Рубрика «Интервью про инвестиции» возвращается после большого перерыва! Можно сказать, исторический момент: впервые после моего переезда на Кипр я записал настоящее «живое» интервью в студии. =)
На этот раз у меня в гостях Михаил Борисов – мой товарищ, «сосед» по Кипру, а также Chief Investment Officer в Multi Family Office «Leon».
Обсудили с Михаилом:
— Что такое Family Office и зачем он нужен обеспеченным людям
— Какие инструменты становятся доступны только для богатых
— Венчур, Private Equity, Private Credit, хедж-фонды, и другие альтернативные инвестиции
— Как подходить к инфраструктурным рискам инвестиций после 2022 года
Есть в мире финансов одно заблуждение, которое любопытно тем, что его придерживается не менее 95% профессионалов (я был таким же, пока меня лет пять назад подписчик в комментариях не поправил – я полез считать, чтобы его «срезать», и внезапно выяснил, что он прав). Так что, из сегодняшнего поста вы получите такое вот тайное знание, с помощью которого потом сможете производить фурор на вечеринках финансистов. =)
Заблуждение это звучит так: Расчет доходности к погашению по облигации (YTM, она же IRR, подробнее см. здесь) предполагает обязательное реинвестирование получаемых купонов под ту же самую доходность – а при невыполнении этого допущения фактическая доходность для инвестора окажется ниже.
Причем, этот миф настолько плотно укоренился в финансовом мире, что его можно встретить в большинстве учебников и трудов разных авторитетных (без иронии) людей, а увещевания некоторых ученых на тему «ребята, давайте все вместе престанем распространять неправду!» по большей части остаются без внимания. Вот, к примеру, фрагмент из книги уважаемого Фрэнка Фабоцци «Рынок облигаций»:
🐌 Антимонопольная служба посчитала, что МТС зря повысила тарифы на сотовую связь на 8% в середине 2024 года, и повелела компании перечислить в бюджет 3 млрд руб. «незаконно полученного дохода». Клиенты МТС, наверное, думают: «Получается, лишнего заплатили мы, а вернут всё в бюджет. Чуем, где-то подвох, но не можем точно понять, где!!».
/>Но вообще, мораль тут такая: если в вашем бизнесе государство считает, что ему виднее всех, какие цены надо ставить на продукцию – то с инвестиционной точки зрения это так себе бизнес…
🐌 На прошлой недель рубль продолжал задорно падать, к пятнице ЦБ насчитал доллар уже по 97 руб. (на конец сентября курс был примерно на 5% ниже). При этом правительство ослабило требования к экспортерам по обязательной продаже валютной выручки – это как бы тоже не поможет укрепить рубль.
🐌 ЦБ возобновил мутную допэмиссию акций компании Positive Technologies с признаками невыгодности для миноритариев – видимо, придумали, как всё это обставить, чтобы выглядело поприличнее. Александр Елисеев этому не рад (почитайте у него подробнее про ситуацию).
🐌 Дуров заявил, что они с Ириной Болгар никогда не были парой в романтическом смысле, а трое совместных детей – это такой, кхм, «деловой проект». Видимо, у Павла какой-то странный кинк: он не может никому отказать на предложение размножиться, а потом, по его собственному заявлению, отчисляет на каждого мини-Дурова по стандартной таксе в $10 тыс./мес. (неужели на всю сотню? это же лям баксов в месяц!).
/>Моя подруга рассказала мне свою историю в жанре «адовые денежные переводы», которая происходила в мае-июне этого года. Я попросил ее разрешение выложить этот текст публично – думаю, многим будет полезно узнать, как оно бывает (чтобы заранее подстелить соломку). Далее идет рассказ Ксении – ну а картинки с сопутствующими «пояснениями» уже от меня.
Мы с родителями продали квартиру в России и отправили деньги оттуда в Израиль (планировали переезжать туда жить). Все необходимые документы были согласованы заранее, предоставлены банку – и приняты им в качестве доказательства «чистого» происхождения денег. Доллары через SWIFT успешно прошли по США, зашли в Израиль и попали из головного офиса израильского банка в сниф.
🐹 Токен Hamster Kombat наконец залистился на криптобиржах по 1 центу, и немедленно упал на треть до 0,65 цента. Как посчитал Саша Ильин, средний хомякотапатель сказочно обогатился [зачеркнуто] получил всего примерно 4 (четыре) бакса на брата. В принципе, вместо многодневных тапаний экрана проще было отстоять пару часов за кассой во «Вкусно и точке»… Из тех инфлюенсеров, за кем я слежу, Александра Вальд смогла похвастаться рекордным заработком аж в $100 (и это при том, что она последние несколько месяцев чуть ли не ежедневно учила 17 тысяч подписанных на нее воннаби-криптанов правильно тапать хомяка).
В конце августа я написал небольшую заметку с публичными вопросами в адрес представителей инвестиционной компании Movchan's. Они касались размещенной на сайте Movchan's информации об исторических результатах фонда акций GEIST. На мой взгляд, потенциальные инвесторы и посетители сайта могли быть введены в заблуждение в отношении двух вещей:
🐌 Как вы помните, между супругами Бакальчук тлеет корпоративно-семейный конфликт по разделу компании Wildberries. Ну так вот, в список эпитетов теперь можно смело добавлять еще и «криминальный»: в минувшую среду там прямо в офисе прошли стихийные прения сторон в формате «стенка на стенку», двух человек застрелили (подробнее читайте у The Edinorog здесь и здесь, плюс обязательный к прослушиванию саундтрек).
Следователи, кажется, склонны винить во всём сторону Бакальчука-мужа; а аналитики Forbes, тем временем, уже уменьшили оценку состояния Бакальчук-жены вдвое.
В продолжение вот этого поста давайте еще раз обсудим позицию «да я тут посмотрел графики за последние 15 лет – рынок акций США всех уделывает без шансов, американская экономика СТРОНГ, нет вообще никакого смысла куда-либо еще вкладываться, кроме S&P500…».
Я такой тезис слышал уже множество раз, и у меня в этот момент всегда возникает ощущение, что собеседник как будто бы немного недооценивает – насколько рынок одной конкретной страны более рискованный, чем совокупный рынок акций всего мира. На это у фанатов S&P500 обычно принято отвечать «да Штаты и так занимают больше половины капитализации мирового рынка акций, ну и там международных компаний полно – можно считать, что это плюс-минус и есть мировой рынок!»
Предлагаю ненадолго перенестись в 1989 год. К этому времени в мире определился бесспорный экономический лидер с самой динамичной и высокотехнологичной экономикой, компании из которой успешно захватывали все международные рынки современных товаров.