Блог им. investitsin
😑 Есть такая народная шутка — если долго смотреть на карту мира, то начнешь подозревать, что она что-то замышляет. Вот и сегодня мы смотрим на логистические маршруты, торговые потоки и тарифные заборы — и кажется, что география начинает играть свою партию в геоэкономическом симфо-метале.
Когда-то, еще до того, как ковид начал диктовать свои правила миру, Китай стал слегка… невыгоден. Рост зарплат, рост требований, рост всего — и в результате, крупные производственные корпорации начали нервно крутить глобус. Куда бы переехать, где бы дешевле, где бы попроще, где бы не ругались за каждый чип.
Мексика и Канада, как прилежные дети глобального капитализма, быстро подставили плечо. «Промышленный побег» из Китая стал их инвестиционным бумом. Под крылом NAFTA (теперь USMCA) — дешево, быстро, удобно. Мексика внезапно стала такой любимицей supply-chain архитекторов, что стала практически Тихуана 2.0, но с заводами, а не маргаритой.
😼 А что Индия? Индия… старалась. Но, когда один видимо уважаемый человек в частной беседе сказал: «вывести производство в Индию — всё равно что сыграть в шахматы с голубем: и фигуры разнесёт, и будет ходить как победитель». То ли инфраструктура не та, то ли бюрократия слишком архаична, но в Индии производство буксует — как Windows 95 на MacBook. Плюс старый-добрый конфликт с Пакистаном подкинул геополитического жару. В общем, вышло скорее «кама-сутра инвестиционных провалов», чем новая промышленная революция.
👨🏫 А теперь давайте включим режим безумного учёного и прищуримся на карту: а если Китай захочет выстроить новый маршрут экспорта — по земле? Чере россию.
Звучит, как анекдот из будущего, но… давайте посмотрим на факты:
▶️ У Китая — переизбыток производственных мощностей, сжатие внутреннего спроса, и тарифный пресс со стороны США;
▶️ У России —доступ к европейскому рынку закрыт, но остался географический бонус: она — мост между Китаем и всем, что не санкции;
▶️ И да, геополитически всё сложно, но вот если случится “то самое окно возможностей” (а вдруг мир, а вдруг новое регулирование, а вдруг кто-то «передумал») — логистический коридор «Шэньчжэнь–Смоленск» может стать не шуткой, а инвестиционным слоганом года.
россия как новая Мексика? Почему бы и нет, если есть дешевая рабочая сила, инфраструктура (в какой-то мере), энергия (дешёвая), и государственная готовность упаковывать любые амбиции в стратегию импортозамещения с китайским лицом.
😟 Тут, правда, как всегда, стоит добавить: способов сорвать этот сценарий столько же, сколько охранников на китайском заводе Foxconn. Политические качели, военные риски, институциональная нестабильность, плюс старая добрая проблема:
инвесторы любят предсказуемость, а не сюрпризы уровня «новый указ с утра».
Но если всё же вообразить, что в этом хаосе случится синхрон — и логистика, и капитал, и политика — то россия может вдруг оказаться на стыке экономических течений, не как сырьевая труба, а как фабрика по ту сторону санкционной завесы.
😐 Иронично, конечно, но иногда история оборачивается именно так: вчера ты — «глубоко перерабатываешь нефть», а завтра — собираешь электробритвы для рынка Перу.
Вот в такие моменты особенно чувствуется, что экономика — это не про цифры, а про интуицию. Чьё чутьё на будущий маршрут окажется вернее — покажет время. Или карта. Если долго на неё смотреть.