Михаил Петрович и Паскаль Манфредович соседи. Они живут в сельской местности, а работают в городе. Каждый будний день соседи едут вместе на автомобиле Михаила Петровича в город – 40 километров туда и 40 километров обратно. Дорога хорошая, времени поездка занимает немного, но вдвоём всё же ездить веселее, чем поодиночке: тем более, что у Паскаля Манфредовича нет ни автомобиля, ни даже водительских прав.
(Как, возможно, уже догадались самые проницательные читатели, под Михаилом Петровичем я подразумеваю Россию, под Паскалем Манфредовичем – Евросоюз, а под автомобилем – поставляемый нами в Европу природный газ).
Так вот: кто тут от кого сильнее зависит? Михаил Петрович от Паскаля Манфредовича, или Паскаль Манфредович от Михаила Петровича?
С одной стороны, Паскаль Манфредович платит каждый день по 50 рублей за бензин, и за год набегает аж 13 тысяч рублей. Существенная прибавка к зарплате Михаила Петровича.
С другой стороны, так уж получилось, что у Паскаля Манфредовича нет разумной альтернативы этим совместным поездкам. Водительских прав у него нет и не предвидится: медкомиссию пройти без шансов, даже за взятку.
«Зелёная энергетика», велосипед, это конечно здорово. Однако педалить на велосипеде по 80 километров в день для привыкшего жить в комфорте европейца – это не вариант, особенно во время пурги и в мороз минус двадцать.
Нет, пару раз за лето можно показательно растратить выходной день на велопрогулку до городского рынка и обратно. Но стать реальной заменой автомобилю велосипед не может в принципе.
Есть вариант воспользоваться услугами родственника, старого бандита Сэма Сильверовича. Тот давно предлагает: давай я буду делать крюк и заезжать за тобой на своём чёрном «крузаке». Будешь, Паскаль, ездить с ветерком, в кожаном салоне, как ты любишь.
Но Паскаль Манфредович неплохо знает свои семейные традиции и отлично понимает, что за 50 рублей старый бандит Сэм Сильверович даже ухо не почешет. Платить родственнику придётся значительно больше, при этом родственник будет просить об ответных услугах. Сэм уже прозрачно намекал, что Паскалю давно пора закатать свой огородик в асфальт и начать покупать картошку у Сэма за наличные…
В принципе, конечно, можно каждое утро копытить 3 километра до трассы, а там ловить попутную машину… вот только получится в итоге так дорого и так неудобно, что проще будет просто уволиться с работы и сидеть дома.
Наконец, последний штришок. Михаил Петрович собирается через какое-то время начать возить в город другого своего соседа, Фанга Гуевича: у которого, опять-таки, нет ни машины, ни водительских прав. И братья Фанга Гуевича вполне могут занять все места в машине Михаила Петровича – оставив тем самым Паскаля Манфредовича за бортом.
Что можно сказать по поводу всей этой ситуации в дачном посёлке?
Что Михалу Петровичу очень повезло с автомобилем, а его соседям повезло со спокойным и незлобливым характером Михаила Петровича. Который не отказывался подвозить Паскаля Манфредовича до города даже в те дни, когда Манфредович устраивал форменные истерики в салоне автомобиля.
Теперь немного цифр.
Газпром поставляет в Европу по 160 млрд кубов газа ежегодно:
http://www.gazpromexport.ru/statistics/
Если принять среднюю цену газа в 400 долларов за тысячу кубов, мы увидим годовую выручку в 64 млрд долларов. Неплохая сумма – из которой, впрочем, надо вычесть расходы на добычу и транспортировку голубого топлива, а также на разработку новых месторождений и на прочие важные нужды.
У меня нет сейчас в распоряжении нормального расчёта по рентабельности поставок газа в Европу, однако, думаю, не сильно ошибусь, если предположу, что Россия зарабатывает на этих поставках около 20 млрд долларов в год:
http://www.gazpromquestions.ru/financial/
Вместе с тем, общие доходы только федерального нашего бюджета составят в 2015 году около 15 трлн рублей: или 300 млрд долларов по нынешнему курсу:
http://info.minfin.ru/fbdohod.php
Эту цифру следует удвоить, так как доходы бюджетов прочих уровней примерно такие же.
Вернёмся к аналогии с дачным посёлком. Михаил Петрович зарабатывает 50 тысяч рублей в месяц. Из них 1600 рублей ему платит Паскаль Манфредович за проезд. Вопрос: умрёт ли с голоду Михаил Петрович, если Паскаль Манфредович откажется ездить в его автомобиле и пересядет на велосипед?
Ответ: очевидно, нет. Ничего страшного не случится, даже если мы завтра же закупорим все наши газовые скважины. Если же учесть, что мы уже прокладываем мощные газопроводы в Китай, а также продолжаем газификацию Россию, можно сделать вывод, что с финансовой точки зрения европейские покупатели газа для нас не имеют особого значения:
http://ruxpert.ru/Крупные российские проекты (строящиеся)
Для европейцев, наоборот, русский газ важен как воздух. Как я уже описал выше на примере дачного посёлка, нормальной альтернативы нашему газу у европейцев просто нет.
Зелёная энергетика – это несерьёзно, 2-3 процента от общей выработки энергии или около того. Сотрудничество с американцами – это сотрудничество овцы с ягуаром. Ягуар скушает овцу, вот и вся совместная работа. Любопытные могут погуглить по ключевому слову TTIP, европейские СМИ упоминают эту аббревиатуру не иначе как с ужасом.
Следовательно, в данной ситуации у европейцев нет иного выхода, кроме как выполнять поставленные Россией условия. И эти условия Россия уже озвучила. Цитирую главу Минэнерго РФ, Александра Новака:
http://izvestia.ru/news/585352
Как заявил сейчас господин Миллер, транзитный контракт с Украиной не будет продлен после 2019 года. Поэтому сейчас все усилия направлены на то, чтобы реализовать строительство газотранспортной инфраструктуры в Турцию, на границу Турции и Греции, и доставку потребителям юго-восточной и Центральной Европы через этот маршрут.
По сути, это ультиматум: хоть и облечённый в дипломатичную форму. Евросоюзу предлагается получать русский газ на границе Турции и Греции – или не получать никак. При этом предполагается, что Евросоюз будет самостоятельно строить инфраструктуру для приёма газа в Греции: так как это теперь его проблемы.
Перспектива остаться без российского газа для Евросоюза невыносима. Ультиматум будет, вероятно, принят: если, конечно, Вашингтон не сумеет надавить на европейских политиков достаточно сильно, чтобы те по примеру Ванга Джингвея предали свои народы:
http://www.molomo.ru/inquiry/known_traitors.html
При этом как бы ни повела себя в итоге Европа, в 2019 году транзитные трубы на Украине пустеют и Украина перестаёт как-либо влиять на поставки газа из России в Евросоюз.
Это резко увеличивает шансы на прекращение конфликта в регионе: так как после потери Крыма и после потери статуса транзитёра Украина теряет своё значение для американцев. Напомню, одной из главных задач Вашингтона является разграбление Европы, и для решения этой задачи Вашингтон хочет отсечь Европу от России: в том числе и при помощи пожара на Украине:
http://politrussia.com/world/nam-nuzhen-berlin-779/
Теперь пожар на Украине американцам поддерживать не так интересно: на поставки газа он скоро влиять уже не будет.
Конечно, какие-то ресурсы на поддержку проекта «Украина не Россия» по-прежнему будут выделяться, однако уже в гораздо меньшем объёме. Если же вспомнить многочисленные финансовые проблемы США, а также американские инвестиционные фонды, которым Украина нужна хотя бы в полуживом состоянии, чтобы можно было стребовать с неё хоть какие-то деньги, становится ясно, что шансы на уход Госдепа США из Украины весьма велики. Без поддержки же Госдепа шансы у нынешних киевских властей удержаться у власти весьма невысоки:
http://politrussia.com/society/vynos-lenina-iz-834/
Подводя итог отмечу, что России в настоящее время собрала у себя на руках очень сильные карты. В качестве завершения поста дам ссылку на сделанное шпионской камерой видео тренировок русских солдат, которых готовят сейчас по ускоренной программе для оккупации Нидерландов:
Эта труба крайне важна для приведение в чувство обоих потребителей российского газа.