Блог им. ChuklinAlfa

Евротранс: что происходит с котировками?

Евротранс: что происходит с котировками?
Источник: сайт компании. Логотип

Евротранс – парадоксальная компания. Очень дорого продавшись на IPO, она закономерно начала падать к справедливому значению. Но достигнув его, акция продолжила падение. При этом финансовые показатели компании растут, причём даже с опережением плана. Что тут не так?

Давайте разбираться.

Евротранс очень сильно отчитался за 1 полугодие 2024 года. Выручка выросла аж на 61% до 81,3 млрд рублей, операционная прибыль – на 59% до 7,3 млрд рублей, скорр. EBITDA – на 63% до 7,9.

Чистая прибыль тоже не подкачала: рост на 51% до 3,8 млрд рублей.

Евротранс: что происходит с котировками?

Источник: ФинансМаркер. Динамика чистой прибыли Евротранса

Тем не менее, с пика стоимости акции в моменте падали на 70%, но сейчас на суперположительном отчёте и новостях о дивидендах взлетели более чем на 30%. Но обоснован ли такой оптимизм и почему акции так долго сливали?

Евротранс: что происходит с котировками?

Источник: TradingView. Динамика акций Евротранса

Сначала отмечу первую странность, которая в принципе и так бросается в глаза: с чего такой резкий рост? Количество заправок увеличилось всего на 2 штуки – причина явно не в этом.

Я заглянул в презентацию – может быть, изменилась структура выручки? Да нет. По-прежнему, 71,6% выручки – оптовые продажи, 23,8% – розничные (на заправках), 4,2% — сопутка (еда на заправках), остальное (0,4%) – электропроект. В прошлом полугодии плюс-минус такие же значения, но не было электропроекта. Я не думаю, что он дал такую прибавку к выручке.

Очевидно, что на рост показателей повлияли сильное подорожание топлива (т.е. акции Евротранса являются защитой от инфляции), а также рост объёмов сбыта: например, в 2023 году общий объём оптовых продаж составил 1929,3 млн литров, а за 1 полугодие 2024 – уже 1154.

Данных по розничным продажам нет, но я уверен, что там сопоставимые цифры.

Таким образом, компания последовательно выполняет заявленную при IPO цель по удвоению финансовых показателей год от года. И высокая инфляция (т.е. удорожание топлива) идёт ей только на пользу.

Из минусов: у компании по-прежнему отрицательный денежный поток. Минусовым его делает большой объём оборотного капитала. Евротранс с точки зрения бизнеса по сути тот же ритейл, что Х5 или Магнит – закупает топливо дешевле и перепродаёт дороже. Поэтому оборотка очень важна.

Евротранс: что происходит с котировками?

Источник: ФинансМаркер. Динамика FCF Евротранса

Но большой рост оборотки чреват ростом долга, ведь прежде, чем что-то купить, Евротрансу приходится добыть деньги – а берутся они, правильно, в банке. У компании одобрена кредитная линия объёмом 4,4 млрд рублей под плавающую ставку (кс + 3,35 п.п.).

Но это не такая большая проблема, как лизинг (а большая часть заправок Евротранса оформлена именно в лизинг) – его размер в Газпромбанке составляет 18 млрд рублей, и он также взят под плавающую ставку (кс + 3 п.п.), т.е. чем выше ключевая ставка – тем дороже становится обслуживание долга.

Тем не менее, Евротранс слезает с кредитной «иглы», постепенно сокращая долг с плавающей ставкой (объём кредитов упал за 3 года с 7,7 до 4,4 млрд рублей), а также лизинг, выкупая объекты на себя (объём лизинговых платежей упал с 21,7 до 18 млрд рублей).

Но взамен Евротранс активно занимает на долговом рынке, выпуская всё новые облигационные займы. Их объём за 3 года вырос с 0,765 до 14,3 млрд рублей. Там процентная ставка всего 13,5%, так что это выгодно. Но денежных средств для покрытия всех обязательств у Евротранса пока нет – на счетах накоплено всего 192 млн рублей, да и те будут разбарыжены дивидендами. Т.е. Евротранс неизбежно пойдёт набирать ещё облигаций – и уже не под такую вкусную ставку, как раньше.

Евротранс: что происходит с котировками?

Источник: ФинансМаркер. Динамика обязательств Евротранса

Теперь дивиденды

За 1 квартал Еврик уже заплатил 2,5 рублей. Менеджмент прогнозирует 4,32 рубля за 2 квартал и 8-10 рублей за 3 квартал. И дополнительные дивиденды по итогам года – 15 рублей.

Если сложить всё вместе, получается 27-28 рублей как минимум. При цене в 147 рублей это больше 18% дивдоходности! Выглядит очень интересно!

Так почему акции ранее сливались?

Я нашёл довольно убедительный ответ для себя. Если помните – Евротранс продавал акции перед IPO прямо на заправках своим клиентам. Официальных данных, сколько продано акций нет, но один инсайдер, которому я доверяю и который имеет непосредственное отношение к компании, отмечает, что на заправках продано почти 40% всего free-float.

И эти покупатели – отнюдь не профессиональные инвесторы! Большая их часть даже не имела брокерских счетов на момент покупки. И Евротранс была и остаётся единственной акцией в их портфеле.

Когда начались торги эти люди, естественно, начали радоваться, когда акция пошла наверх. Но когда в январе котировки резко обрушились, они начали, естественно, продавать. И чем ниже падала акция, тем сильнее было падение. Если посмотрите на график, заметите, что после прохождения психологической отметки в 220 рублей (примерно по такой цене закрылся Евротранс в первый день IPO) мы видим вообще огромное падение с многочисленными гэпами – т.е. среди акционеров началась настоящая паника.

И если мы с вами находимся на рынке и более-менее погружены в контекст, то условный водитель Вася из Подмосковья видит, что его купленная на заправке акция с максимумов сложилась в 2 раза, а потом пошла ещё ниже – и что он делает? Правильно, продаёт, чтобы сохранить хоть что-то. А потом удаляет брокерское приложение навсегда, т.к. это «всё обман».

Собственно, сейчас изначальных акционеров (купивших акции на заправке и на IPO, без учёта владельцев компании) осталось меньше 30%, т.е. состав миноритариев обновился почти полностью. И вот сейчас котировки Евротранса, я надеюсь, начнут вести себя чуть более предсказуемо – в бумаги пришли более профессиональные инвесторы, а случайные люди будут практически вымыты. Это и называется растущей эффективностью рынка.

Т.е. до этого в акциях Евротранса была явная неэффективность, и ей можно было пользоваться. Сейчас такими неэффективностями будет пользоваться сложнее.

Что дальше?

В 2026 году Евротранс планирует достичь 70 млрд рублей выручки, в 2023 – 120. Прибыль, соответственно – 9,1 и 14,5. Неплохие показатели.

С учётом этого – справедливая цена Евротранса находится в районе 220-250 рублей. Ну а пока она её не достигла – можно, в принципе, покупать. Надеюсь, теперь мы увидим обоснованный рост.

А что вы думаете о Евротрансе? Пишите в комментариях!

P.S. Друзья, я веду свой блог на разных площадках. Читайте где Вам удобно! Размещаю ссылки под постом:

Моя телега здесь
Дзен здесь
Инвестинг здесь
★1
#45 по плюсам, #50 по комментариям
1 комментарий
В разделе «что дальше» какая-то беда с цифрами.

теги блога Михаил Чуклин

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн