Сегодня Россия занимает первое место в мире по производству палладия, третье — по производству платины и четвертое — по производству родия. Россия поставляет около 44% мирового палладия, 15% платины, 8% родия и примерно по 2% рутения и иридия из рудников в Талнахе, Норильске и на Кольском полуострове. Их разрабатывает ГМК Норильский никель.
Каждый из шести металлов платиновой группы вносит огромный вклад в чистоту окружающей среды, преобразовывая вредные выбросы в безопасные газы благодаря своим каталитическим свойствам. Кроме этого, платиноиды применяются в производстве микроэлектроники и полупроводников, в химической, стоматологической и ювелирной промышленности и даже в производстве лекарственных препаратов от рака.
Основной доход от экспорта металлов платиновой группы Россия получает за счет палладия, более 80% потребления которого приходится на системы очистки выхлопных газов автомобилей. Основными потребителями являются автомобильные концерны из Китая, Северной Америки, Европы и Японии, промышленность которых критически зависит российских платиноидов. Поскольку российские поставки палладия и платины критичны для рынка, ни сами металлы, ни компания Норильский никель не находятся под какими-либо внешнеторговыми ограничениями.
С высокой вероятностью поставки российских металлов платиновой группы продолжатся, но могут замедлиться. Однако любое сокращение предложения приведет к росту цен на металлы, что в итоге компенсирует сокращение физических объемов поставки. Начиная с 2010 года рынок палладия находится в состоянии устойчивого превышения объемов текущего физического потребления металла над производством, что вызывает устойчивый и долгосрочный рост стоимости металла.
Палладий является побочным продуктом южноафриканских производителей, основное производство которых направлено на выпуск никеля и меди. Поскольку южноафриканские горно-металлургические комбинаты не инвестировали в значимые расширения производства на протяжении последнего десятилетия, производство палладия невозможно увеличить ранее чем через 5–8 лет. Из-за ограниченного предложения на фоне устойчивого спроса стоимость платиноидов может органично расти еще нескольких лет, прежде чем электромобили на аккумуляторных батареях получат широкое внедрение.
В отличие от электромобилей, металлы платиновой группы являются ключевым компонентом для изготовления водородных топливных элементов, которые сегодня активно разрабатываются и внедряются в производстве водородных автомобилей следующего поколения. Для производства такого автомобиля требуется до десяти раз больше платиноидов по сравнению с потребностью для выпуска традиционного автомобиля с двигателем внутреннего сгорания: 25–35 г по сравнению с 3–5 г для легкового и до 80 г по сравнению с 5–15 г для грузового транспорта. Таким образом, Россия может выиграть от вероятного увеличения использования водорода.
ГМК Норильский никель планирует инвестировать $35 млрд в модернизацию инфраструктуры в период с 2021 по 2030 год. Это приведет к увеличению производства металлов платиновой группы на 50–60% — до 170 тыс. унций, никеля и меди — на 25–35%, до 280 и 540 тыс. тонн. Кроме этого, за счет расширения производственных мощностей Быстринского месторождения к 2030 году компания может вдвое увеличить производство золота, до 500 тыс. унций в концентрате.