Блог им. JurijShabalov

Удавка на шею: санкции ЕС должны перекрыть России доходы от СПГ

Весна уже кончается, а 14-й пакет санкций против Москвы ещё не принят. Непорядок! Срочно нужно что-нибудь придумать. Пока ЕС сквозь пальцы смотрел на сжиженный природный газ из России, всё-таки долгосрочные контракты подразумевали огромные штрафы за неисполнение, но дефицит идей, в чём ещё можно ущемить Путина и его новую команду, подталкивают забыть об экономической целесообразности. Bloomberg вовсю подготавливает публику к тому, что следующий удар еврочиновники нанесут по СПГ.
Удавка на шею: санкции ЕС должны перекрыть России доходы от СПГ

В планах у составителей санкций неприкасаемое — запретить использование портов ЕС для реэкспорта российского СПГ. Он оставался единственным энергоресурсом Москвы, который пока не трогали многочисленными запретами. Не трогали не из-за большой любви Кремлю, а исключительно по финансовым соображениям. На сжиженном газе была завязаны большие бизнесы. Если санкции заработают, отправка топлива в Азию будет изрядно затруднена. Кто после такого решения получит больший удар — русские, европейцы или индусы\китайцы, выступающие конечным покупателем СПГ — большой вопрос. 

Дело в том, что Новатэк чтобы сократить транспортные издержки, отправляет продукт с Ямал СПГ в порты Зебрюгге в Бельгии и Монтуар во Франции. В этих портах танкеры ледового класса перегружают в кораблики попроще. Экономия должна быть экономной. Заодно и потоки товара перераспределяются в разные стороны. Европейские компании Securing Energy for Europe GmbH, Shell Plc и TotalEnergies SE завязаны на этой перевалке контрактами до 2038-2041гг. SEFE, к примеру ямальский газ переправляет в рамках выполнения своего долгосрочного контракта с индийской GAIL Ltd. 

— Этот контракт является частью нашего портфеля, и мы государственная компания, поэтому должны управлять им экономичным способом. Если будет достигнута экономическая эффективность для удовлетворения спроса Индии за счет источников в Азии или на Ближнем Востоке, то я полагаю, что это наша обязанность сделать это для экономии транспортных расходов, что тогда будет означать, что часть объемов может остаться в Европе. В настоящее время нет планов избавляться от него, — в феврале заявил глава SEFE Эгберт Лаеге о перспективе развития ямальского соглашения. Тогда было объявлено, что SEFE будет получать продукцию Ямал СПГ до 2040г.

При этом SEFE усилила диверсификацию своего портфеля поставок в различные страны с разными сроками поставки. Немецкая компания уверена, что спрос на газ в Европе останется высоким до середины следующего десятилетия, в то время как мировой рынок СПГ будет расти до 2050 года. Так что Лаеге заверял, что компания справится с поиском задокументированных объёмов вне зависимости от долгосрочности контрактов. 

Компания Fluxys SA управляет СПГ-терминалом в Зебрюгге, и ближайшие 20 лет она рассчитывала продолжать зарабатывать на Ямал СПГ, для этого и был построен специальный резервуар для хранения газа. Если придётся объявлять о форс-мажоре из-за санкций и банить русский газ, это обойдётся ей примерно в миллиард евро.
Удавка на шею: санкции ЕС должны перекрыть России доходы от СПГ


Потери Москвы, конечно, от потенциального удара по сжиженному русскому газу окажутся существеннее. Хотя Блумберг даже в этом начинает сомневаться: «в случае одобрения эта мера может привести к еще большему распространению российского топлива в Европе». По данным консалтинговой компании Energy Aspects Ltd импорт российского СПГ в ЕС в прошлом году составил 14,4 млн т. Глава отдела европейского газа и глобального СПГ в Energy Aspects Джеймс Уоддел считает, что Новатэк будет добывать газ в другом месте для поставок азиатским потребителям. по его словам это “подтолкнет европейские правительства к обвинениям в том, что они увеличивают поставки российского СПГ, утверждая, что пытаются свести их к минимуму”. 

Как в Азию пойдут русские СПГ-танкеры в случае бана в Европе? Есть, конечно, вариант, что транспортное плечо резко вырастет за счёт огибания Африки — как известно Красное море благодаря метким выстрелам хуситов нынче крупные компании избегают. Но Москве вроде как даны гарантии неприкасаемости, какой смысл переться через мыс Доброй Надежды.  
Удавка на шею: санкции ЕС должны перекрыть России доходы от СПГ
Да и Северный морской путь активно осваивается. О чём даже Блумберг уже не скрывается сообщать во всеуслышанье: «У России действительно есть несколько альтернатив: она осуществляет переброску с судна на судно недалеко от своего северного города Мурманска, который она могла бы использовать для освобождения судов. Он также может использовать свой Северный морской путь летом, когда тают льды и различные суда могут получить доступ к заводу. Если альтернативные механизмы доставки не сработают, экспорт российского СПГ может сократиться. Но страна была довольно находчивой в обходе западных санкций в отношении нефти».

Может удар по экспорту Кремля и состоится, но, скорее всего, получится временный эффект. Но логика, как общеизвестно, москальская лженаука. Надежда подпортить репутацию сильнее экономических раскладок. Главная ставка санкционеров на то, что лишив Новатэк возможности переваливаться в уже давно облюбованных европортах, Россия не сможет исполнять обязательства по контракту, и придётся разрывать договор на поставку в Китай 3млн т ежегодно. Ну, а вылетят ли в трубу в процессе какие-то бизнесмены — на такие мелочи сегодня уже никто внимания не обращает. 

Когда 14-й пакет должен заработать? Обещают до июля. Помимо запрета на импорт СПГ туда собираются включить ядерное топливо и алюминий.


★3
31 комментарий
проблема в том что лето в заполярье = 1...2 месяца в году
avatar
ves2010, а еще все забывают что новые заводы Новатэка мобильны, как приплыли в Арктику так и уплывут, в Санкт-Петербург или на Сахалин. 
Эдуард, представляете себе как это выполнить? Таких судов в мире на пальцах пересчесть и среди нет российских.
Alexey Lushchaev, этот завод приплыл в Арктику в этом году, он как приплыл так и уплыл. 
Эдуард, на тех что приплыл уже не получится, они под санкциями теперь. И я еще раз повторюсь — их в мире единицы. Больше желающих попасть под санкции среди них вряд ли найдется. Я вам вопрос задал, а вы мне ответили фразой из старого анекдота: «как пришельцы, так и ушельцы». Так вы точно победите
Alexey Lushchaev, еще раз на тех что приплыл на тех и уплывет. Вы придумали у себя в голове  какие то «уникальные суда коих мире на пальцах пересчесть и среди нет российских». На самом деле буксировку осуществляли судна ФГУП «Росморпорт», у Новатэка и ФГУП «Росморпорт» долгосрочный контракт и под это дело давно были построены арктические буксиры. 
Эдуард, я понял, вы вообще не владеете вопросом. При чем тут буксировка? Буксиры используются для маневров, а модули везут уникальные суда. Ниже ознакомьтесь с новостью и увидите фото одного из судов. И не благодарите! 
neftegaz.ru/news/gosreg/831906-sanktsii-dognali-audax-i-pugnax-ssha-rasshirili-sanktsii-protiv-arktik-spg-2-i-dr-energeticheskikh-p/
ves2010, проблема,  что Баренцеево море не замерзает и ледоколы Новатэку не нужны. Как и странам АТЭС не нужен наш СПГ ни через СМП ни вокруг Европы.
новоcти дня от наших реальных пацанов: 27 рефрижераторных контейнеров с крабами направляются по железной дороге из Мурманска в Пусан через Владивосток для дальнейшего экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.  «проект позволяет порту выйти на новый уровень в развитии перевозок»
avatar
Ругаться с Западом, чтобы потом искать обходные пути для продажи СПГ Западу. Гениально. 
Петя Камушкин, ругаются муж с женой, а у нас с Западом геополитическая игра.
Петя Камушкин, Китай в общем то можно назвать западом с очень большой натяжкой. 
Жесть.. 
Быть поставщиком СПГ в ЕС это привилегия!

В России все надо мерять по факту:
Вот например Инфляция 7% а КС 16% следовательно настоящая инфляция тоже не менее 16%

Вот например мы говорим что Западу от санкций только хуже  а постоянная так называемая донастройка налоговой системы у нас уже многократная + разовые поборы Следовательно увы, но их санкции медленно, но верно лишают Россию доходов. 

avatar
По Северному морскому пути суда могут пройти с ледоколами только летом, а зимой никто там ходить не будет, это себе в убыток. Да и даже летом экономический выигрыш под большим вопросом, проще вокруг, через Суэц в Китай спг везти.
avatar
Олег Ков, проще перебазировать Арктик СПГ-2 на Сахалин или в Владивосток.
Эдуард, Это невозможно, месторождение газа то там, на Ямале.
avatar
Олег Ков, возможно, заводы автономные и мобильные, ресурсная база на Сахалине есть, вопрос в законодательстве.  
Эдуард, А как вы газ из скважины доставите на Сахалин? Весь вопрос то как раз в том, что месторождение на Ямале, а газ нужен Китаю, вопрос в его доставке. Трубопровод оттуда китайцы вести не хотят, нам самим не под силу и не до этого сейчас. Вывод, только морским путём, а это значит через Суэц.
avatar
Олег Ков, вы не поняли зачем газ из скважины доставлять на Сахалин, там есть уже газ и есть уже скважины, Арктик СПГ это автономный завод на барже куда входит газ по трубе а выходит танкер с спг, переместите баржу туда где есть труба или месторождение и все.
Эдуард, Вы не поняли, речь про Арктик СПГ-2 месторождение, а не про Сахалин, а это рядом с полуостровом Ямал, труба только там, дальше её нет, оттуда только танкерами можно перевозить газ, другого транспорта нет.
avatar
Олег Ков, у нас и в Санкт-Петербурге  и на Сахалине есть избыток газа и есть труба, Арктик СПГ-2 это не только месторождение(а это не месторождение) но и завод на барже, если переместить эту баржу в Санкт-Петербург или на Сахалин, подключить к трубе и изменить законодательство то завод легко начнет отгружать продукцию в танкераСПГ не ледового класса.
Эдуард, Так это то само собой, речь то о том, чтобы с Арктик СПГ-2 газ брать. Похоже законсервируют там всё. Проект провалился.
avatar
Олег Ков, согласен месторождение законсервируют а насчет провалился не согласен, все таки менеджмент в Новатеке крут: спланировать следующий завод СПГ мобильным а не стационарным как Ямал СПГ это дальновидно, сейчас оцепляй его от трубы в Гыдане, подписывай договор с Газпромом, буксируй на Сахалин или в Питер и он заработал.    
Эдуард, так речь то не о заводе, а о месторождении, о его нахождении там, и оттуда оно никуда не денется, это не завод плавучий, переехать никуда не сможет.
avatar
 Посмотрел что же с СМП оказалось по нему прошёл пока только один танкер с СПГ. Правда прошел почти без помощи ледокола. В общем реально странно выходит, что сперва везут вообще в другую от Китая сторону.
Потеряев А.А., В 2021 году прошли 2 танкера с ледовым классом, Новатек делал пробный рейс. Так вот у одного танкера сломался ГД и винто-рулевая группа, больше не хотят там ходить)
avatar
Олег Ков, В 2023 прошёл первый танкер именно с СПГ.  А вообще странно при СССР грузооборот был в разы меньше а СМП использовался. Сейчас много о нём говорят, но почти не используют. Вопрос почему? Нет ледоколов, портов или просто не привычно.
Потеряев А.А., Используется со времён СССР круглый год только короткий участок СМП от Енисея на запад, а 70% СМП никак не используется в зимнее время и редко очень летом, бывает что и за год с запада на восток не проходит ни одного судна. И так будет всегда, во всяком случае зимой так точно. А почему?,-потому что экономически не выгодно, так что это миф про круглогодичную навигацию восточнее Енисея, этого не будет никогда.
avatar
Олег Ков, Не понял почему экономически не выгодно. Не очень механику понимаю. Ясно что плыть меньше по расстоянию. Значит меньше топлива расходуется. Насчёт ледоколов я так понимаю, что один ледокол ведёт не одно судно за собой иначе наверное реально не выгодно будет. Зарплаты морякам тоже по идее меньше платить   да будут северные надбавки, но ведь время на маршрут в разы короче. 
Насчёт того, что используется. Ведь раньше то на восток и особо поставлять вроде нечего было. 

теги блога Юрий Шабалов

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн