На ферме под Москвой недавно прибывшие рабочие-мигранты из Индии сажают картофель и капусту. За их работой внимательно следят аналитики центрального банка, готовящиеся к заседаниям правления по установлению процентных ставок.
В то время как в странах с развитой экономикой, таких как
США, продукты питания составляют около 14% от стоимости корзины, используемой для расчёта инфляции,
в России они составляют около 40%, и рост цен на картофель и другие основные продукты питания стал основной причиной жёсткой денежно-кредитной политики.
6 июня центральный банк снизил базовую ставку до 20%, но даже это значение является самым высоким с 2003 года. Что ещё более тревожно,
инфляционные ожидания населения — фактор, влияющий на ценовое давление, —
остаются высокими, несмотря на замедление фактической инфляции.
Цены на картофель, которые выросли в три раза по сравнению с прошлым годом, когда урожай сократился на 12%, не улучшают ситуацию.
«Это безумие. Картофель всегда был очень дешёвым. По такой цене я его не куплю — думаю, мало кто купит», — сказала Тамара, 67-летняя пенсионерка, возле магазина «Пятёрочка» в Москве.
Глава Центрального банка Эльвира
Набиуллина признала наличие проблемы на пресс-конференции после снижения ставки.
«Ежедневно люди не покупают смартфоны и телевизоры, — сказала она. — Они покупают еду. Если цены растут быстрее, это формирует высокие инфляционные ожидания».
Согласно исследованию аналитического центра «Ромир»,
в апреле российские домохозяйства потратили на еду почти 35% своего дохода, что является рекордом за последние пять лет и превышает показатель в 29% в апреле прошлого года.
«Пятёрочка» продаёт российский картофель старого урожая по 84 рубля (1,06 доллара) за килограмм, а картофель нового урожая — по 120 рублей (1,53 доллара) за килограмм, в то время как в розничных магазинах в это же время в прошлом году он стоил в среднем 43 рубля за килограмм. Это даже выше, чем примерно 0,92 доллара за килограмм в крупнейшей британской сети супермаркетов Tesco.
Цены на лук, капусту, свеклу, морковь и другие ингредиенты для борща — популярного блюда в Восточной Европе, по которому часто судят об инфляции на продукты питания, —
также выросли.
Кризис застал врасплох даже президента Владимира Путина, который рекламировал развитие сельского хозяйства в России и рост экспорта, несмотря на западные санкции, как историю успеха, несмотря на аналогичные скачки цен на масло и яйца в начале этого года.
В ответ
правительство увеличило импорт. Египет утроил поставки картофеля в Россию, в то время как Беларусь, запасной поставщик картофеля для России, заявила, что у неё закончились запасы.
Фермеры винят в неурожае прошлого года плохую погоду, но также указывают на рост затрат на технику, топливо, удобрения и рабочую силу, а также на высокие процентные ставки как на факторы, повлиявшие на рост цен.
Аналитический центр TsMAKP, консультирующий правительство, подсчитал, что
инфляция для бедных слоёв населения, рассчитанная с учётом основных расходов на продукты питания, коммунальные услуги и лекарства,
в апреле превысила 20%, что на десять процентных пунктов выше официального показателя.
Пенсионеры составляют более четверти населения, и в апреле средняя месячная пенсия составляла 23 448 рублей (298 долларов). В реальном выражении она снижалась в течение прошлого года, а с начала 2025 года выросла на 1,4%.
www.reuters.com/markets/europe/potato-price-surge-fuels-inflation-pain-russias-poorest-2025-06-10/