Блог им. Koleso

Насколько жизнеспособно арктическое судоходство? Россия инвестирует в регион

Может ли Арктика стать подходящим вариантом для коммерческого судоходства?  Насколько жизнеспособно арктическое судоходство? Россия инвестирует в регион 

Судоходные пути находятся под давлением.

Перед прочтением, пожалуйста, подпишитесь на канал «Куда идем? Это помогает создавать более качественный контент

Семь из десяти крупнейших судоходных компаний мира приостановлиdfkb транзит через Красное море, где хуситы, йеменская повстанческая группировка, нападают на коммерческие суда. В результате гораздо меньше судов используют Суэцкий канал, короткий путь из Индийского океана в Средиземное море.

   Насколько жизнеспособно арктическое судоходство? Россия инвестирует в регион 

Объем торговли, проходящей через Панамский канал, соединяющий Атлантический и Тихий океаны, сократился на 30% с ноября после того, как сильная засуха поразила его водоемы, понизив уровень воды. По данным Freightos, онлайн-рынка грузовых перевозок, спотовая ставка на отправку 40-футового контейнера из Китая в Северную Европу выросла на 283% с начала декабря.

Существует заманчивая альтернатива морской торговле на дальние расстояния: ряд маршрутов, которые могут сократить до 40% продолжительность путешествий через Суэцкий канал. Но есть загвоздка:

Северный морской путь (СМП),

Северо-Западный проход (СЗП) и

Трансполярный морской путь (ТСР) пересекают океан, покрытый льдом.

Может ли Арктика стать жизнеспособным вариантом для коммерческого судоходства?


Да, всё чаще – и по тревожной причине. Арктика нагревается в четыре раза быстрее, чем в среднем по миру. С 1978 года ледяной покров сокращался примерно на 78 000 квадратных километров в год. В июне 2023 года исследование журнала Nature Communications предположило, что первое безледное лето в Арктике может наступить уже в 2040-х годах, даже если мир значительно сократит выбросы парниковых газов. По мере того, как лед становится тоньше, а технологии судоходства в холодной воде развиваются, арктические воды станут более доступными для судоходства.

Они уже становятся более занятыми, хотя и с низкой базы. Самый популярный маршрут судоходства в Арктике — СМП, который контролируется Россией.

Объемы торговли по этому маршруту увеличились на 755% в период с 2014 по 2022 год. Россия хочет к 2035 году увеличить объемы перевозок в десять раз по сравнению с уровнем 2022 года. В октябре она объявила о создании совместного предприятия с эмиратской логистической компанией dp World для развития арктических контейнерных перевозок. В том же месяце китайская фирма NewNew Shipping Line завершила свой первый рейс туда и обратно по арктическому маршруту между Шанхаем и Санкт-Петербургом.

Однако судоходство в Арктике остается незначительным по мировым стандартам.

В 2022 году в Арктику зашло менее 1700 судов;

более 23 000 прошли через Суэцкий канал и

14 000 через Панамский канал.

Судоходство по северным маршрутам остается сезонным: большая часть рейсов совершается летом. У NWP больше льда, чем у NSR, и он привлекает меньше трафика. Судоходство по ТСР будет осуществляться только тяжелыми ледоколами до тех пор, пока лед достаточно не растает. Все это заставляет страховщиков насторожиться. Плохое картографирование в сочетании с экстремальной и непредсказуемой погодой увеличивает вероятность несчастных случаев.

А экономия времени сомнительна. Согласно исследованию, опубликованному в апреле 2023 года в другом журнале Geophysical Research Letters, задержки из-за морского тумана составляют 23–27% времени плавания по СЗП и 4–11% по СМП. Арктическая навигация требует опыта и специализированных судов. И то и другое имеет свою цену.

Растущая геополитическая напряженность также будет препятствовать трансарктическому судоходству, по крайней мере, в среднесрочной перспективе. Суда должны иметь разрешение российских властей на плавание по СМП: им почти не пользуются западные суда. Канада и Америка расходятся во мнениях относительно правил транзита по СЗП. В конце концов, по мере дальнейшего нагревания Арктики и открытия международных вод вдоль ТСР, политическая борьба может стать менее важной.

Экологическая обеспокоенность по поводу судоходства в Арктике, напротив, будет только расти. В 2021 году Международная морская организация, агентство ООН, приняла запрет на использование мазута в Арктике, как и в Антарктике, который вступит в силу в 2029 году. Загрязнение воздуха, воды и шум от судоходства угрожают местным видам и местному населению, которое от них зависит. Несколько компаний обязались не отправлять товары через регион по экологическим соображениям.

Арктике будет трудно конкурировать с устоявшимися судоходными путями. Экстремальные сезонные погодные условия ограничивают возможности коммерческого судоходства. Но по мере сокращения ледяного покрова его воды станут более загруженными, и Россия будет все активнее их использовать.

Пост основан на статье The Economist

3 комментария
с конца 80-х талдычат про эту тему а воз и ныне там. ледоколы очень дорогое удовольствие и суда ледового класса тоже недешевы
честный спекулянт, ну как там, рост в 8 раз за 8 лет
Надо еще уточнить у хусидов Берингова пролива, что они думают по поводу судоходства там
avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн