Блог им. LuisCarrol

📌 ВУШ - почему никто не видит рисков?

📌 ВУШ - почему никто не видит рисков?

🔸 Вчера кикшеринговая компания ВУШ отчиталась по МСФО за 2022 год. Результаты оказались крайне слабыми. Выручка кикшеринговой компании выросла на 68,6% до 6,96 млрд. руб. Чистая прибыль Холдинга Вуш сократилась на 53,8% до 830,5 млн. руб. Основные причины падения прибыли: рост себестоимости, увеличение коммерческих, общехозяйственных и административных расходов, рост финансовых расходов.

🔸 Юнит-экономика компании за последний квартал 2022 года существенно ухудшилась (см. таблицу). Отчасти это связано с включением опционной программы менеджмента на 575 млн. руб. в себестоимость, но оставшаяся часть этой статьи также показала внушительный рост, поэтому стоит сказать, что именно совокупные издержки на поездку растут. Если в 2019 году на одной поездке компания зарабатывала 73 рубля чистой прибыли, то по итогам 2022 года Вуш заработал 15 рублей чистой прибыли с каждой поездки, падение на 80%.

📌 ВУШ - почему никто не видит рисков?

🔸 На данный момент компания продолжает экспансию в регионы, где более низкая маржинальность и востребованность средств индивидуальной мобильности. Исходя из этого, стоит предположить, что юнит экономика продолжит ухудшаться, так как издержки в низкомаржинальных регионах будут константой, а выручка на поездку будет существенно ниже, чем в мегаполисах. Это связано как с востребованностью, так и с расстояниями, которые пользователь проезжает за одну поездку.

🔸 Риски конкуренции также никуда не делись, несмотря на существенный рост флота компании. 26 апреля Яндекс» и Юрент, основные конкуренты Холдинга Вуш, объявили о технической интеграции сервисов. Интеграция началась с Сочи и Адлера в тестовом режиме, позже ее расширят и на другие регионы. Кооперация двух крупных игроков усилит их позиции на рынке и окажет существенное давление на финансовые показатели Вуша.

🔸 Однако, основной риск — регуляторный. Из-за участившихся случаев ДТП и травм, полученных при участии водителей электросамокатов, началась разработка предложений и поправок в законодательство для данного типа средств индивидуальной мобильности. Ключевым является предложение об ограничении поездок на электросамокатах в центральной части крупных городов. Если данная инициатива будет рассмотрена и включена в повестку Государственной Думы для одобрения, потери для компаний этого сектора могут составить до половины трафика.

🔸 Также отмечу, что индивидуальной особенностью Вуш является резидентство в Сколково, которое компания получила 31 марта 2020 года. Резидентство дает право на освобождение от уплаты налога на прибыль и НДС. Согласно НК РФ, освобождение от налога на прибыль и НДС предоставляется на 10-летний период, однако, данное освобождение прекращается при достижении определенных лимитов выручки и накопленной налоговой прибыли по данным налогового учета. Таким образом, в обозримом будущем у компании могут существенно увеличиться расходы на уплату налогов.

🔸 Таким образом, помимо катастрофически высокой оценки, основанной на сомнительных тезисах о кратном росте чистой прибыли, компания является сгустком регуляторных, налоговых и конъюнктурных рисков. Отдельно отмечу, что компания является представителем сферы развлечений и не является системообразующим предприятием РФ, поэтому в части регуляторных норм не стоит ожидать послаблений, если решений все-таки будет принято!

Также подписывайтесь на Телеграмм-канал!

23 комментария
Если данная инициатива будет рассмотрена и включена в повестку Государственной Думы для одобрения, потери для компаний этого сектора могут составить до половины трафика

Это кто-то посчитал?
Анатолий Полубояринов, в зарубежных мегаполисах на центральные районы приходится до 50% трафика. В России есть данные по Москве, что 30% электросамокатов должно было находиться внутри Садового кольца, это было требование Дептранса столицы. Более точных данных по трафику по регионам мегаполисов, к сожалению, нет. В любом случае, эффект от введения этой меры существенные.
показатели одной поездки не интересны...
имеет смысл только динамика выручки

какой смысл зарабатывать и не тратить деньги? 
avatar
ves2010, как раз в таких историях важна юнит-экономика. Ключевой аспект, в котором применяется данный способ расчета — это определение динамики ключевых финансовых показателей. При росте кол-ва поездок, в правильно функционирующем бизнесе издержки на одну поездку должны сокращаться. В данном случае юнит-экономика стремительно ухудшается. Как я писал, остались только низкомаржинальные регионы, где издержки будут константой, а выручка будет ниже, что приведет к падению прибыли по Группе.

Матюшин Даниил, твоя оценка имет смысл если компания уже выросла и уперлась в потолок...

растущей компании есть 100500 способов потратить деньги на свой рост...

avatar
ves2010, нам, как акционерам, главное дивиденды)
avatar
glazaolega, 
дивы платят когда бизнес уперся в потолок и не растет...
а это молодая компания роста… такие оценивают не по дивам а по выручке...
вообще для компаний роста нормально иметь прибыли а работать в долг...

кроме того зачем дивы если есть байбеки
avatar
ves2010, выводить то надо начинать
avatar
Ну как сказать — если самокатом в регионе мало кто будет пользоваться, то и затраты на ремонт, зарядку и ТО будут в соответствии с «моточасами» транспорта, т.е. издержки на единицу не вырастут. Тут может быть срок окупаемости будет дольше, а все затраты такие же, или меньше, учитывая фонд оплаты труда в регионах.
avatar
RomanF, как раз ФОТ будет ключевым. У сотрудника оклад, а загруженность его будет не на 8 часов из-за малой востребованности, поэтому затраты на поездку вырастут. Это и так видно из динамики в таблице
RomanF, аккумалятор разряжается со временем, опять-же деградация акб идёт не только по циклам зарядки, но и от времени.
avatar
100% закроют их и акции в пол. Дети катаются. Нарушений много
avatar
Андрей, автомобили скорее запретят, постоянные ДТП из-за них
avatar
да и пох, учитывая как работает сервис, не жалко
avatar
У самоката колесики маленькие, нужен идеально ровный асфальт в регионах. Велос на порядок круче.
Самокатный хайп когда-нибудь закончится. У этой компании нет будущего.
avatar
почему никто не видит риски?!😂Я например вижу.тупой бизнес,сегодня их услугами пользуются,а завтра?желания даже нет лезть в эти бумаги.
avatar
Юнит экономику надо считать на один самокат. Сравнение в переводе на поездку не очень понятно тк активом который компания покупает является самокат. И надо смотреть сколько на каждый следующий самокат она генерит выручки и прибыли. Окупается ли он вообще? Надо в эту таблицу добавить число самокатов в среднем за год и смотреть как ведут себя цифры на каждые вновь добавляемые самокаты. Возможно окажется что они расширяются в убыточные территории
avatar
Fedor Zubarev, может быть и так. Добавлять показатели на самокат не вполне релевантно, так как их количество постоянно меняется в течение года. А поездки — это финальная величина по итогам года. Например, весь год у Вас было 100 самокатов, а 29 декабря вы купили 1000 самокатов и парк стал 1100. В отчетности будет отображено, что на конец года у Вас было 1100 самокатов, но делить финансовые показатели на эту метрику некорректно, так как 1000 самокатов генерировали выручку только 2 дня в году. А поездки посчитать можно, так как они как и выручки идут накопленным итогом.
Матюшин Даниил, конечно делить на финальное число самокатов в году бессмысленно, нужно средневзвешенное число или просто хотя бы среднее брать. Почему нужны самокаты а не поездки — потому что если на то же число самокатов компания сделает в два раза больше поездок и маржа на этих доп поездках упадет то прибыль вырастет. И это фантастический успех. А в расчете по поездкам будет видна падающая прибыльность. И этот вывод приведет к инвестиционной ошибке
avatar
Fedor Zubarev, пусть ВУШ публикует эту метрику. Мне средневзвешенное кол-во самокатов взять негде.
Матюшин Даниил, это не сложно сделать на основе их отчетности. В 2022 году они закончили с 81800 самокатов. Если открыть лист с основными средствами, и посмотреть промежуточную отчетность в 2022 за 6 и 9 мес, то видно что все покупки они сделали в первом полугодии. Поэтому можно считать что в 2022 все 80000 самокатов работали весь год. И понятно почему — они выходили на ИПО и надо было цифры гнать.
В 2021 году ситуация не такая. Покупки были равномерные. Можно примерно прикинуть что сезон они проходили со средним количеством самокатов в 30000. За 2019 и 2020 можно тоже брать средние числа на начало и конец года, для упрощения.

Выходит следующее. Выручка на 1 самокат:
2019 — 42К
2020 — 167К
2021 — 140К
2022 — 81К

При себестоимости одного самоката грубо 70К рублей. 

Тут можно делать вывод что да, отдача выручки с одного купленного самоката упала катастрофически в 2022. Возможно проблемы с погодой еще повлияли. Но. При этом выручка с самоката в год превышает цену самого самоката, что все еще очень высоко. То есть самокат выручкой отбивается за год. Что интуитивно по ощущениям еще очень неплохо. Но у них операционных затрат — 40% от выручки грубо. Если очистить выручку от операционных затрат без амортизации то грубо окупаемость выходит 1,5 года. Все еще неплохо

Но тренд вниз, и быстро.
avatar

Почему выручку +68% вы относите к слабостям?

Можно ли сокращение прибыли, связанное с ростом себестоимости воспринимать как отрицательную динамику? Молодая компания играет в активный рост.

Возможен вариант, что в 2019 году поездка на электросамокате воспринималась как развлечение. Люди без оформления подписки брали самокаты на 30-60 мин ради фана (73 рубля чистой прибыли), а в 22-ом все больше людей принимали самокат как транспорт последней мили, оформляли подписку и катили от дома до метро за 7 минут 20-30 раз в месяц (15 рублей чистой прибыли). Количество поездок растет – это плюс.

По конкуренции, Яндекс в СПб в 2023 капитально слил начало сезона. Юрнет присутствует, но в меньшей степени. В целом – сложно определить общее положение по всем регионам РФ, но общего рынка на троих вполне должно хватить. Можно с автопромом сравнить, например.

Кстати, с 2023 в СПб Вуш вывел в аренду также и электровелосипеды, расширив клиентскую базу: не хочешь «детский» самокат, бери «степенный» привычный велотранспорт. Очень классные аппараты.

«Техническая интеграция сервисов» – что вы имеете ввиду? И что мешает это делать Вушу?

Регулирование движения самокатов – это скорее плюс, а не минус. Перевели в правовое поле, узаконили статус, возможно следующий шаг – создание инфраструктуры (выделенные самокатные велосипедные зоны) и будет хорошо всем участникам движения.

Культура вождения – дело времени.

А до показателей ДТП и травм от автомобилей самокатам пока далеко.

Самокат – это удобно. Самокат приносит положительные эмоции. Он доступен, им легко управлять, низкий порог входа. Прекрасно, что его не надо покупать и заморачиваться с обслуживанием. Как транспорт последней мили в СПб сравним с городским транспортом. Быстрее городского транспорта. Позволяет следовать по индивидуальному маршруту. Современный практичный транспорт для городов.

Так что, касательно катастрофически высокой оценки – спорный вопрос. В конце 18-го века многие извозчики с усмешкой смотрели на редкие автомобили

avatar

теги блога Матюшин Даниил

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн