Блог им. Koleso
Любимцы потребительских технологий изо всех сил пытаются быстро расти, становясь прибыльными
Американские технологические магнаты время от времени сетуют на отсутствие на Западе «суперприложений», многогранных онлайн-платформ, предлагающих множество различных услуг. Но глобальный интерес к бизнес-модели противоречит трудностям, с которыми сталкиваются существующие супер-приложения в Азии.
Их последние данные разочаровали (см. диаграмму).
В совокупности рыночная капитализация сингапурских Sea and Grab, южнокорейских Coupang и Kakao, японских Rakuten и материнской компании индийской Paytm снизилась примерно на 60% с конца 2021 года.
Каждый из них зарабатывает деньги на сочетании мобильных игр, социальных сетей, электронной коммерции, совместных поездок и финансовых платежей.
Что их объединяет, так это стремление объединить различные услуги, которые дополняют друг друга в одном приложении. Они надеялись подражать китайским компаниям, таким как WeChat от Tencent и Alipay от Alibaba, которые первыми применили эту бизнес-модель.
Но новые азиатские суперприложения оказались под огромным давлением быстро меняющейся среды.
Финансирование, которое когда-то было дешевым и обильным, иссякло, что затрудняет финансирование амбициозных планов роста.
Джеймс Ллойд из банка Citigroup отмечает, что китайские суперприложения начинались с ядра прибыльного и привлекательного бизнеса (электронная коммерция для Alipay и социальные сети в случае WeChat), вокруг которого строились другие сервисы.
За пределами Китая немногим фирмам удалось сбалансировать как значительный масштаб, так и прибыль аналогичным образом.
Kakao, южнокорейская фирма, наиболее точно соответствует всем требованиям. В отличие от большинства азиатских потенциальных супер-приложений, это было надежно прибыльным.
Тем не менее, цена ее акций снизилась на 8% в этом году. Поскольку компания доминирует на своей территории, ей не хватает места для дальнейшего роста внутри страны. По некоторым оценкам, его подразделение по вызову такси имеет долю рынка в Южной Корее до 90%. Фирма хочет увеличить международную долю своих доходов с 10% сегодня до 30% к 2025 году, но такое глобальное расширение обходится дорого.
В других фирмах нехватка финансирования вызвала стремление к прибыльности, что неизбежно происходит за счет прежних планов быстрого расширения.
GoTo, индонезийское супер-приложение, созданное в результате слияния Gojek, компании, занимающейся заказом поездок, и Tokopedia, фирмы электронной коммерции.
Одна азиатская компания, занимающаяся потребительскими технологиями, нарушила тенденцию этого года.
Цена акций Paytm, потенциального индийского суперприложения, основанного на цифровых платежах, выросла примерно на 60%. Акции по-прежнему составляют менее половины своего исторического максимума, достигнутого вскоре после размещения в ноябре 2021 года, и фирма еще не получила прибыль.
Тем не менее, растущая цена ее акций может отражать то, чего не хватает компаниям в других странах Азии: единый, большой и растущий внутренний рынок для работы. Пока неясно, достаточно ли этого потенциала для масштабирования для более устойчивого будущего Paytm.
Идея компании, использующей единую платформу для предоставления разнообразных услуг потребителям, интуитивно привлекательна. Но после более чем десятилетия дискуссий о грядущем доминировании суперприложений многие азиатские фирмы все еще пытаются найти баланс между размером и прибыльностью.
Учитывая, что конца росту затрат на финансирование не видно, трудно предвидеть скорое восстановление этих бывших любимцев технологических инвесторов.
P.S. Из проекта Коготь выделено несколько специализированных каналов:
ГлавИнформ -Гиббон — канал о политике и экономике;
ГлавЗдрав — канал о здоровье, ЗОЖ, медицине.
Подписывайтесь! Оставляйте комментарии, постепенно посты будут выходить в основном на тематических каналах.