Блог им. nyselive
Стремительное падение цен на нефть, которое началось в июле прошлого года, продолжается.
С начала текущего года нефть марки Brent падает уже четвертый месяц подряд. А нефть марки WTI третий месяц подряд. Сейчас мы наблюдаем самое сильное падение цен на нефть с 2008 года. Многие задаются вопросом — в чем причина столь сильного падения? Давайте попробуем разобраться.
Начнем с фундаментальных причин.
1. Предложение превышает спрос.
Несмотря на продолжение снижения цен на нефть страны ОПЕК не снижают нефтедобычу.
Это в сочетании с замедлением роста экономики Китая – индекс HSI (shanghai composite) падает уже четвертый месяц подряд.
А также не устойчивой ситуацией в Еврозоне из-за долгового кризиса в Греции приводит к тому, что предложение на рынке нефти превышает спрос. Что в свою очередь оказывает давление на курс нефти и ускоряет ее падение.
2. Снятие санкций с Ирана.
С Ирана продолжают постепенно снимать санкции и очевидно, что в обозримом будущем их полностью отменят. Это приведет к тому, что Иран – страна, где одни из самых больших запасов нефти и газа в мире, станет одним из крупнейших игроков на этом рынке. Появление в большом количестве Иранской нефти еще больше увеличит предложение, что так же ускорит снижение цен на нефть.
3. Сланцевая революция.
Несмотря на многочисленные прогнозы о том, что падение цен на нефть вызовет массовое банкротство, сланцевых компаний этого не происходит. Они постоянно находят способы добывать сланцевую нефть еще дешевле. Даже если случиться, так что они на некоторое время покинут рынок то они все равно т неизбежно, туда вернуться, как только найдут способ добывать сланцевую нефть еще дешевле.
4. Фазовый переход – от нефтяной экономики к электрической экономике.
Артур Кларк как-то раз дал прогноз о вытеснении всех валют мира эквивалентом в виде киловатт-часа к 2016 году. На момент подачи этого прогноза он казался совершенно фантастичным. Однако сейчас он кажется гораздо более обоснованным. Если вспомнить 20-й век, то вплоть до 50-х годов прошлого столетия основным энергоносителем был уголь. Именно сжигание угля давало большую часть энергии. Так же на нем работало много транспорта – паровозы и пароходы. Позже сжигание угля плавно заменили сжиганием нефти – это означало переход от угольной экономики к нефтяной экономике. Сейчас мы видим начало новой тенденции – переход, от экономики базирующийся на сжигании нефти к экономике, основанной на использовании электроэнергии. Рост популярности электромобилей, попытки перевести на электроэнергию авиатранспорт и пр. Все это может привести к тому, что потребность в сжигании нефти уже в ближайшее время значительно уменьшиться. А в будущем и вовсе отпадет.
5. Энергетика без сжигания топлива – энергетика будущего.
Развитие экологически чистого электротранспорта потребует значительного увеличения выработки электроэнергии. И тут будущее, за источниками не требующими сжигать какое либо топливо – солнечная энергия, геотермальная энергия, в перспективе термоядерная энергия. Все это суммарно легко перекроет все энергетические потребности человечества на столетия вперед.
Конечно, этого момента еще надо дождаться. Но цена учитывает все и, несомненно, факторы перехода на новые виды транспорта и новые источники энергии там тоже уже заложены.
А теперь технические причины.
1. Слишком высокая цена на нефть на пике ее роста.
Перед началом снижения нефть была на отметке выше 100 долларов за баррель.
Есть основания считать, что участники рынка посчитали эту цену не обоснованно завешенной, что послужило одним из факторов снижения цены.
2. Завершение цикла роста цен на нефть и переход к циклу снижения.
Многие аналитики считают, что динамика цен на сырье, включая цену на нефть, носит циклический характер. Правда, оценки периодов этих циклов сильно различаются. По моему мнению, цикл роста цен на нефть завершился еще в 2012 году. По удивительному, и возможно не случайному стечению обстоятельств это совпало с выходом на рынок компанией Tesla Motors модели Tesla Model S.
С тех пор и по текущий момент нефть вошла в фазу цикла снижения. И сейчас сложно сказать, сколько она еще продлиться.
Таким образом, в средней и долгосрочной перспективе, по моему мнению, есть два наиболее реалистичных сценария с развитием динамики цен на нефть.
1. Падение до отметки в районе 30 долларов за баррель и потом очень долгий флет в диапазоне 20-40 долларов. Насколько он будет долгий сказать сложно – возможно на годы вперед. Аналогичная ситуация уже наблюдалась в 1986 году когда цена на нефть упала с 35 долларов (с пересчетом на текущие деньги это примерно 100 долларов) до 10 долларов. Это чуть больше 20 долларов с учетом инфляции. Цена не росла несколько лет, что привело к большим убыткам стран экспортеров нефти. Многие эксперты считают, что это было одной из причин финансового краха СССР.
2. Тоже падение до отметки в районе 30 долларов за баррель, а затем резкий рост до 100-170 долларов за баррель. После чего стремительное падение до отметки в 20 долларов или ниже и уже навсегда. В этом случае нефть уже никогда не будет стоить больше 20 долларов. Это будет означать, что эпоха нефтяной экономики окончательно завершилась. Так же как в прошлом веке завершилась эпоха угля.
ВЫ в обзоре несколько раз повторяете, что происходит фазовый переход – от нефтяной экономики к электрической экономике, этот автомобиль Тесла сюда присобачили. Что конкретно вы понимаете под этим? Разве в 20 веке не существовало электростанций в достаточном количестве и их начали строить после падения цен на нефть?
В сочетании с развитием электротранспорта в массовом использовании – прежде всего автомобильного толчком, к которому послужила компания Tesla Motors, приведет к тому, что потребность в сжигании нефти, газа и другого топлива начнет постепенно снижаться. А потом и вовсе исчезнет. И, по-моему, цена на энергоносители это уже учла.
Не надо сочинять об автомобиле Тесла, что он такой же массовый как автомобиль на ДВС! Это просто смешно!!! У вас и ваших знакомых все автомобили Тесла и поэтому вы вставили картинки Теслы из интернета?
И где потом оказались лошади? Вот, по-моему, сейчас история повторяется, только идет переход от ДВС на электротягу. Конечно, это только самое начало и процесс этот будет не быстрым.
Но он уже идет. И вряд ли кто-то его остановит.
А по по поводу прогнозов — над моим прогнозом от 19 мая, что WTI c 58 долларов упадет до 48 многие смеялись.
smart-lab.ru/blog/255795.php
Сейчас WTI ниже указанной отметки.
Сейчас сбывается прогноз от 7 июля
smart-lab.ru/blog/264923.php
Правда, над ним уже не смеются. Вот так.
Фундаментальный анализ потом всё объяснит. Скорее всего завал на нефти — верный признак нездоровья финансовой системы и огромного объема маржируемых производных инструментов, а не открытие нового способа получения энергии (холодный термояд)
Читайте внимательно, что я пишу. В прогнозе от 7 июля я указал цену WTI 35 долларов за баррель в сентябре месяце. Это не недели, а месяцы вперед.
А касательно более длинных временных горизонтов — неужели Вы не знаете, что тренды делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные?
В краткосрочной и среднесрочной перспективе, по моему мнению, нефть ждет продолжение снижения до указанных мной уровней. А в долгосрочной перспективе (годы и десятилетия) постепенный отказ от сжигания нефти и газа.
smart-lab.ru/blog/265922.php