Ученые Университета Макгилла (Канада) разработали технологию, позволяющую использовать силу солнечного света для превращения парниковых газов в востребованные на рынке химические соединения. В ее основе лежит созданный ими катализатор на основе палладия. Благодаря ему можно превратить метан и углекислый газ в метанол всего за одну реакцию.
Суть технологии заключается в следующем: под воздействием солнечного света и в присутствии палладиевого катализатора атом кислорода из молекулы углекислого газа присоединяется к метану с образованием «зеленого» метанола. Процесс протекает при комнатной температуре и не требует использования едких химических веществ.
По сути, разработка канадских исследователей в определенной степени повторяет хорошо известную из школьного курса биологии реакцию фотосинтеза, с помощью которой растения преобразуют воду и углекислый газ в глюкозы и кислород.
Коммерциализация данной технологии открывает большие перспективы, учитывая темпы расширения спроса на метанол на глобальном рынке — в 2030 году она может достигнуть 120-130 млн тонн против 100-105 млн тонн по итогам минувшего года.
Развитие искусственного интеллекта и его широкое распространение могут привести к возникновению нехватки полупроводников, прогнозирует американская Bain & Co., связывая подобный сценарий с активной скупкой технологическими компаниями графических процессов, необходимых для оснащения центров обработки данных (ЦОД). Именно они имеют критическое значение для обучения искусственного интеллекта.
Одновременно идет разработка чипов, устанавливаемых в смартфоны и персональные компьютеры и позволяющих запускать приложения с искусственным интеллектом локально, не пользуясь интернет-соединением через облачные сервисы. Соответственно, обе тенденции в сочетании со сложностью цепочек поставок полупроводников могут привести к скачку заказов на них на 20% (и за ними — германия и галлия) и вызвать их дефицит, который вряд ли будет быстро удовлетворен предложением.
Вместе с тем международный горнорудный гигант BHP Group ожидает подъема потребления меди до 52,5 млн тонн к 2050 году против 26,6 млн тонн по итогам прошлого года благодаря массовому использованию искусственного интеллекта: сегодня ЦОДы потребляют всего лишь 1% меди от объема ее глобального спроса, к 2050 году этот показатель может составить 6-7%, тоже вызывав нехватку красного металла.
Компания «Северсталь» запустила интернет-дискаунтер «Продажа складских остатков», позволяющий купить невостребованные товары со всех ее складов и предприятий.
Согласно ее пресс-релизу, в нем представлено порядка 1,7 тыс. товаров из более чем 250 категорий, предлагаемых к приобретению со скидками до 99% (их ассортимент постоянно пополняется). Покупать их могут и юридические, и физические лица, забирая уже на следующий день после оплаты.
В принципе появление подобной площадки свидетельствует о стремлении «Северстали» расширять онлайн-торговлю. У нее уже есть цифровые платформы «Платферрум», Cometal, Industrial.Market и др.
В то же время не удалось найти точных данных, свидетельствующих о реальной роли электронной коммерции в структуре выручки «Северстали». Наличие нескольких онлайн-площадок еще не гарантирует успех, хотя, бесспорно, помогает развитию бизнеса.
И вместе с тем возникает вопрос: если количество не нашедших применения в производстве «Северстали» запчастей и материалов значительно и для их реализации пришлось создать отдельный интернет-магазин, то как же реально обстоят дела с их закупками и использованием?
Компания «Норильский никель объявила об открытии Батарейного технологического центра, который будет выполнять весь цикл научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с созданием перспективных катодных материалов на основе никеля для разработки и последующего производства аккумуляторов.
Одновременно «Норильский никель» вкладывает значительные инвестиции в развитие своего научно-исследовательского кластера, призванного стать элементом его долгосрочной стратегии по расширению технологических компетенций. И это же отвечает целям России по выстраиванию вертикально-интегрированной цепочки производства аккумуляторов для электротранспорта и др.
На сегодняшний день Батарейный технологический центр уже создал собственный способ получения активных катодных материалов для аккумуляторов, оказывая подобным образом содействие укреплению научно-технической независимости батарейной индустрии России (да и в мире найдется мало стран, располагающих своими ноу-хау в данной области, пожалуй, лишь США, Германия и Китай).
Предложение президента России Владимира Путина правительству рассмотреть возможность ограничения поставок в недружественные страны трех металлов, титана, никеля и урана, прозвучавшее 11 сентября, на протяжении недели является предметом дискуссий и в прессе, и в деловых кругах. Высказываются самые различные версии развития будущих событий.
Тем не менее пока можно только предполагать, какая именно система ограничена экспорта трех вышеназванных металлов может быть предложена, - прямой запрет, квотирование, лицензирование и др. Лишь совершенно очевидно, что предложение главы государства будет детально обсуждаться в правительством и профильными федеральными ведомствами вместе с представителями компаний, производящих никель, титан и уран: ведь резкая блокировка их поставок может не просто привести к резкому подъему цен на них за пределами России, но и вызвать сокращение доходов у «Норильского никеля», «ВСМПО-Ависмы» и «Росатома», являющихся крупными плательщиками налогов в бюджеты различных уровней и содержащих целые города, не говоря уже о потенциальной утрате ими позиций на мировом рынке.
История с застрявшими на Международной космической станции американскими астронавтами из-за выявленного отказа пяти из 28 двигателей корабля Starliner, разработанного концерном Boeing, может быть тесно связана с сокращением поставок титана из России.
Дело в том, что в июне текущего года Федеральное авиационное управление США приступило к расследованию относительно использования титана в самолетах, выпускаемых Boeing и его конкурентом Airbus. У него возникли подозрения по поводу возможности применения в них полуфабрикатов, отгруженных из Китая по поддельным документам.
В нем участвует Spirit AeroSystems, изготавливающая фюзеляжи для Boeing и крылья для Airbus: она обнаружила в полученном ею титане дыры от коррозии и уведомила об этом Федеральное авиационное агентство США. Поэтому нельзя исключать использования в двигателях Starliner титана, не отвечающего требованиям аэрокосмической безопасности, — сделанные из него детали могли банально начать крошиться.
На сегодняшний день установлен факт поставок титана из Китая. Причем Boeing явно не единственный его потребитель в США, его также покупала Apple, в прошлом году презентовавшая iPhone 15 Pro с корпусом из титанового сплава. Видимо, не случайно готовящийся к продажам iPhone 16 Pro изготовлен из алюминия — Apple тоже мог выявить дефекты в титановых корпусах.
Японская корпорация Toyota изменила планы по производству и продажам электромобилей: ранее она намеревалась реализовать их 1,5 млн штук к 2026 году, теперь же речь идет о сбыте только 1 млн штук. Данное решение обусловлено ослаблением спроса на электромобили.
Сходным способом намерена поступить шведская Volvo – она не будет увеличивать производство электромобилей и совсем отказываться от выпуска машин с двигателями внутреннего сгорания. Volvo намерена сосредоточиться на производстве гибридных автомобилей, видя для них потенциал на рынках Европейского Союза и мира на фоне медленного развития зарядной инфраструктуры.
Конкурирующие с Toyota и Volvo, Ford, Porshe и Renault снижают свои ожидания относительно светлого будущего электромобилей и могут в ближайшее время существенно уменьшить инвестиции, делая одновременно ставку на гибридные машины, представляющие собой полноценную альтернативу и бензиновому, и электрическому транспорту.
Данная тенденция благоприятно скажется на мировом рынке палладия, которому до недавнего времени предсказывали едва-ли не тотальный апокалипсис из-за наступления электромобилей.
В ближайшее время в г. Кокшетау (Казахстан) ожидается старт подготовительных работ для строительства в нем новой теплоэлектроцентрали (ТЭЦ). Ее проектная электрическая мощность составит 240 МВт, тепловая — 520 Гкал в час. Поэтапный ввод в эксплуатацию будущей ТЭЦ планируется в 2028-2029 годах.
Генеральным подрядчиком по проектированию и сооружению ТЭЦ и поставкам для нее оборудования выступает «Интер РАО — Экспорт» — специализированная инжиниринговая компания, входящая в состав «Интер РАО». Портфель ее заказов диверсифицирован по видам заключенных контрактов и секторам электроэнергетики.
Данный проект благоприятен для бизнеса «Интер РАО», переживающего в последние несколько лет существенную трансформацию: в 2022 году она купила 65% уставного капитала предприятия «Современные технологии газовых турбин» (ранее — совместный актив Siemens и «Силовых машин») и 100% «Воронежского трансформатора», в 2024 году приобрела Уральский турбинный завод и «Элсиб». Тем самым «Интер РАО» из генерирующего холдинга превратилась в энергомашиностроительный и рассчитывает в дальнейшем даже создать собственную газовую турбину.
По итогам 2024 года средняя цена олова может составить 30 тыс. долларов за тонну против ранее допускавшихся 28 тыс. долларов, прогнозирует BMI, связывая свои ожидания с проблемами с поставками из Индонезии и Мьянмы.
В первом случае имеет место длящийся с августа 2023 года простой рудника Man Maw (крупнейшего в Мьянме), приведший к прекращению отгрузок концентратов на металлургические заводы Китая, вызвав тем самым сокращение ими выплавки олова, во втором – уменьшение в январе-июне 2024 года экспорта олова из Индонезии на 54%.
Согласно оценкам BMI, цены на олово на глобальном рынке продолжат рост, выйдя на отметку 45 тыс. долларов за тонну к 2033 году. Их будет стимулировать формирование в 2028 году дефицита олова, способного в течение пяти лет расшириться до 100 тыс. тонн.
В принципе прогноз BMI не лишен оснований. Число существующих проектов по освоению месторождений олова сравнительно невелико и в будущем может сократиться (запасы россыпей в Индонезии и на Филиппинах не беспредельны, рудные месторождения зачастую отличаются поликомпонентным составом сырья, сложным для обогащения), приведя к падению предложения концентратов на мировом рынке. Это вызовет ужесточение конкуренции между металлургическими предприятиями за сырье, стагнацию производства или вовсе прекращение функционирования ряда из них.
В январе-июне нынешнего года Европейский Союз снизил экспорт алмазов на 32% до 3,2 млрд евро. В свою очередь ввоз в него драгоценных камней из различных стран мира тоже продемонстрировал спад: поставки алмазов из ОАЭ в Европейский Союз уменьшились в 3,5 раза до 200 млн евро, из Индии — на 25% до 1 млрд евро, из Ботсваны — тоже на 25% до 433 млн евро, из Канады — в 1,6 раза до 420 млн евро, свидетельствуют материалы Eurostat.
Казалось бы, обрушение сбыта алмазов из Европейского Союза (точнее, из Бельгии, входящей в круг крупнейших мировых центров по их торговле и огранке) должно способствовать подъему цен на них на глобальном рынке. В действительности же ситуация обстоит совершенно иначе: индекс International Diamond Exchange (IDEX) уже месяц находится ниже 100 пунктов, приблизившись к отметке 97 пунктов.
Сокращение экспорта алмазов из Европейского Союза и отрицательная динамика индекса IDEX обусловлены ослабление спроса на алмазы, охватившим планету. Оно в свою очередь вызвано раскручиванием инфляции и падением покупательской активности в США, Китае, Японии и, разумеется, непосредственно в самом Европейском Союзе в сочетании с сильным предложением искусственных камней.