Некоторое время тому назад глава Правительства Мишустин провёл стратегическую сессию по развитию авиапрома. Итоги её, в общем, продемонстрировали, что Ростех (со всей своей группой поддержки, включая Мантурова) с задачей производства самолётов не справился. И, соответственно, возник вопрос, а что с этим Мишустин (поскольку он в правительстве единственный выше Мантурова) будет делать?
Вопрос в публичной сфере не поднимался, что, естественно, давало почву для вопросов. Но вот, казанская «Бизнес онлайн» опубликовала очень интересную статью:
www.business-gazeta.ru/article/680872. Суть её выражена вот в этой цитате: «До конца августа Сбербанк должен сделать срез состояния дел в авиационной промышленности и вместе с ОАК представить новую модель управления, а также финансирования отрасли. Как сообщают источники «БИЗНЕС Online», такими были решения стратегической сессии по развитию авиапрома, которую провел премьер-министр РФ Михаил Мишустин. Эксперты говорят, что, похоже, недовольство положением дел в отрасли достигло предела, но начинать надо вовсе не с ревизии управленцев».
Фактически, это означает, что вопрос выведен из-под вертикали Ростеха и переводится под Сбербанк. Тут, конечно, есть свои проблемы, напомню, именно Греф с своими либеральными покровителями (Христенко и пр.) в бытность свою министром экономического развития и торговли «закрыл» российский авиапром, остановив уже готовое серийное производство Ту-334. В результате чего наш авиапром от серийного производства перешёл на отдельные проекты и выпал из мирового авиастроения. Но других вариантов не просматривается.
Опять же, Греф в этой ситуации будет играть только роль «крыши», его влияние, конечно, не столь сильное, как у Чемезова, но достаточно для того, чтобы те люди, которые реально будут заниматься проблемой, могли спокойно работать. Ну и не забудем, что поскольку проблемой занялся лично Мишустин, именно к нему будет окончательная апелляция. И этого, скорее всего, будет достаточно для того, чтобы проблема сдвинулась с мёртвой точки.
Вообще, нужно отметить, что проблемы авиапрома не сильно отличаются от проблем в других технических отраслях. Либеральный подход (а Ростех проповедует именно «эффективный менеджмент», что хорошо видно по результатам) вообще не очень допускает конкретные результаты. Точнее, они его вообще не интересуют. Интересуют финансовые потоки и прибыль, которая тоже образуется в финансовом секторе куда проще, чем в сложном производстве.
Отметим, что на Западе примерно такая же ситуация, Трамп, как не пытается, не может пока запустить промышленный рост в США. И именно поэтому «Бизнес онлайн» говорит о том, что не в людях дело, а в системе управления. И здесь я могу только высказать своё мнение, как старый чиновник и консультант.
Идеальный вариант, вернуться к системе главных конструкторов, которые персонально отвечают за весь результат и которым подчиняется в том числе финансовый директор и бухгалтерия. Сегодня они подчиняются даже не генеральному директору (который обычно из «эффективных менагеров»), а реальному (не номинальному!) владельцу. И денег на всякие глупости, не приносящий приыбли, вроде оплаты конструкторов или закупку станков не дают. При этом главные конструктора должны быть именно конструкторами, а не «эффективными менагерами» или юристами.
Но понятно, что делать такую систему долго. Хотя уже надо бы начинать. А пока можно обойтись тем, что толковый инженер-конструктор, который должен отвечать за проект, должен совмещать свою должность на производстве с постом советника главы правительства. И отчитываться лично ему во всех управленческих решениях. И — лично контролировать все бюджеты, чтобы там не вопил Минфин.
Такому человеку, разумеется, будут выкручивать руки, но вот тут и должна проявиться политическая воля. Пока Мишустин всё делает правильно, но посмотрим, что будет дальше.
t.me/khazinru/8734
telegra.ph/Rossijskij-aviaprom-08-23
При Лёне коммунизм перестал строиться и колбаса пропала, сейчас самолеты в ступоре и еще много чего.
И басню надо вспомнить — а вы друзья как ни садитесь…
А вообще, где-то с 70х годов во многих отраслях по всему миру пошлё резкое замедление цикла разработки/производства из-за обвешивания кучей законов, стандартов, нормативных актов. Вон атомные станции к 70м годам строили за 3-4 года, и вводили по несколько штук в день. И вдруг резко затормозилось — смысл пытаться строить, если из-за законников цикл строительства 15 лет стал, а всё это время нужно обслуживать кредиты и не продавать электричество. С самолётами и прочим та же фактура — по большей части по миру вытягивают последнее возможное из моделей 60х-70х годов, с нуля разрабатывать не рискуют.