ЛУКОЙЛ продолжает инвестировать в разведку и добычу одного из наиболее перспективных регионов присутствия компании — шельф Каспийского моря. К концу 2013 года
ЛУКОЙЛ намерен начать
разведочное бурение на структуре Хазри. Начало добычи в случае обнаружения промышленных запасов углеводородов стартует в 2018-2019 годах. Самоподъемную буровую установку (СПБУ)
Нептун также планируется использовать для бурения на структуре Титонская уже в 2014 году. В случае подтверждения ресурсного потенциала добыча в пределах структуры может начаться в 2024 году.
В планах ЛУКОЙЛа значится увеличение доли каспийских месторождений в общей структуре добычи углеводородов компании с текущего 1% до 8% к 2016 году и до 10% к 2021 году. Первым в 2012 году было введено в эксплуатацию месторождение им. Корчагина, добыча нефти на котором должна стабильно расти и, как ожидается, к 2017 году составит порядка 18 млн барр в год, после чего в течение двух лет начнет снижаться. Вторым месторождением на Каспии, на котором добыча нефти ЛУКОЙЛом начнется в 2015 году, станет месторождение им. Филановского. Уже к 2016 году будет достигнута «полка» добычи на уровне 45 млн барр в год. Инвестиции в разработку Филановского месторождения оцениваются в $6,1 млрд, в то время как общие инвестиции ЛУКОЙЛа в месторождения северного Каспия
должны составить порядка $22 млрд. Несмотря на перспективность региона как нефтегазоносной провинции, риски для работы все-таки имеются. Так, в результате бурения двух скважин на структуре Ялама (Д-222) в азербайджанской части каспийского шельфа промышленных запасов углеводородов
обнаружено не было. В результате чего
ЛУКОЙЛ вышел из проекта.
Стоит отметить, что с месторождения Филановского планируется построить до суши нефтепровод мощностью 8 млн тонн в год и газопровод мощностью 6 млрд куб. м в год, которые в свою очередь позволят поставлять нефть в Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) для поставок на экспорт, а газ до лукойловского завода Ставролен, а также в ГТС России. В случае обнаружения промышленных запасов углеводородов на структурах Хазри и Титонская их также подсоединят трубопроводами к инфраструктуре Филановского месторождения.
Месторождения Каспия получили налоговые льготы, которые делают их разработку рентабельной. Уровень IRR проектов по разработке месторождений им. Филановского и им. Корчагина с их учетом находится на уровне 16,5%. Общая экономическая выгода от льгот по этим двум месторождениям ранее оценивалась
ЛУКОЙЛом на уровне $4,5-5 млрд. Также сообщалось, что
компания может лишиться льгот по указанным месторождениям, впрочем, эта информация впоследствии
была опровергнута менеджментом ЛУКОЙЛа. В конечном итоге месторождения Каспия должны попасть в общую схему налогообложения шельфовых месторождений, которая подразумевает сохранение IRR по проектам с наименьшим уровнем сложности на уровне 16,5%. Соответственно, риск для ЛУКОЙЛа от изменений законодательства можно считать минимальным.
Рост добычи на Каспии и за рубежом позволит ЛУКОЙЛу
компенсировать снижение добычи в основных регионах деятельности компании.
Целевая цена по акциям ЛУКОЙЛа составляет 2815 руб.