общаются с пожилыми горожанами, которых интересует, как украшать городское пространство современной настенной росписью.
Благодаря обмену навыками люди, у которых есть время, но нет денег, могут продолжать обучение. Еще один пример — платформа NaTakallam [ 73 ], которая помогает сирийским беженцам зарабатывать на онлайнобщении с людьми, изучающими арабский язык.
Программы вроде «акселератора талантов» Andela финансируют обучение многообещающих студентов, которые в будущем станут специалистами в области удаленной разработки программного обеспечения.
интерес к профессиям нужно пробуждать уже в раннем возрасте. И здесь могут помочь новые технологии, примененные, например, в школьном автобусе виртуальной реальности, который предлагает поехать на экскурсию на Марс [ 77 ]. Новые технологии стараются сделать процесс обучения веселым: разработчики реализовывают самые разные идеи, от программируемых браслетов для друзей до динамиков, которые можно собрать самостоятельно.
Большие данные: новые способы преподавания
Появляются и новые методы обучения: например, в рамках проекта CoWriter [ 80 ] неуспевающие ученики превращаются в учителей для роботагуманоида и, обучая его, развивают собственные навыки. Традиционные обучающие роли также расширяются, включая в себя новые аспекты, определяемые данными. Например, создатели американского проекта Panorama Education разработали специальные опросы для изучения абстрактных аспектов жизни учащихся, связанных с их чувствами и ощущением личной безопасности. Узнавая все больше о мотивации учащихся, их ощущении благополучия, учителя могут эффективнее выстраивать взаимодействие и учебный процесс — индивидуализировать занятия.
71 P2P-МАСТЕР-КЛАССЫ ПО ПРОГРАММИРОВАНИЮ, ПРОВОДИМЫЕ СТАРШЕКЛАССНИКАМИ
Math and Coding («Математика и программирование») — некоммерческая организация, которая организует мастер-классы по программированию для учащихся средней школы.
На бесплатных курсах и мастер-классах школьники могут освоить навыки, необходимые для создания сайтов, продвинутых игрушек и мобильных приложений. Также «Математика и программирование» приглашает школьников из разных уголков США запускать свои образовательные странички и предлагает все необходимые для этого ресурсы.
Невероятная инициатива двух подростков показала, какой силой обладает обучение на равных — и как сильно современная молодежь заинтересована в обучении программированию.
НА ДОМ
1. Каким еще навыкам подростки могли бы обучаться друг у друга на равных?
2. Как еще можно помочь молодым людям освоить программирование?
3. Может ли ваш бизнес использовать p2p-обучение?
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИННОВАЦИОННОМ ПРОЕКТЕ Сайт: www.mathandcoding.org Контакты: mathandcoding@gmail.com
Название инновационного проекта: «Математика и программирование» www.mathandcoding.org Страна: США Сфера: Образование / Некоммерческие и социальные организации
72 БЕСПЛАТНОЕ ЖИЛЬЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ В ГОЛЛАНДСКОМ ДОМЕ ПРЕСТАРЕЛЫХ
Дом престарелых Humanitas предоставляет студентам бесплатное жилье в обмен на 30 часов волонтерского труда в неделю.
Бедные студенты, которым все сложнее арендовать доступные квартиры в Нидерландах, получили бесплатное жилье. А обитатели дома престарелых только обрадовались новой компании.
Кстати, еще один проект для пожилых людей, LATA 65 [ 76 ], показал, что стрит-арт вполне способен заменить им вязание.
аналогичную программу стали осуществлять во французском Лионе. Другие компании также привлекали студентов к заботе о пожилых людях. Например, проект Lift Hero, который называют аналогом Uber для пожилых, предлагает транспортные услуги с повышенным уровнем заботы о пассажирах.
НА ДОМ
1. Как еще молодые люди могли бы помогать местному сообществу, получая взамен существенные преимущества в сфере образования или в каких-либо других областях?
2. На каких еще условиях можно было бы предоставлять студентам дешевое жилье в обмен на помощь местному сообществу?
3. Какие еще творческие подходы к помощи пожилым людям можно найти?
Название организации: Дом престарелых Humanitas, Девентер www.humanitasdeventer.nl Страна: Нидерланды Сфера: Здоровье и благополучие / Дом и сад / Некоммерческие и социальные организации
73 БЕЖЕНЦЫ ЗАРАБАТЫВАЮТ, ОБЩАЯСЬ СО СТУДЕНТАМИ НА АРАБСКОМ
Платформа NaTakallam объединяет студентов, изучающих арабский, и сирийских беженцев, которые получают возможность заработать на общении онлайн.
NaTakallam помогает беженцам связываться со студентами со всего мира, изучающими арабский, и практиковаться в общении по Skype.
Мы уже описывали проект, в котором путешественникам предлагалось бесплатное жилье в обмен на общение на их родном языке [ 8 ]. Языковая практика с носителями — ценный товар, который можно использовать для обеспечения доходом людей, вынужденных бежать из родных стран из-за конфликтов.
НА ДОМ 1. Как еще стартапы могут помочь беженцам максимально эффективно применять накопленные навыки?
2. В каких еще формах можно коммерчески использовать общение с носителями языка?
3. Как применить эту простую модель для организации общения людей по всему миру?
Название инновационного проекта: NaTakallam natakallam.com Страна: Ливан, США Сфера: Образование / Некоммерческие и социальные организации
74 ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОПРОСОВ, ОЦЕНИВАЮЩИХ ЧУВСТВА ШКОЛЬНИКОВ Панель инструментов Panorama Education позволяет школам проводить доступные исследования самых абстрактных аспектов учебного опыта.
Новая панель, которую уже протестировали в 300 школах, помогает направить учебный процесс в наиболее конструктивное русло. Директора могут подбирать метрики на свое усмотрение в любое время.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИННОВАЦИОННОМ ПРОЕКТЕ Сайт: www.panoramaed.com Название инновационного проекта: Panorama Education Страна: США Сфера: Образование
76 УЛИЧНОЕ ИСКУССТВО ПРОБУЖДАЕТ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ На курсах по созданию трафаретов для граффити, которые проводит португальский союз художников WOOL, знаменитые уличные художники общаются с пожилыми жителями.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИННОВАЦИОННОМ ПРОЕКТЕ Сайт: www.woolfest.org Название инновационного проекта: LATA 65 Страна: Португалия Сфера: Образование / Развлечения и культура / Искусство /
77 ЭКСКУРСИЯ НА МАРС — СЮРПРИЗ ДЛЯ ДЕТЕЙ В ВИРТУАЛЬНОЙ РЕАЛЬНОСТИ В рамках проекта «Экскурсия на Марс» для имитации путешествия с эффектом погружения целый школьный автобус оборудовали экранами виртуальной реальности.
Идея космических путешествий на другие планеты ассоциируется с ощущением чуда и интересом, которых так не хватает в школьных курсах физики или химии.
Детям говорят, что они едут на Фестиваль науки и инженерии; все садятся в автобус, как вдруг освещение гаснет и на экранах появляются пейзажи Красной планеты.
скорость движения виртуальных марсианских пейзажей на экранах синхронизирована со скоростью автобуса. колонки в автобусе даже воспроизводят звуки песчаной бури, когда она появляется на экранах.
Прозрачные окна превращаются в мониторы с высоким разрешением с помощью специальной коробки, которая крепится к каждому окну: она включает дисплей с разрешением 4K и слой переключаемой пленки, способной менять степень прозрачности.
Проект был создан для исследования потенциала эффекта погружения при групповом использовании технологий виртуальной реальности без индивидуальных очков и шлемов.
С помощью инновационной системы дети получают поразительный групповой опыт: они вместе наблюдают, как за окном меняется марсианский пейзаж, и могут в любой момент обсудить увиденное с друзьями.
НА ДОМ 1. Как можно использовать виртуальную реальность в групповой форме в других отраслях и сферах? 2. Как еще можно применить подобные технологии в обучении детей? 3. Какую беспрецедентную форму использования технологии виртуальной реальности могла бы предложить ваша компания?
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИННОВАЦИОННОМ ПРОЕКТЕ Сайт: fieldtriptomars.com Название инновационного проекта: «Экскурсия на Марс» Страна: США Сфера: Образование / Развлечения и культура
79 СТРИМИНГ-СЕССИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММИСТОВ Livecoding.tv организует трансляции процесса написания кодов профессиональными программистами; зрители могут задавать вопросы и оставлять отзывы.
Livecoding.tv — p2p-сеть сообщества программистов. Пользователи могут наблюдать за процессом создания игр, мобильных приложений и сайтов.
Проекты сортируются по языкам программирования и уровню сложности.
Программисты, которые проводят стримы, получают свою выгоду: наличие зрителей помогает лучше сконцентрироваться на выполняемой задаче. На сайте доступно три типа учетных записей: бесплатная, профессиональная и для работодателей.
Учетная запись для работодателей стоит $100 в месяц и позволяет составить представление о навыках потенциальных будущих сотрудников. Работодатели могут размещать на сайте свои задания и искать пользователей по определенным критериям.
НА ДОМ 1. Может ли ваша организация предложить публике аналогичное простое интерактивное решение? 2. Можно ли развивать другие креативные навыки, устраивая онлайн-трансляции рабочих процессов? 3. Как еще онлайн-сообщество обучающихся и профессионалов могло бы расширять доступ к работе и образованию?
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИННОВАЦИОННОМ ПРОЕКТЕ Сайт: www.livecoding.tv Страна: США Сфера: Образование / Геймификация и игры
80 РОБОТ ПОМОГАЕТ ДЕТЯМ УЛУЧШАТЬ ПОЧЕРК В рамках проекта CoWriter робот-гуманоид прямо на уроках занимается с неуспевающими учениками: дает им возможность учиться, обучая другого
в Швейцарии разработали робота, который всегда умеет меньше, чем ребенок, с которым он взаимодействует.
обучая сверстников, дети, сами того не осознавая, повышают свою мотивацию, самооценку и уровень знаний.
Робот запрограммирован на воспроизведение типичных ошибок, собранных в специальной базе данных. Затем ребенок ищет все допущенные роботом ошибки и исправляет их с помощью специального стилуса. Так дети «обучают» робота лучше писать и одновременно с этим учатся сами.
Постепенно робот справляется с заданием все лучше и лучше благодаря алгоритмам, которые считывают, анализируют и используют сделанные ребенком исправления. Когда полученный результат покажется ребенку удовлетворительным, можно будет перейти к следующему слову. Робот адаптируется к трудностям конкретного ребенка: например, ошибкам в буквах f или h.
Метод «обучение через преподавание» так эффективно работает с детьми, благодаря так называемому эффекту протеже.
выступая в роли учителя, ребенок чувствует ответственность за успеваемость робота, а потому старательно пытается понять, в чем заключаются трудности его «ученика» и как их можно преодолеть.
результаты показывают: навыки письма у детей, участвовавших в эксперименте, значительно улучшились.
взрослый помогает ребенка учить робота.
НА ДОМ 1. В освоении каких сложных навыков роботы могли бы помочь детям? 2. Как вы думаете, пользовался бы CoWriter спросом среди педагогов, если бы попал на широкий рынок? 3. Как еще можно использовать метод обучения через преподавание в школах и за их пределами?
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИННОВАЦИОННОМ ПРОЕКТЕ Сайт: chili.epfl.ch/cowriter Название компании: Лаборатория по изучению взаимодействия человека и компьютера EPFL (ComputerHuman Interaction Lab at EPFL) Название инновационного проекта: CoWriter Project Страна: Швейцария Сфера: Образование
РЕЗЮМЕ
современный человек должен учиться постоянно: процесс обучения из задачи, которую нужно решить за определенный жизненный период, превращается в стиль жизни.
Идеи, описанные в этой главе, укажут и ученикам, и учителям — восхитительный путь новых открытий.
НА ДОМ: ОБРАЗОВАНИЕ
1. Делайте образование доступным. Кого сейчас учат и почему? Подойдите к вопросу творчески, постарайтесь привлечь новые группы учащихся.
2. Объединяйте взаимосвязанные предметы. Планируя занятия и составляя учебные расписания, подумайте, какие еще дисциплины стоит затронуть, чтобы оживить преподаваемый материал.
3. Ищите альтернативные методы преподавания и обучения. Попробуйте провести эксперимент с p2p-обучением прямо в классе. Или, может быть, у вас самих есть профессиональные познания в какой-либо сфере, которые можно «обменять по бартеру»? Если учащиеся хотят и могут обучать других на равных.
4. Собирайте и оценивайте данные. Зачастую даже несколько простых измерений открывают новые точки зрения на ситуацию. Какие еще показатели можно изучать в дополнение к стандартным?
5. Осознайте важность обучения на протяжении всей жизни.
Инновации, описанные в этой книге, иллюстрируют наше желание продолжать учиться чему-то новому каждый день. И с учетом скорости изменений, происходящих в современном мире, постоянное образование еще никогда не играло такой важной роли.