Блог им. Ivan777
АЭРООФЛОТ отчёт по МСФО за 2023 год
Никогда прежде не смотрел показатели этой компании и обходил её стороной. Всегда было ощущение, что это не бизнес, а что-то на “государственном”. Но решил всё-таки погрузиться и самостоятельно изучить эмитента.
Новая реальность
Напомню в феврале 2022 иностранные лизинговые компании потребовали от авиакомпаний из России вернуть арендованные самолеты, а власти запретили поставлять в РФ детали для них. В связи с этими санкциями в России разрешили регистрировать права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у отечественных компаний. Выдача российских сертификатов летной годности позволит авиаперевозчикам сохранить парк иностранных воздушных судов и использовать их на внутренних рейсах. Всего наша авиация потеряла за это время 76 самолётов по данным Минтранса, если посмотреть на официальные данные Группы “Аэрофлот”, то парк пострадал не сильно и даже немного вырос. Также в конце 2022 года «Аэрофлот» и ОАК подписали соглашение «о намерениях в отношении приобретения» 339 самолетов отечественного производства в период с 2023 по 2030 год. Заплатят за это удовольствие более триллиона рублей. Откуда деньги?
Запрет на полёты в “недружественные страны”. Компании пришлось пройти полную трансформацию и фактически перезапустить международную сеть с нуля, после событий 2022 года. Поэтому одним из главных достижений в 2023 году стало успешное страховое урегулирование обязательств по 76 воздушным судам, которое не только позволило компании обеспечить разрешение юридических противоречий, но и увеличить количество воздушных судов, снятых с регистрации в иностранных реестрах. В результате в 2023 году Группа «Аэрофлот» удвоила пассажирооборот в международном сегменте по сравнению с 2022 годом. На международных линиях было перевезено на 13,1% больше пассажиров, чем в 2021 году. При этом сохранился фокус на внутреннем рынке, и здесь Группа поставила новый рекорд – перевезла 37,7 млн пассажиров.
Занятость кресел тоже на максимальных значениях, наши граждане без раздумий поменяли европейские направления на Китай, ОАЭ, Кубу и даже Иран.
С грузовыми перевозками дела пока хуже, стагнация затянулась. Но это не основное направление и в общей выручке этот сегмент занимает сейчас менее 10%.
Финансовые результаты
Сравнивая результаты за 2023 год с прошлым годом необходимо учитывать, что во втором полугодии 2023 года Группа «Аэрофлот» не получала отраслевые субсидии для возмещения операционных расходов. Нужно признать, компания успешно решила задачу замещения финансовой поддержки, по крайней мере пока. В ноябре Минтранс сообщил, что на субсидирование пассажирских рейсов российских авиакомпаний в 2024 г. планируют направить в два раза меньше средств.
Выручка выросла на 48% год к году., что связано в первую очередь с увеличением пассажирооборота и переориентации компании на новые направления. Про прибыльность пока говорить не стоит, за последние 10 лет у компании только три прибыльных года.
В общем операционные расходы остались на уровне прошлого года, но некоторые значимые статьи сильно выросли. Конечно, прежде всего увеличились расходы на техническое обслуживание судов, рост на 82% год к году, что связано в первую очередь с ростом количества рейсов и стоимости товаров и услуг сторонних и не всегда “дружественных” организаций. Сильно увеличилась расходная часть в обслуживании воздушных судов и пассажиров на 37%. Пока что, это всё компенсируется получением доходов по страховому урегулированию и поступлениями от демпфера.
Показатель дохода на предельный пассажирооборот сильно превзошёл показатель расходов, за последние 10 лет такого перевеса мы и близко не наблюдали. Интересно будет посмотреть за динамикой в первом полугодии.
Конечно, отмечаю увеличение затрат на топливо. Расходы на авиационное топливо увеличились на 32%. Рост стоимости керосина на 12% частично компенсирован выплатами по топливному демпферу. Цены на нефть сложно прогнозировать, но даже при нынешних отметках, это очень сильно бьёт по авиаперевозчикам.
Чистый долг увеличился на 25% год к году, показатель Net Debt/EBITDA при этом снизился до 2х, благодаря росту EBITDA. И учитываем, что общий долг обычно скачет из-за огромного лизингового портфеля и его переоценок.
В оценке вижу дисконт, учитывая, что в компании явно начался тренд на восстановление операционных показателей к уровням 2019 года, а где-то оно даже состоялось.
ИТОГО: в медиа поле вы не услышите много об этой компании, не прочитаете хвалебные разборы у брокеров, не увидите IR на стримах, и сейчас инвесторы обходят эти бумаги стороной. Думаю, многие рассуждают в ключе, что компания государственная, бывает выживает за счёт субсидий, работает чисто на социальные нужды и не ставит целью заработать денег. При этом к компаниям роста её не отнесёшь, к компаниям стоимости, ну с одной стороны да, а с другой: ну, где дивиденды?
Что касается операционных показателей, то мы видим, что компания, по крайней мере на данном этапе справилась с санкциями (но всё-таки настораживает, рост стоимости технического обслуживания самолётов и возможный в будущем дефицит комплектующих): объём общего пассажиропотока полностью восстановился, международный также увеличивается начиная со 2 квартала 2022 года; заполняемость самолётов вообще на рекордных уровнях; проблем с парком нет. Пока что я вижу тренд на восстановление.
Что делать с акциями, сегодня выводы каждый делает для себя сам, потому что я не в лодке, акций не держу. Но компанию в watch list добавил и с интересом буду ждать результатов за первые два квартала 2024, взгляд позитивный.
Разобрал прекрасный отчёт HEADHUNTER и менее прекрасный АЛРОСЫ
Если Вы не в лодке, тогда лодка отправляется без Вас в небеса....
https://youtu.be/WHX-YBljTcE