Блог им. Koleso

Берегите таксистов: скоро они станут роботами. Революция роботакси уже на пороге. Насколько далеко это будущее и какова его цена?

  Берегите таксистов: скоро они станут роботами. Революция роботакси уже на пороге. Насколько далеко это будущее и какова его цена? Воображаемый мультяшный беспилотный автомобиль с человеком, работающим на ноутбуке, едущим по пробке

Эта колонка была написана не Chatgpt. Но у него было преимущество еще одной захватывающей технологии, которая могла изменить жизнь, какой мы ее знаем.

Частично оно было напечатано в кузове беспилотного такси Waymo, которое с призрачным спокойствием карабкалось по холмам Сан-Франциско, сквозь туман до моста Золотые Ворота.

Роботакси вежливо уступил дорогу бетономешалке, которая свернула на его пути. Это был живописный и вполне заслуживающий доверия офис на колесах.

Как и Chatgpt, беспилотные транспортные средства — одно из тех чудес искусственного интеллекта (ИИ), которые заставляют вас щипать себя, когда вы сталкиваетесь с ними, потому что они кажутся такими странными, а затем потом щипать себя, потому что они становятся такими знакомыми.

Странность скорее причудливая, чем пугающая. Роботакси прибывает по нажатию на приложение, и ваши инициалы причудливо светятся на лазерном конусе на крыше. Вы машете ему рукой, чтобы он остановился, но нет водителя, которому можно было бы встретиться взглядом, поэтому вы бежите вверх по холму по горячим следам, пока он не найдет безопасное место. Садитесь внутрь, и бестелесный голос сообщает вам, что, хотя этот опыт может быть «футуристическим», вам все равно придется пристегнуться. Затем руль плавно поворачивается, и на достаточно постоянной скорости, чтобы вы могли пользоваться ноутбуком, вы отправляетесь в путешествие по предгорьям революции искусственного интеллекта.

Беспилотные автомобили — это искусственный интеллект в физической, а не цифровой сфере, и хотя «галлюцинации» чат-ботов раздражают, любые пакости со стороны роботакси могут оказаться фатальными. Вот почему безопасность, а не скорость имеет первостепенное значение.

Тем не менее, как только вы привыкнете к этому опыту, легко представить себе будущее, в котором большая часть жизни будет проводиться в беспилотных такси; где пассажиры могут работать, смотреть видео или вздремнуть, стоя в пробке; где туристы могут осмотреть достопримечательности, не владея иностранным языком; где влюбленные могут избежать любопытных глаз водителя.

Возникает вопрос: насколько далеко это будущее и какова его цена?

Непосредственный ответ на первый вопрос заключается в том, что в антиутопическом центре Сан-Франциско пока нет никаких признаков этого.

ЖУрналист прибыл туда на поезде из аэропорта. Он пытался позвонить в Waymo, но это область, куда роботакси все еще боится ступить. Ему пришлось вызвать Uber, чтобы добраться до территории Waymo. Это показательно.

После многих лет испытаний компания Waymo (принадлежит Alphabet) и ее конкурент Cruise (большая часть акций принадлежит General Motors) в августе получили добро от регулирующих органов Калифорнии на работу беспилотных такси по городу 24 часа в сутки. Но у них до сих пор нет разрешений на обслуживание аэропорта, что указывает на то, насколько осторожными остаются надзорные органы.

Обе фирмы работают в некоторых частях Аризоны и расширяют свою деятельность в других американских городах. Но поэтапное внедрение в Сан-Франциско предполагает, что беспилотные такси не станут повсеместными с такой скоростью, как Uber или электрические скутеры в 2010-х годах.

Насколько быстро они будут распространяться, во многом будет зависеть от технологий.

Waymo и Cruise используют комбинацию подробных карт, обширных датчиков и искусственного интеллекта для достижения полной автономии, но только в геозонах, где они проходят обучение. Это означает, что они могут продвигаться только шаг за шагом.

Tesla надеется проникнуть на свою территорию с помощью технологии полного самостоятельного вождения (FSD), которая узнает больше, чем больше путешествуют ее автомобили, используя не карты, а камеры и компьютерные мощности для имитации глаз и мозга водителя.

Однако заявления Илона Маска о возможностях Tesla в области FSD создают больше путаницы, чем ясности. На данный момент технология требует слишком большого вмешательства человека, чтобы конкурировать с Waymo и Cruise. Ни один водитель не может безопасно выйти из-за руля Tesla. Когда они в конечном итоге смогут это сделать, это может значительно ускорить революцию роботакси.

Что касается издержек, то они бывают деловые и социальные. В настоящее время на улицах Сан-Франциско у Waymo и Cruise около 500 автомобилей, что составляет лишь малую часть от количества автомобилей, предлагающих услуги такси. На каждое роботакси может приходиться как минимум один высокооплачиваемый инженер из Кремниевой долины, работающий с этой технологией.

Возможно, эта услуга также должна быть дешевле, чем такси, управляемое человеком, чтобы привлечь массы. Таким образом, какое-то время компании, вероятно, будут нести большие убытки. Позже в этом году Waymo и Uber намерены представить технологию беспилотного управления пользователям платформы Uber в Финиксе, штат Аризона. Это звучит многообещающе.

Waymo может воспользоваться доступом к большой базе пользователей Uber, в то время как Uber может начать устранять ограничения своего роста, вызванные нехваткой водителей. Но для того, чтобы технология беспилотного вождения стала экономически эффективной, ее необходимо будет внедрять в больших масштабах.

Социальные издержки оценить труднее. Waymo сообщает, что в списке ожидания в Сан-Франциско у нее 100 000 потенциальных пассажиров при населении около 800 000 человек. Это говорит о отложенном спросе.

Но есть и скептицизм. Средства массовой информации в основном сосредоточены на несчастных случаях, например, когда ...

Окончание поста здесь.

Оригинал

P.S. Подпишись на канал ГлавИнформ —  ГИБбон  — о том как экономика, политика и технологии влияют на нашу жизнь.

7 комментариев
САМИ выбираем путь САМИ создаём будущее
avatar
Давно уже ясно, что снижение уровня жизни, а не импортозамещение нам нужно. Благодаря снижению уровня жизни удастся сохранить рабочие места и даже создать условия для прихода к нам инвесторов из развивающихся стран. А вот, кто купился на роботов и ИИ, скоро поймут, что это путь в пропасть.
Диванный аналитик-практик, людям в здравном уме нужно повышение уровня жизни, учителя ходище в рванъе и собирающие бытылки уже реальность — слезьте с дивана. Это всем нам давно ясно — а кому не ясно пишет посты за $. 
avatar
В мире миллиарды голодают и работают за похлебку, какие роботы? Очень четкое разделение, золотой миллиард (там они может и будут, но даже там не везде) и остальные. Мы точно относимся к остальным без шансов с такой властью.
avatar
Алексей aka Markitant, ты будешь удивлен но никаких голодающих миллиардов нет уже лет 30 последних...
а в том же китае средняя зарплата 1.3 мио руб в год

avatar
ves2010, вот тут написано где именно голодают, 9мил гибнут в год и 2.3 миллиарда лишены доступа к достаточному питанию. нет они едят, но через раз например.
avatar

теги блога Андрей Колесников

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн