Блог им. ChicagosBull
Более половины (65%) судов пассажирского речного флота России выработали предельный срок эксплуатации и должны быть списаны. Это следует из отчета Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) о развитии пассажирского водного транспорта в стране, с которым ознакомились (https://iz.ru/1969095/pavel-vikhrov/nikomu-ne-verf-flot-amurskogo-bassejna-ustarel-pochti-na-100) «Известия». Средний возраст речных судов для перевозки пассажиров по состоянию на 2023 год составил почти 40 лет, а у круизных кораблей — более 50. Таким образом речной флот оказался «старше» морского, средний возраст судов которого составляет 27 лет.
При этом наибольшее устаревание речного флота зафиксировано на реке Амур, которая является одной из крупнейших транспортных артерий на Дальнем Востоке, (https://t.me/ejdailyru/359462)связывающей российские регионы между собой и Китаем. Практически 100% судов Амурского бассейна превысили срок допустимой эксплуатации. Речь идет о 838 кораблей, средний возраст которых достиг 46 лет. «Далеко не каждое судно, достигшее такого возраста, безопасно для эксплуатации. Понятно, что некоторые буксиры могут продолжать эффективно работать после модернизации двигателя даже при еще большем возрасте корпуса, но, например, для пассажирского транспорта необходимы более жесткие стандарты», — отметил член экспертного совета комитета Госдумы по защите конкуренции Дмитрий Тортев.
@ejdailyru
Активное строительство новых судов
В 2024–2025 годах введено в эксплуатацию более 50 новых пассажирских судов различного класса, что значительно обновляет флот. Государственная поддержка и инвестиции в речной транспорт позволяют регулярно пополнять парк современными и безопасными судами.
Модернизация действующих судов
Судовладельцы активно проводят капитальный ремонт и техническую модернизацию — обновляют двигатели, системы безопасности, навигационное оборудование. Это значительно продлевает срок эксплуатации и повышает уровень безопасности пассажирских перевозок.
Финансирование и программы развития
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) и Минтранс России реализуют масштабные программы финансирования и субсидирования строительства новых судов. В частности, только в 2025 году на обновление речного флота выделено более 10 млрд рублей.
Рост безопасности и комфорта
Новые суда соответствуют современным стандартам безопасности и экологии, оснащены комфортными каютами и современными системами жизнеобеспечения, что улучшает качество пассажирских перевозок.
Примеры успешных проектов
Круизные компании и региональные операторы получили более 20 новых судов класса «речная яхта» и теплоходов среднего класса, которые уже успешно работают на маршрутах Волги, Дона и других крупных рек.
Вывод
Ситуация с речным флотом России активно меняется в лучшую сторону благодаря государственным программам, инвестициям и усилиям судовладельцев. Это позволяет обеспечить безопасность, комфорт и надежность пассажирских перевозок, а также поддерживает развитие транспортной инфраструктуры регионов.
Только на Амуре 800+ кораблей