На 1 июля (= по итогам июня) денежная база выросла до 24,9 трлн рублей (+30% за год).
Это исторический рекорд.
В реальном выражении (с поправкой на инфляцию) рекорда нет.
На 7 июля узкая денежная база (УДБ) впервые в истории превысила отметку в 18 трлн рублей.
Узкая денежная база — это, по своей сути, наличные вне Центробанка.
Люди и предприятия держат примерно один и тот же процент от всех денег в своём распоряжении. Исключения — паники. Например, взлёт показателя в конце февраля — начале марта прошлого года был связан с началом СВО и «набегом» на банки и банкоматы со стороны населения.
Сейчас рост УДБ является отражением роста денежной массы (= тех самых денег в распоряжении людей и предприятий).
За год УДБ выросла на 27,3%.
В США по итогам июня инфляция снизилась до 3% годовых (4% по итогам мая).
На рынках появилось оживление, чуть ли не эйфория. Мол, теперь ФРС если и продолжит повышать ставку, не один разок и не слишком высоко.
Но о снижении инфляции по итогам июня было известно заранее. Месяц назад (см. макрообзор № 24) мы писали:
«Мы ожидаем, что инфляция продолжит снижаться и в июне, но с июля рост цен в США возобновится.»
И приводили такой график:
В июне инфляция подросла (3,25%), а в июле может подняться выше таргета ЦБ (до 4,3%). По итогам года инфляция может составить 5,3%.
===
Росстат сообщил, что инфляция по итогам июня составила 3,25% годовых.
Это несколько ниже, чем мы ожидали (3,33%) по недельным данным.
В 2023 году экономика России вырастет, и вырастет приличными темпами. Но это, к сожалению, не гарантирует продолжение такого роста на ближайшие лет десять.
Чтобы вам было интереснее читать и чувствовать суть момента, «притянем за уши» угрозу ядерного апокалипсиса. И покажем, что дела в экономике России прямо влияют на вероятность такой катастрофы.
Но главная мысль статьи другая: 2023 год покажет хороший экономический рост. И высокие темпы роста можно сохранить надолго.
С.А. Караганов взял на себя смелость начать очень важную дискуссию. Так, в своей статье «Тяжкое, но необходимое решение» он сказал, цитирую: «Применение ядерного оружия может уберечь человечество от глобальной катастрофы».
Не все эксперты согласны с таким подходом. Например, Ф.А.Лукьянов написал ответную статью, смысл которой хорошо отражён в её названии: «Почему у нас не получится «отрезвить Запад» с помощью ядерной бомбы».
На некоторые идеи полезно посмотреть с высоты прожитых лет.
Как стабилизировать курс рубля, было ясно 7 лет назад. Дублирую здесь мою статью из журнала «Эксперт».
Если кто не понял: Россия с 2016 года могла жить со стабильным курсом рубля. И без вредных валютных интервенций. Подробности в статье.
Журнал «Эксперт» №16(984), 18 апреля 2016.
За последние два месяца рубль заметно укрепился: с 83 рублей за доллар 22 января курс вырос до 67 рублей за доллар к 1 апреля. Но это укрепление не повод для оптимизма, а лишь свидетельство очередного раунда нестабильности на валютном рынке. Хуже всего то, что, позволяя рублю так резко укрепляться, ЦБ упускает реальные возможности стабилизировать курс.
Государственные чиновники, экономисты, представители бизнеса практически единогласны в том, что колебания курса, его нестабильность, или, как говорят экономисты, высокая волатильность, — это даже хуже, чем просто ослабление рубля.
В июне денежная масса японской экономики выросла на 2,6%. Это ниже роста цен (+3,1% по предварительной оценке).
Денежная масса растёт медленнее цен = снижается в реальном выражении.
В статью в газете «Ведомости» об управлении денежной массой вошла лишь малая часть моих ответов на вопросы газеты.
Ниже привожу вопросы «Ведомостей» и мои ответы полностью.
Вопрос «Ведомостей»: Считаете ли Вы, что в условиях текущего роста цен в мире центральные банки США и ЕС должны ужесточать регулирование денежной массы? Почему? Распространяется ли это на центральные банки в других странах? Каким может быть такое регулирование?
Ответ: Сокращать денежную массу, чтобы «укротить» инфляцию – большая, но стандартная ошибка. Инфляцию правильнее подавлять повышением ставки. И это правило универсально, то есть, работает как в США и ЕС, так и в других странах.
Всё дело в том, что есть главное условие экономического роста – денежная масса должна расти быстрее цен. Поэтому любая антикризисная программа любого ЦБ должна состоять из двух пунктов:
В сегодняшней газете «Ведомости» вышла статья «Эксперты МВФ предложили изменить подход к управлению денежной массой».
В неё вошёл мой короткий комментарий:
Рост цен ускоряется не из-за увеличения денежной массы, а из-за запаздывающей реакции регулятора на инфляцию, уверен экономист Сергей Блинов. Несмотря на то что в США инфляция поднялась выше целевых 2% уже в марте 2021 г. и превысила 5% в мае, ставка ФРС оставалась на уровне 0–0,25%, напоминает эксперт. Только в марте 2022 г., когда инфляция разогналась до 8,6%, ФРС подняла ставку на 0,25 п. п., указывает он.
Иллюстрация: после начала проблем с инфляцией ФРС «спала» целый год (12 месяцев), прежде чем начала действовать.
К тому же первое повышение ставки (до 0,5%) было робким и явно не соответствующим масштабу проблем — инфляция к тому времени поднялась уже до 8,5%.
Позже опубликую полный вариант моих ответов на вопросы «Ведомостей».
Ориентироваться в моих статьях, заметках и видео удобно через НАВИГАТОР