Блог им. BrownEyedSamurai
🧷 Как завещали нам древние: «Бесконечно можно смотреть на три вещи: как горит вода, как течет огонь и как инвесторы, не желающие разбираться в основных положениях бизнес-модели, в ужасе бегут из акций компании». Не ручаюсь за достоверность и историческую точность приведенной мной цитаты, однако глубинного смысла она уж точно не лишена.
📌 В этом большом посте мы препарируем представленный группой финансовый отчет о результатах первого полугодия, рассмотрим первопричины полученного убытка и постараемся найти ответ на извечный вопрос: быть или не быть акциям Positive Technologies в нашем долгосрочном портфеле?
🔹 Отгрузки — 4,95 млрд. рублей (+8%)
🔸 EBITDAC — -6,56 млрд. рублей (-284%)
🔸 NIC — -7,06 млрд. рублей (-300%)
🔸 Чистый долг/EBITDA LTM — 0,8 (+0,5 пунктов)
🔎 Напомню, что в целях достижения наибольшей репрезентативности финансовых показателей, компания использует немного видоизменные МСФО-метрики. Так, если между «выручкой» и «отгрузками» нет практически никаких принципиальных различий, то диковинные EBITDAC и NIC — есть ни что иное, как хорошо знакомые нам EBITDA и Чистая прибыль, разве что без учета капитализируемых расходов — средств, инвестируемых непосредственно в инфраструктурные и программные продукты, способные приносить прибыль в обозримом будущем.
☠️ Бегло пробежавшись взглядом по динамике основных финансовых показателей компании, уверен, некоторым из вас — в особенности тем, кто последние полгода только и делал, что «пылесосил» на коррекциях отечественное IT-достояние с целью в ближайшее время неплохо так «иксануть» — захотелось проверить грузоподъемность веревочной петли, весящей под потолком. Смею отговорить вас от этого сомнительного мероприятия — давайте лучше разбираться, действительно ли всё так плохо, как может показаться на первый взгляд.
⏰ Разработка и последующая реализация программного обеспечения обладает сезонностью, позавидовать которой могут даже видавшие виды авиакомпании. Всё дело в избранном способе монетизации произведенного продукта — подписочной системе. В силу особенностей планирования бюджетов и продолжительности этапа введения в эксплуатацию продуктов компании, основная часть вырученных средств — более 80% от всего объема годовой выручки — приходится на следующие два квартала. Так что рост отгрузок на 8% в первом полугодии — это, конечно, здорово, но не очень-то и уместно для использования в качестве мерила «успешности» компании.
💡 Несмотря на сезонность продаж, деньги, необходимые для поддержания и обеспечения дальнейшего органического развития бизнеса требуется расходовать на протяжении всего календарного года. По результатам этого полугодия мы стали свидетелями двукратного роста всех без исключения статей затрат — от расходов на продажу до рекламных бюджетов. Традиционно малый объем реализованного продукта и неумолимо растущие расходы, связанные с буйством инфляции и увеличивающимися амбициями компании, в конечном счете, трансформировались в те самые пугающие многих большие числа, которые мы имеем честь наблюдать в отчете.
🚀 Однако, возросшие расходы — совсем не повод для отчаяния. Ставка на увеличение узнаваемости бренда посредствам рекламы, увеличение штата, расширение предлагаемой клиенту продуктовой линейки и очередные рекордные планы по отгрузкам — всё это есть индикатор уверенности руководства компании в наличии возможностей для дальнейшего роста в рамках отечественного сегмента кибербезопасности.
💼 Долговая нагрузка группы остается на комфортном уровне, позволяющем ей выплачивать дивиденды, в точности следуя принятой ранее дивидендной политике.
✏️ В общем и целом отчет получился ровно таким, каким я и ожидал его увидеть. Чистый убыток по итогам первого полугодия не стал сенсацией — такое мы уже видели как в прошлом, так и позапрошлом году. Спешу напомнить, что тогда всё неизменно заканчивалось новым рекордом по отгрузкам в четвертом квартале и последующим взрывным ростом ценных бумаг. И пока все идет к тому, что и этот год не станет исключением из правила.
Это также для повышения узнаваемости?
Воронов Дмитрий, Как я уже отмечал в посте: первая половина года не является репрезентативной во многих смыслах. Компания тратит на развитие большие деньги — при том не только свои, но ещё и заемные — и не получает прибылей «здесь и сейчас».
Если ситуация останется неизменной по результатам календарного года — стоит задуматься о финансовом состоянии компании. Пока же я не вижу смысла беспокоиться о снизившихся коэффициентах. Вполне возможно, что оно того стоит.