В упрощённом виде — это привязка ценности валюты к универсальному активу. В таком случае банковский билет — это бумажный аналог золотой или серебряной монеты. Владение таким банковским билетом означает, что вы владеете определённым объёмом золота.
Подобная система существовала в 1944–1976 годах и стала результатом Бреттон-Вудского валютного соглашения, в рамках которого доллар США был привязан к золоту по курсу $35 за тройскую унцию, а остальные валюты привязывались к доллару.
Затем на смену Бреттон-Вудской системы в 1976 году пришла Ямайская, которая существует по сегодняшний день. Основной момент соглашения — закрепление факта отвязки доллара от золота и возможность прочих государств выбирать самостоятельно постоянную привязку к доллару по фиксированному курсу или по плавающему. Современная экономическая мысль считает золотой стандарт архаичным и вредным для экономики, так как препятствует развитию кредитования, а через него экономическому росту.
Однако отказ от Бреттон-Вудского соглашения не лишил золото его основной функции — оно продолжает защищать капитал от размывания ценности фиатных денег.
Принято считать, что доллар США — надёжное средство накопления. Однако за сотню лет он девальвировался относительно золота почти в сто раз (при этом за последние 25 лет в 6–7 раз, а за 15 лет — почти в 2 раза).
Что не так с нынешней системой
Отвязка валют от золота привела к тому, что центральные банки получили в свои руки инструмент воздействия на экономику через кредитные ставки. Большой беды в этом не было, но одновременно начал использоваться инструмент «печатного станка». То есть при наличии экономической необходимости можно не только снизить стоимость кредита, но и обеспечить потребность в кредите новыми деньгами.
В теории центральный банк, который выпускает резервную или иную валюту, должен с помощью ставки обеспечивать защиту денег от потери ценности, то есть от инфляции. Однако в современном мире мы наблюдаем то, что ведущие центральные банки готовы пожертвовать борьбой с инфляцией в пользу экономического роста.
Как итог — ценность денег размывается, а закредитованность приобретает угрожающие масштабы. Мировой ВВП в 2022 году может превысить $100 трлн, но уже в II квартале 2021 года мировой долг достиг $296 трлн по сравнению с $256 трлн на конец 2020 года. Очевидно, что долг в мире растёт быстрее ВВП.
Актуальность золотого стандарта приобретает иной уровень, если рассматривать государственные международные резервы. Современная история показала, что резервные валюты, которые по своей природе должны быть неприкасаемыми, если принадлежат другому государству, могут оказаться замороженными.То есть они теряют свою функцию обеспечения экономической безопасности.
При использования золота подобная мера становится невозможной. Если, конечно, золото хранится на собственной территории.
Дальнейшее развитие фиатных валют связано с внедрением технологии цифровых валют центральных банков (CBDC). По своей сути эта технология заключается в создании централизованной базы данных виртуальных купюр с привязкой к личному идентификатору. То есть центральный банк-эмитент валюты имеет тотальный глобальный контроль над движением и хранением средств.
Если бы эта технология существовала сегодня, то операция по заморозке всех имеющихся долларов и евро не заняла бы более нескольких секунд. Достаточно выдать команду на запрет операций в соответствующей валюте по фильтру определённой страны или гражданства.
Подобная перспектива применительно к сфере международных резервов является угрозой национальной безопасности и независимости, не говоря о тотальном контроле над денежными средствами личности. Развитие финансов идёт от анонимности и универсальности денег в металле до возможности отслеживать и определять, что, где и когда человек может приобретать. На уровне государственных денег подобная технология становится опасней оружия массового поражения.
«Возвращение золотого стандарта в сферу международной торговли и межгосударственных финансов — это способ защитить себя от произвола в любой форме».
Перевозить физическое золото в рамках каждой сделки не требуется, но наличие золота в качестве базовой гарантии и меры обеспечит финансовую безопасность и независимость.
Для наглядности — схема использования золота вместо современных резервных валют может реализоваться следующим образом.
Наличие определённого объёма золота в хранилищах обеспечивает соответствующий объём экспортно-импортных операций в национальных валютах с привязкой к фиксированному или плавающему курсу золота (российские учёные предложили даже создать новую валюту с такой привязкой. — Прим. «Секрета»). По итогам квартала, полугодия или года проводится расчёт торгового баланса. Затем дефицит покрывается физической поставкой металла или обязательством поставки товара или сырья.
То есть торговля идёт в национальных валютах, но на уровне центробанков она обеспечивается гарантиями в виде определённого объёма золота, которое приобретается на сумму сформировавшегося торгового профицита. Привязка внешней торговой деятельности к золоту также обеспечит стабильность внутренних цен. То есть товары и услуги будут иметь схожую цену в каждой стране, если её выражать в золоте.
Подобный подход допускает различные изменения доли золота в национальных деньгах, но даже во времена применения металлических денег использовалось разное содержание золота в монетах. То есть власти могут покрывать ошибочные решения с помощью девальвации бумажных денег, но вряд ли в эту игру можно долго играть. Девальвация валюты позволит получить лишь краткосрочные преимущества, но в долгосрочном плане негативно скажется на внутреннем потреблении.
Соответственно, золотой стандарт вынуждает к поиску рациональных и эффективных решений в сфере управления экономикой и государственными финансами без использования инструмента сокращения издержек за счёт снижения оплаты труда.
Возвращение золота в сферу полноценного использования в качестве платёжного инструмента становится жизненно необходимым на фоне рисков, связанных с использованием резервных валют в качестве инструмента внешней политики. Возвращение золота на уровень частных финансов также позволит населению получить инструмент накопления, защищённый от инфляции.
В России в 2022 году принят закон, который ликвидирует НДС при покупке золота физлицами. Пока этот рынок находится в зачаточном состоянии. Нет специальных банковских депозитов для хранения золота, нет золотых облигаций для высококачественных заёмщиков. Однако путь осилит идущий.
В сфере государственных финансов также появилось почти абсолютное понимание необходимости перевода экспорта на рубли с одновременным использованием золотого стандарта в международной торговле. Сегодня это не дань традициям, а критически важное направление развития. Экономисты и аналитики в различных странах активно обсуждают возвращение привязки валют к реальной стоимости.
Объектом такой привязки может быть нефть, газ, пшеница, цветные металлы. В целом большого значения это не имеет, но у человечества сложилось вполне определённое восприятие золота как инструмента реальной стоимости. Поэтому можно достаточно легко и быстро внедрить его в международные торгово-финансовые отношения, обеспечив мир честной и прозрачной мерой ценности.
Источник: «Секрет фирмы»
Дьявол в той детали, что позволяет банкам выпускать обязательства, превышающие их реальные активы. Учреждение ФРС развязало банкам руки, обеспечив им полную безнаказанность в гонке за прибылью.
Мюррей Ротбард «Государство и деньги», «Показания против Федерального резерва», «Великая депрессия в Америке».