Блог им. MihailVlasenko

Пока наш рынок пытается нащупать дно, предлагаю поговорить о том, важна ли госкомпаниям стоимость их акций.
Этот вопрос стал особенно актуален после того, как топ-менеджер ИнтерРАО заявила обратное — мол, у них «нет задачи бегать за инвестором и растить капитализацию», ведь «от того, что люди торгуют их акциями, деньги им не идут».
Зачем же компании вообще выходят на рынок?
Считается, что это делается для привлечения денег на развитие. Хотя так происходит не всегда — некоторые IPO проходят по схеме кэш-аут, когда владельцы бизнеса просто продают свои доли. И в таком случае никаких денег бизнес не получает.
При этом если компания торгуется на бирже, то она получает рыночную оценку. Да, ей приходится тратиться на аудит, листинг и кучу бухгалтеров для подробной отчетности… Но это нужно для того, чтобы получить целый ряд плюшек:
Чем выше стоимость компании, тем больше финансовых дверей для нее открывается. В какой-то момент может случиться так, что не ей нужно искать кредиторов, а кредиторы сами встают в очередь для того, чтобы занять ей деньги (например, так было с Apple).
Но все это справедливо для частников, а у госкомпаний совсем другая история. Ведь помимо кредитов они получают субсидии и дотации, а если в их бюджете возникнет дыра, то ее можно просто закрыть из бюджета (как было с «эффективным» ВК).
Поэтому таким компаниям по сути плевать, сколько стоят их акции. Единственное исключение — это те, кто раздают акции в качестве бонусов. Тогда их менеджеры стараются нарастить капитализацию, чтобы их пакеты стоили дороже.
Так что с госкомпаниями нужно быть осторожными. Ведь в ИнтерРАО все сказали правильно — они решают совсем другие задачи, поэтому интересы инвесторов их не волнуют. И наше доверие (вместе с нашими деньгами) им совершенно не важно.
Хотя некоторые товарищи выбиваются из общего ряда :) Они более-менее прозрачны, не плюют на инвесторов и исправно делятся прибылью. К таким «хорошистам» можно отнести Сбербанк (спасибо Грефу!), Транснефть, НМТП и отчасти Татнефть.
А как вы относитесь к госкомпаниям? Держите их акции?
*****
Приглашаю вас в свой канал Финансовый Механизм — там вы найдете еще больше материалов по финансам по рынку.
Чем выше стоимость, тем больше можно занять.
Если цена падает ниже оговоренной, то пакет просто переходит в собственность банка. Поэтому в 2008-09 вышел ВЭБ скупать с рынка. Что бы залоги в виде больших пакетов не перешли к банкам.
Именно поэтому газпром не уходит ниже 100р. Там было цифра что-то около 90, ниже которой залог вполне схапает кредитор
Дешевле кредит и больше по размеру, который компания может получить от банка.
А вот при заметном падении капитализации компания может нарваться на хорошо знам знакомый маржин колл. Банк може потребовать либа довнести залоговую массу либо выплатить часть долга.
Хотите сравнивать, так сравнивайте всерьез.
В СССР акций не было.
.и когда женщина с Дагестана это озвучила я и задумался о будущем…