Премьер-министр Михаил Мишустин распределил полномочия между своими заместителями:
▪️Первый вице-премьер Денис Мантуров будет отвечать за промышленность и технологическое развитие.
▪️Виталий Савельев (ранее был главой Минтранса) курирует транспорт.
▪️Дмитрий Патрушев (был главой Минсельхоза) отвечает за АПК и экологию.
▪️В ведение Татьяны Голиковой передали Федеральное агентство по делам национальностей, она продолжит отвечать за здравоохранение и социальное развитие.
▪️Экономическую политику (ранее за нее отвечал Андрей Белоусов, он перешел на пост министра обороны) будет курировать Александр Новак. В зоне его ответственности останется энергетика.
Подробнее о полномочиях других вице-премьеров – в материале РБК.
t.me/rbc_news/95094
Теперь кураторство над экономикой переходит к Новаку. Последний выглядит главным выигравшим по итогам озвученных вчера вечером решений. Он не только сохранил за собой ТЭК и электроэнергетику, но и приобрёл ещё право предлагать стратегию развития экономики в целом, а также контроль за темой привлечения инвестиций. Не сильно преувеличивая, можно сказать, что неформально Новак становится как бы вторым первым вице-премьером — наравне с Мантуровым.
Если говорить о политическом содержании этой истории, то следует иметь в виду, что Новак не входит ни в один из действующих вокруг Путина кланов. Когда-то его вытащил на федеральный уровень Хлопонин, но поскольку тот уже давно не игрок, Новак получился как бы сам по себе. Путин благоволит к нему и это вполне объяснимо: тот, действительно, профессионал. Я помню его, когда он был замом министра финансов — ещё при Кудрине. Он тогда очень часто принимал участие в правительственных совещаниях вместо своего шефа и было видно, что Путин очень внимательно к нему прислушивается.
Хотя Новак и не является членом того или иного клана, думаю, что в ситуации обострения противостояния «ястребов» и «технократов» он будет склонен солидаризироваться с последними. Новак не может не знать, что Сечин копал под него, пытаясь протащить на пост курирующего ТЭК вице-премьера сына своего старого соратника Патрушева. Вы сейчас, конечно, скажете: «Что за ерунда? Как можно надеяться поставить курировать топливно-энергетический комплекс министра сельского хозяйства?» — а я вам отвечу, что у нас и не такое бывало. Как говорится, у нас бывало, что и овца волка съедала. Тот же Новак стал куратором ТЭК, проработав несколько лет заместителем министра финансов, а до этого вообще — председателем правительства Красноярского края — региона, в котором, конечно, мощная гидроэнергетика, но вот в смысле нефти или газа — не так чтобы очень…
В общем, Новак не может не понимать, что для «ястребов» он совсем чужой, в то время как с «технократами» у него может получиться вполне себе эффективное и взаимовыгодное сотрудничество. Без сближения с кем-то из сильных мира сего долго выживать ему будет трудно. Темы, которые он получил, безусловно сладкие, однако по нынешним временам потенциально расстрельные. Кто-то ведь должен будет отвечать за отсутствующий экономический рост и провальную ситуацию с инвестициями.
***
Помимо Новака еще одним выигравшим по итогам нынешнего распределения обязанностей выглядит руководитель аппарата правительства Григоренко. К нему переходит кураторство над Минфином, который раньше подчинялся напрямую Мишустину. Впрочем, поскольку сам Григоренко является как раз таки наиболее верным мишустинцем из всех возможных, большого политического содержания в этом перераспределении полномочий между премьером и руководителем его аппарата — нет. Скорее это говорит о возросшей степени доверия к первому со стороны второго.
А ещё следует иметь в виду, что понимавшие свою неспособность свалить Мишустина «ястребы» собирались «пощипать» его, не допустив переназначения самых близких к нему вице-премьеров: упомянутого Григоренко, а также Чернышенко и Абрамченко (из-за фамилий они их всех называют «хохлами»). Удалось свалить только последнюю, да и то — только потому что она оказалась слишком конфликтной, со всеми перессорилась и на неё буквально все жаловались. Двое же первых уцелели — и это ещё один успех «технократов». Галлямов