Каждый эксперимент, в котором огненного муравья сталкивали с лесным, заканчивался одинаково — он оказывался сильнее и съедал своего поверженного собрата.
И поскольку колонии огненных муравьев примерно в сто раз крупнее, чем колонии лесных, то в дикой природе у последних не должно быть никаких шансов. Однако натуралист Эдвард Уилсон обнаружил, что оба этих вида обитают в непосредственной близости друг от друга, при этом лесные муравьи чувствуют себя вполне комфортно. Так как же им это удалось?
Все дело в их уникальной стратегии: в отличие от других своих сородичей, лесные муравьи делятся на два класса — обыкновенных рабочих и «солдат» с острыми и мощными челюстями. Последние составляют всего около 10% от общей популяции и большую часть времени проводят без дела, пока не заметят огненного муравья.
Заметив врага, они переходят в режим «убийцы» и разрывают в клочья каждого, кто представляет угрозу всей колонии. После этого они еще несколько часов патрулируют местность и уничтожают любого красного муравья в своей зоне видимости.
Канадский актер Норм Макдональд был известен не только своими комедийными выступлениями, но и своим пристрастием к азартным играм. Вот что он писал в своей биографии:
«Это правда, что я несколько раз проигрывал все — мне просто не везло. Но я понимал, что у меня еще будет шанс отыграться. Если вы сидите за столом и бросаете кости, то нет смысла осторожничать.
Вы должны взять все свои фишки и поставить их на двойную шестерку, а потом наблюдать, как все взгляды устремляются на вас и на те красные кубики, которые исполняют дикий танец и останавливают время… Однажды мне точно повезет!»
Из-за этой склонности к риску Норм Макдональд несколько раз терял все свои деньги, но именно эта азартность и позволила ему стать знаменитым — он сделал ставку и победил в игре, где шансы на успех намного ниже, чем в покере или рулетке.
Некоторые люди всю свою жизнь мечутся между успехами и провалами — взять, к примеру, легендарного трейдера Джесси Ливермора, который много раз терял и потом вновь восстанавливал свое состояние.
После терактов 11 сентября число авиаперелетов в США резко сократилось — это неудивительно, ведь страшные ролики с горящими небоскребами врезались людям в память.
Однако перемещаться по стране американцы не перестали — они просто пересели на автомобили, в результате чего количество автомобильных миль в 2002 году выросло на 5%. При этом наибольший рост показали поездки по сельским дорогам, которые никогда не отличались качеством покрытия и безопасностью.
И такая пересадка стала большой проблемой, потому что поездки на автомобиле гораздо опаснее полетов — по данным Министерства транспорта, за две недели в автомобильных авариях погибает больше американцев, чем погибло во всех авиакатастрофах за последние 27 лет.
В 2004 году немецкий ученый Герд Гигеренцер исследовал этот вопрос и сделал следующий вывод: «За два года число американцев, погибших на дорогах, избегая риска полетов, превысило общее количество жертв на четырех смертельных рейсах 11 сентября 2001 года».
Брендан, Брайан и Морган были лучшими друзьями — они входили в лыжную команду округа Плейсер, штат Калифорния, и к семнадцати годам у каждого из них было множество завоеванных медалей по горнолыжному спорту.
Такие результаты требовали регулярных тренировок, однако в феврале 2001 года их любимые трассы пришлось закрыть — на озеро Тахо и его окрестные склоны обрушилась снежная буря, а на свежевыпавшем снеге кататься ни в коем случае нельзя.
К тому же эта буря была особенной — температура воздуха была близка к нулю, поэтому на утрамбованные трассы лег метровый слой нового мокрого снега. Это создало идеальные условия для схода лавин, но юноши об этом, конечно же, даже и не подумали...
Соскучившись по своему любимому делу, они все же решили встать на лыжи — утром 21 февраля ребята встретились в раздевалке лыжной команды и отправились на задний склон Скво-Вэлли. Первым спускался Морган — он попал в небольшую лавину и буквально поплыл в облаке снега, не чувствуя под собой земли.
Фильм «Семь» имел колоссальный успех — свой бюджет он окупил в первый же месяц проката, а восторженные отзывы зрителей сделали его мировой классикой.
И в этом нет ничего удивительного, ведь под крылом гениального Дэвида Финчера собрались такие таланты, как Брэд Питт, Морган Фриман иКевин Спейси. Добавьте к этому мрачную атмосферу и неожиданную концовку, и получите рецепт идеального триллера.
Если вы забыли сюжет этого фильма, то я вам его напомню — двое детективов идут по следу серийного маньяка, который убивает своих жертв за совершенные ими грехи. В христианстве существует семь смертных грехов — похоть, обжорство, зависть, гордыня, гнев, жадность и лень, а значит и убийств должно быть столько же.
Почему я вспомнил об этом фильме? Дело в том, что в инвестировании существуют похожие грехи — их и нужно знать в лицо, ведь только так можно свести свои ошибки к минимуму и увеличить свои шансы на успех.
Похоть проявляется тогда, когда инвестор влюбляется в какую-либо акцию или класс активов — даже если это приносит ему одни убытки, из-за своей любви он не может их продать и поменять на что-то другое.
5 декабря 1914 года сэр Эрнест Генри Шеклтон мог стать первым человеком, пересекшим Антарктиду по суше — для этого он разработал план, который в теории выглядел просто безупречно.
По этому плану он и его команда из 27 человек должны были выдвинуться из залива Вахсела, в то время как вторая группа исследователей должна была пойти им навстречу с противоположного конца материка. По ходу своего движения эта группа должна была размещать запасы продовольствия — это была ее главная задача.
Затем обе группы встречаются на Южном Полюсе, и объединенная команда двигается назад маршрутом второй группы, используя оставленные ею запасы. Но все пошло не по плану — корабль Шеклтона так и не смог добраться до залива Вахсела, потому что оказался намертво зажат льдами.
Экипажу пришлось покинуть корабль и бороться за свою жизнь, преодолевая тяжелейшие испытания — они три месяца дрейфовали на льдине, после чего Генри Шеклтон с командой из пяти человек отправился за помощью на остров Южная Джорджия, расположенный на расстоянии 800 миль.
Леонардо Да Винчи был не только художником — он так же занимался астрономией, оптикой, анатомией, архитектурой и множеством других наук. И если внимательно изучить его жизнь, то из нее можно извлечь несколько важных уроков, которые способны помочь нам и в инвестировании.
Изучайте множество дисциплин. Леонардо да Винчи — образец междисциплинарного подхода к знаниям. Из-за склонности изучать многие вещи, он был способен проводить аналогии между ними и поэтому лучше понимал этот мир. Например, он применил свои знания в области человеческого тела для проектирования архитектуры города.
Инвестирование — это не только риск и доходность, диверсификация и волатильность, фундаментальный и технический анализ. Инвестирование — это так же и изучение человеческой психологии и поведения. И чтобы лучше их понять, не стоит ограничивать свои интересны лишь сферой финансов и экономики.
Пусть опыт будет вашим главным помощником. За столетие до рождения Фрэнсиса Бэкона и основания им научного метода, Леонардо да Винчи уже совершал открытия, используя только свой опыт. Он испытывал отвращение к теории и считал, что эмпирический опыт — это лучший способ получения знаний.
Жизнь Кристины Сантхаус ничем не отличалась от жизни ее сверстниц — она так же ходила в детский сад, играла в куклы и смотрела мультики.
Однако в возрасте семи лет врачи нашли у нее редкое заболевание, которое поразило ее головной мозг. В итоге Кристине провели сложную операцию по удалению одного полушария, после чего она потеряла часть двигательных навыков левой стороны тела.
Постепенно ее организм восстановился — сегодня она ничем не отличается от остальных и живет полноценной жизнью. У Кристины Сантхаус есть любящий муж и двое детей, а сама она стала магистром в области патологии речи и успешно лечит других людей.
Эта история показывает, насколько сильными могут быть природные системы — они адаптируются к изменениям и процветают в условиях неопределенности. Кто бы мог подумать, что после потери половины мозга человек не только выживет, но и сумеет вернуть потерянные ранее функции.
Наша жизнь поистине удивительна — мы можем жить только с одним из парных органов, а наш мозг способен перестроиться после потери целого полушария. То есть, естественные системы полагаются на избыточность, создавая тем самым запас прочности и увеличивая шансы на выживание.
Рональд Рид стал иконой экспертов по личным финансам — работая на заправочной станции, он благодаря своей бережливости и философии «купи и держи» сумел сколотить состояние в 8 миллионов долларов.
Самая безумная часть этой истории заключается в том, что никто из его окружения даже не догадывался, насколько он богат. Более того, большинство людей предполагало обратное:
«До самой его смерти единственный развлечением Рида был завтрак в местном кафе, где он однажды попытался оплатить свой счет, но обнаружил, что кто-то уже оплатил его, посчитав, что у него нет денег».
Его адвокат добавил еще одну деталь:«Вы бы никогда не узнали, что этот человек был миллионером. В последний раз, когда он приезжал ко мне в офис, он припарковался на бесплатной стоянке в двух кварталах отсюда, чтобы сэкономить еще несколько долларов».
На другом конце этого спектра находится Билл Перкинс, который заработал свои миллионы в качестве успешного трейдера. Став богатым, он определился с главной целью своей жизни — потратить или раздать эти деньги до того, как он умрет.
Вице-адмирал США Джим Стокдейл стал самым высокопоставленным офицером, попавшим в плен во Вьетнаме — его регулярно пытали, и однажды он даже попытался покончить с собой, чтобы не выдать вьетнамцам секретную информацию.
Спустя несколько десятилетий в одном из интервью Стокдейл рассказал, как ему удалось выжить и не сойти с ума: «Знаете, будучи там я никогда не впадал в депрессию. Несмотря на обстоятельства, я не сомневался, что однажды я выберусь оттуда».
Такому оптимизму можно позавидовать… или нет? Затем вице-адмирал добавил пару слов о тех, кому в той тюрьме пришлось тяжелее всего:
«О, тут все просто. Я могу вам сказать, кто не смог там выжить. Это были оптимисты. Они всегда говорили, что собираются выбраться оттуда к Рождеству. Но оно наступало, а они оставались в этой тюрьме. А потом проходило еще одно Рождество… И они просто впадали в депрессию и сдавались.
То, чему я там научился, заключается в следующем — вы никогда не должны путать необходимость абсолютной и непоколебимой веры в то, что можете победить, с жестокой реальностью и фактами, какими бы они не были».