Блог им. MihailVlasenko
Представьте себя в роли крупного инвестора, которому предлагают следующий бизнес-план:
«Мы собираемся открыть новую сеть продуктовых магазинов. В ней не будет товаров известных брендов, потому что все продукты будут под местными и частными торговыми марками.
Никакой рекламы на телевидении или в социальных сетях. Никаких скидок и распродаж. Никаких акций, накопительных карт и «счастливых часов». Никакого интернет-магазина и удобной доставки. Проходы в магазинах будут узкими, а сами магазины и парковки — компактными и со скромным оформлением».
Как вам такой проект? Захотели бы инвестировать в такую компанию?
Профессор Майкл Роберто любит задавать своим студентам этот вопрос, а потом изучает их доводы и оценивает их реакцию. Как вы уже догадались, большинство его учеников считает такую инвестицию ужасной идеей.
После этого профессор признается, что такая продуктовая сеть уже существует — она называется Trader Joe's и является одной из самых успешных в мире. В России мы о ней ничего не знаем, однако американцы от нее в восторге — по эффективности продаж Trader Joe's опережает Whole Foods в 2 раза, а Walmart – в 4 раза!
Или вот вам еще один пример: допустим, вы захотели составить конкуренцию Coca-Cola и Pepsi на рынке безалкогольных напитков. Что бы вы придумали?
Все очень просто: сделайте напиток странным по вкусу и необычным по цвету, разливайте его в крошечные банки и продавайте по высокой цене. Когда независимое агентство будет проводить его вкусовые тесты, проигнорируйте их вердикт: «Я бы не стал пить эту мочу, даже если бы мне заплатили!»
Что это за напиток?
Некоторые из вас уже догадались, что речь идет о Red Bull — вопреки скептическим отзывам экспертов этот напиток стал одним из самых популярных в мире. В своей «Алхимии» Рори Сазерленд объясняет причину такого успеха:
«Наиболее правдоподобное объяснение этому кроется в своего рода эффекте плацебо — Red Bull дорогой, имеет странный вкус и поставляется в «ограниченной дозе».
Все эти три элемента делают его мощным средством для взлома психики и не имеют смысла с логической точки зрения. Люди хотят дешевых и приятных на вкус напитков, не так ли? И все же успех Red Bull доказывает, что это не так».
Многие компании повторяют этот же путь — в теории их бизнес-планы кажутся нелепыми, однако они прекрасно себя проявляют на практике. Помните, как все боялись общаться с другими людьми, когда интернет стал массовым? Или как мы переживали, вводя данные своей дебетовой карты?
Те же Яндекс и Uber буквально усаживают вас в машину к незнакомцу, а Airbnb предлагает вам сдать свое жилье незнакомому путешественнику. Изначально рынок опасался этих проектов — ряд венчурных инвесторов посчитал их ужасными и отказался в них инвестировать.
Рори Сазерленд напоминает: «Главная проблема заключается в том, что логика всегда приводит вас в то же место, что и ваших конкурентов». Мир бизнеса был бы намного проще, если бы он подчинялся логике, однако решения потребителей иногда противоречат здравому смыслу.
Вот почему поиск будущих лидеров так сложен — на бумаге все может выглядеть идеально, но в реальности даже идеальные проекты порой проваливаются. Верно и обратное — иногда ужасные бизнес-планы выстреливают и не оставляют шансов своим конкурентам.
Люди далеко не всегда ведут себя разумно, поэтому бизнес, рынок, да и мир в целом настолько хаотичны. И единственный способ уцелеть в этом хаосе — это снижать риски и максимально диверсифицировать свои вложения.
Как сказал тот же Сазерленд: «Решать проблемы, используя рациональность, все равно что играть в гольф только одной клюшкой».
*****
Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм
В остальном сплошные плюсы, в которые инвестировал бы с превеликим удовольствием.
Лично меня затрахали их розыгрыши… квартир! Их навязчивая реклама и т.п. Ведь всё это стоит денег тех идиотов, которые этим довольны.
Цена завышается для того, чтобы всё это организовать
и делается это против нашей воли!
Во времена СССР в нагрузку лотерейки продавали и все возмущались,
а теперешние акции воспринимаются как норма — народ даже доволен всеми этими дисконтными картами и скрытыми лотерейками.
Народ отупел?