Блог им. MihailVlasenko
Несколько лет назад в New York Times вышла страшная статья о том, как мужчина в Йемене прижег грудь своего больного сына горящей палкой, чтобы вылечить его от инфекции.
В стране шла гражданская война — это всегда голод, разруха, нищета и гуманитарная катастрофа. В таких условиях ни о какой медицине не может быть и речи, поэтому отчаявшийся отец пошел к старейшинам, которые и предложили ему это «народное средство».
К счастью, ребенок все же выжил — ему помогли оказавшиеся поблизости врачи-волонтеры. Вот как его отец объяснил свой поступок: «Когда у вас нет денег, а ваш сын болен, вы поверите во что угодно».
Так устроены люди — если нам хочется, чтобы что-то стало правдой, то мы не остановимся ни перед чем и поверим в любые выдумки. Нам просто необходимо как-то справляться с неопределенностью — и чем она выше, тем ниже планка нашего критического мышления.
Основатель компании Visa Ди Хок однажды сказал: «Мы созданы с почти бесконечной способностью верить и держаться за свои убеждения, поскольку нам это выгодно, а вовсе не потому, что они хотя бы отдаленно связаны с истиной».
Вот и инвесторы часто привязываются к своим стратегиям и не могут их отпустить, даже когда они перестают работать. То же самое касается и бизнеса, который отчаянно хочет казаться лучше и не замечает своих недостатков.
Мы далеко не всегда верим в то, что является правдой — иногда наши убеждения оправдывают наши прошлые действия, защищают нашу репутацию или дают нам надежду, когда она нам так необходима.
Вообще, процесс формирования наших убеждений довольно сложен, однако в этом процессе все таки можно выделить три основные тенденции:
Воспоминания о прошлых событиях фильтруются — мы сохраняем то, что имеет для нас смысл, и выбрасываем запутанные детали.
В конце 1940-х годов психологи Гордон Олпорт и Лео Постман описали явление, которое они назвали эффектом обострения и выравнивания. В чем его суть?
Любое крупное событие состоит из миллионов переменных, которые мы наблюдаем и испытываем на себе. Мы видим эмоции людей, слышим разные мнения, читаем различные прогнозы — все детали запомнить просто невозможно, потому что их слишком много. Поэтому мы подчеркиваем одни вещи (обострение) и отбрасываем другие (выравнивание).
Люди склонны выделять детали, из которых получается хорошая история и которые соответствуют их взглядам, и нивелировать те, которые сбивают их с толку, причиняют дискомфорт или противоречат их убеждениям.
Финансовый кризис 2008 года был очень сложным явлением — он состоял из большого количества сложных и эмоциональных решений, которые принимались одновременно. Оглядываясь назад, кто-то склонен верить в то, что ФРС допустила ошибку и разрушила экономику, а миллионы людей лишились своих капиталов.
Но кто-то запомнил другие детали, поэтому его история отличается — ФРС своими мерами поддержки сумела спасти экономику, а то время было лучшим для покупки активов и для создания капитала. Все зависит от того, что человек помнит.
Гораздо легче обмануть себя, заставив поверить в ложь, чем признать собственную ошибку. Изменить свое мнение очень непросто, поэтому люди и цепляются за ложные убеждения.
Когда мы меняем свое мнение, то испытываем дискомфорт или даже боль, ведь мы столько усилий приложили, чтобы сформировать свои прошлые убеждения. Так что психологически нам проще придерживаться своего мнения — это избавляет нас от лишних волнений.
Есть еще одна причина, по которой мы не хотим менять свои убеждения — нам кажется, что наши новые взгляды окажутся недолговечными, или что их не примут люди из нашего окружения.
Так уж мы устроены — нам важно не чувство правды, а устранение неопределенности… и один этот факт порой заставляет нас верить в вещи, которые не имеют никакого отношения к реальности.
*****
Еще больше историй о финансах и рынке вы найдете на канале Финансовый Механизм