Блог им. TraderPY

Распедалю про Москвич

Про Москвич педальный:
Распедалю про Москвич


Проблема нашего автопрома лежит в области экономики СССР.
А чем была больна экономика СССР?
      Непрерывное    хождение    по    московским   кабинетам.    Бесконечное согласовывание  планов  по  товарной  и реализованной  продукции,  планов по номенклатуре, по  экспорту,  по  новой  технике, а затем  их  корректировка. Утверждение  двух  десятков  комплексных программ по тому или  иному поводу, согласование фондов, а затем их выбивание, согласование технических  условий и  цен  на  новые  изделия,  якобы   соответствующих  по  своим  техническим характеристикам  мировому  уровню.  Главки,  министерства,  отраслевые  НИИ, Госстандарт, Госснаб, Госплан. Не было в году ни одного дня, чтобы от завода численностью  5 тыс. человек в Москве  не находился  хотя бы  один  человек. Бесконечные комиссии  от бесконечного  числа контролирующих  организаций. Не было ни одного дня в году, чтобы на заводе не сидела какая-нибудь комиссия.

     

 Основная беда, конечно, и это сразу бросалось в глаза, была в затратном ценообразовании.  Допустим,  завод  выпускает изделие  А. Трудоемкость этого изделия -  1000 руб., материалоемкость  -  10000 руб. Рентабельность -  30%. Цена  -  14300  руб.  Рентабельность  нормирована. Основной движущий  стимул капитала, получение максимальной прибыли, ликвидирован в самом зародыше.

     Основным  движущим  стимулом  является  выполнение  плана  по  товарной продукции.  Заводу  спускается план  -  выпустить  10 машин. Объем  товарной продукции — 143 тыс. руб. Под  этот план выделяется фонд заработной платы  и фонды материального снабжения. Проходит год. Завод выполняет план.

     На  следующий  год ему  спускается план с приростом  товарной продукции 20%. Необходимо выпустить 12 машин  на сумму 171,6 тыс.  руб. За  счет чего? Производство связано  в жесткую технологическую  цепочку, необходимо поднять производительность  на  20%  одновременно   по   всей   цепочке.  Проводятся мероприятия.  Где-то   урезаются   нормы,   где-то   устанавливается   новое оборудование,  и  принимаются новые  рабочие, где-то работают  в праздники и выходные. Завод выполняет план.

     На следующий год он должен  выпустить 15 машин на сумму 214,5 тыс. руб. Производственные мощности завода напряжены до  предела. Уже не до  качества. Завод   работает  без  выходных.   Изготовление  деталей  на  узких   местах переводится в опытные и инструментальные цеха. Опытные образцы новых изделий застревают в производстве навечно. Завод выполняет план.

     На следующий год нужно  выпустить 18 машин  на  сумму 257,4  тыс.  руб. Ресурсы все исчерпаны. Рассматривается  запуск в серию нового изделия Б. Оно уже разработано. Трудоемкость снижена и составляет 800 руб. Материалоемкость — 8000  руб. Поскольку рентабельность нормирована, цена стала 11440  руб. Но теперь  нужно выпустить 23  машины вместо  18-ти.  Изделие  Б  принципиально отличается от изделия А. Оснастка не изготовлена, поскольку инструментальные цеха  были  загружены  выполнением  плана  основного  производства. План  не вытянуть, проект ложится на полку.

     Делается  новый проект. На  изделие  вешается дополнительный фонарь,  и изделие  А  превращается  в  изделие  В.  Нормативы искусственно завышаются. Трудоемкость  изделия   теперь  на  бумаге  становится  равной  1200   руб., материалоемкость на бумаге теперь составляет 12000 руб. Цена старой  машины, но с измененным названием, вместо 14300 руб. повышается до 17160 руб. Вместо 18 машин по плану можно выпустить 15 и выполнить план по товарной продукции. При  этом же количестве машин  фонд заработной платы  увеличен, материальные фонды  завышены.  Заложена база под появление дефицита в сфере потребления и сфере производства. Завод обманул систему.

Распедалю про Москвич

Система  начинает понимать,  что ее  обманывают.  Посылаются комиссии, организовываются  всякие согласования. Система режет фонды волевым способом, исходя из одной ей  понятной  логики. Начинается  изнурительная борьба между системой  и  предприятиями.  Кто кого  обманет.  Поскольку система  одна,  а предприятий  много,  то побеждают  предприятия. Но  на другой номенклатуре с завышением нормативов удается  проскочить только на 10%. Появляется выгодная и  невыгодная  номенклатура. При согласовании плана на следующий год Госплан по заявке Госснаба требует одну номенклатуру, а завод предлагает другую.

     С  июля  по  декабрь   идет  ожесточенная  борьба.  Госплан  побеждает, предприятие   временно   отступает.  Начинается  новый   год.   Предприятие, вынужденное  выполнять  план  ежемесячно,  перевыполняет  план  по  выгодной номенклатуре  и  заваливает  по  невыгодной.  Поскольку  материальные  фонды выделены  под  одну  номенклатуру,  а  фактически  изготавливается   другая, начинается свистопляска со снабжением.

     Министерство, которое  тоже отчитывается о выполнении плана по  товару, представляющего   сумму  планов   подчиненных  предприятий,   понимает,  что необходимо увеличивать количество штук изготавливаемых изделий. Оно начинает строить  новые  заводы и  расширять  существующие.  Под  новые  мощности  из деревень вытягивается  рабочая сила. Этот процесс продолжается  до тех  пор, пока не встает  проблема  нехватки  рабочих, в первую  очередь, станочников. Заводы, нашпигованные дорогостоящим оборудованием, начинают работать в одну смену.

     Поскольку  в  эпоху  сверхконцентрации  все  ресурсы  были  брошены  на создание тяжелой индустрии, то выпуск отраслей группы А составлял, например, 100  млрд.  рублей,  а  отрасли  группы  Б направляли  в  сферу  потребления населения  10  млрд. рублей.  Разница  составляла  90  млрд.  рублей.  Через пятилетку   при  ежегодном  росте  производства  на   20%,  товарная  масса, выпущенная группой  А составит 248,8 млрд. рублей,  а группой Б — 24,9 млрд. рублей. Разница  уже составляет  223,9  млрд. рублей.  Производство работает ради  производства   (за  что   советская  политэкономия  страшно  критикует капиталистический  способ  производства).  Прилавки   магазинов   становятся окончательно пустыми.

 Предположим, московский АЗЛК решил  перейти  с 407-ой модели «Москвича» на принципиально  новую модель -412-ю. Разработал техническую  документацию, изготовил   опытные   образцы,   испытал   их,  разработал   технологическую документацию.  Необходимо  в  Минстанкопроме  заказать  новые  линии,  новые станки, новые  штампы, пресформы и т.д. Минстанкопрому новая техника, да еще в единичном  экземпляре, — прямая угроза срыва основного  плана.  После года войны,    через   бюрократическую    процедуру   согласования    технических характеристик,  Минавтопром через  постановление Совмина одерживает  победу. Теперь  уже Минстанкопром воюет со своими предприятиями  и побеждает.  Новое оборудование   попадает  в  план  по   новой  технике  и  по   номенклатуре. Станкостроительные   предприятия  запускают  изделия   в  производство.   Но производство загружено  и  напряжено  выполнением  текущего основного плана, отчитываться  по которому нужно ежемесячно. Через ругань, выговоры, снятие с должностей  лет  через  8-10  на  складах  ОКСа  АЗЛК начинает  скапливаться поступающее  оборудование.  Затем  это  оборудование  год,  а  то  два,  три монтируется  и  отлаживается,  потому   что  сборка  на  заводе-изготовителе проходила в  условиях  штурмовщины, зачастую  не  испытано,  а  то  и  вовсе разукомплектовано. Наконец,  новый «Москвич» пошел в производство, два – три года  отлаживается  технологический  процесс, ликвидируются узкие  места,  и завод  выходит  на  проектную  мощность. А  дальше  что? Опять нужно  давать прирост товарной  продукции. Намучившись 10-15 лет с освоением новой модели, АЗЛК  рождает  крупное  техническое  решение:  задние  фонари  поставить  не вертикально, а горизонтально и пробить новую цену. Решено.  Сделано. Прирост товарной продукции дан. А дальше что? Новое решение:  круглые передние  фары заменить на квадратные и т.д.
     Система  затратного   ценообразования   с   искусственным  стимулом   — планом, породила такое  чудовище, при котором низкое качество  и  техническое отставание  гарантировано. Склады  ОМТС завалены  неликвидными  материалами, склады  ОКСа   загромождены  ящиками  с  никому  не   нужным  оборудованием, незавершенное  производство  выросло до гигантских  размеров,  из  сельского хозяйства  выкачены последние  остатки рабочей  силы, поэтому  дорогостоящее оборудование  работает  в 1  смену. Производство, работая ради производства, перерабатывает  огромное количество материалов  и  электроэнергии. Деньги  в

производственной  сфере  превратились  в  пустую  формальность,  а  в  сфере потребления фактически  превратились  в талоны,  по  которым население может получить товары  первой необходимости, потому что прилавки  магазинов пусты. Структура  производительных  сил  искажена  до предела и уже  не вяжется  со здравым  смыслом. Система из  стадии идиотизма переходит  в стадию развитого идиотизма.
Было:

Распедалю про Москвич

Потом переходная:
Распедалю про Москвич
И наконец стало:
Распедалю про Москвич

Если вы думаете, что в капиталисчтических странах сейчас по другому, то вы забыли про Рестайлинг (фейслифтинг)!
В СССР до этого дошли уже в 60-е!


Рестайлинг (фейслифтинг) 

★3
28 комментариев
вот… всё хорошо, но… краткость — сестра таланта)
Много читать — невозможно, не хочется, мало кто прочитает
Трейдер (Порутчик), а вы думаете легко собрать москвич?
avatar
Павел, собрать Москвич могут не все… вернее, смогут собрать его не только-лишь все… мало кто может это сделать…
 п.с. — я вообще не читал. Но осуждаю ©
ээээээ фиф (свист)! Поясни за москвич?
avatar
Бил Денбро, про москвич педальный?
avatar
в ссср были карточки, сейчас капиталистические вводят маркировку всего и вся. та же жопа, вид сбоку. климатический коммунизм.
разруха в головах ©
avatar
Дочитал! Хоть и выпил уже 0,6 водки. Мне можно. Я редко нажимаю на виртуальные кнопки в квике. Периодически даже забываю, как это делается. Ваш пост похож на статью в каком-нибудь советском журнале года так 1989. Если совсем коротко, это называется бардак. Незнание элементарной математики. Члены политбюро ЦК КПСС — это была кучка закайфованных стариканов. Минет им делали, естественно, в ежедневном режиме. Это их поддерживало чуть-чуть. Мыслили они категориями 30-х годов: трактора, трактористы, трактористки. Я как-то читал книгу Ярослава Голованова. Известный советский писатель-публицист. Он рассказывал про американскую программу Аполлон. Приехали они в сборочный цех Боинга после совместного полёта Союз-Аполлон и он офигел от увиденного. Параллельная реальность. Сумасшедшая техника. Ему показали какуюто диковинную пружинку. Сказали, что это перспективно. Голованов возразил: нафиг она нужна. Ему объяснили, что пригодится штуковина. Ярослав Голованов после этой встречи в сборочном цехе Боинга вернулся в США через 6 месяцев. Встретился с чуваком, который ему рассказал про пружинку. Поинтересовался, как продвигаются дела в этом направлении. Очень сильно был удивлён, когда узнал, что в этом направлении трудятся уже 6 фирм. Вот и весь секрет! Дело даже не в конкуренции и капитализме. Люди очень сильно хотят заработать. У них ультроагрессивная экономическая среда. Дарвинизм в чистом виде. СССР и США — это разные звёздные системы.
avatar
про JАС зашёл почитать, а тут Москвич, печалька))
Варианты названий следующих постов:
Копейка: машина или зарплата
Девятка: балтика или угол ворот
Шестёрка: статус или оскорбление
Гранта: белая или в кредит
Жёсткий Ястреб, про JAC можете посмотреть:
t.me/k_power_tuning/1885
avatar
Павел, КПовер конечно тот ещё философ. 
— У корейцев задиры, плохие машины, фуу
— А ты какую себе взял?
— Киа Соренто!

Работа у него такая, слегка переигрывать на камеру. Потом гляну на ютубе китайскую перекладку поршней с традиционным тестом на пошатайку, мысленно представил как он опять ехидничает за кадром))
Хороший пост, но складывается ощущение, что я где то похожее уже читал. 
Совок, как есть изнутри) 
avatar
В 1980-х. машину выгоняли из гаража в солнечный, выходной, летний день!  А сейчас на машинах готовы даже на работу или в магазин за хлебом ехать.  Работодатель тихо смеётся в сторонке, он экономит огромные деньги на доставке рабочих, нет необходимости держать и чинить парк автобусов и водителей.
У Генри Форда в воспоминаниях описано как он руки выворачивал субподрядчикам снижая цены и заставлял свои заводы увеличивать каждый год количество, под девизом крутитесь или уволю и в принципе делал всё что описано в первой части статьи. Не просто нормировал прибыль а жал до минимума.
Одинаковый подход давал сходные результаты и Форд и СССР делали много автомобилей, чего не скажешь про нас сейчас.
И вот это самое интересное — нет же нормирования и Госплана, т.е. капитализм есть а автомобилей нет.
avatar
oleg s, 21:10 капитализм — это массовое машинное производство.
А частная собственность была и в Древнем Египте.
Россия сменила коммунистическую утопию на либеральную.
А капитализма сегодня в России меньше, чем было в СССР.
Германия и Япония в XIX веке в рекордные сроки вылезли из отсталости, имея руководством к действию книгу «Национальная система политической экономии» Фридрих Лист.
А вовсе не «Богатство народов...» перво-апостола либерализма Адама Смита.
avatar
Rostislav Kudryashov, капитализм — это бизнес-план
avatar
При Брежневе планирование не имело тех технологических целей, что при Сталине. Фактически — никаких. Цель Сталинских Пятилеток проста — спасти страну от военного уничтожения.
После устранения прямой военной угрозы в 1961 надо было брать пример с Японии, которая сама взяла за образец Германию второй половины XIX века: долгосрочное стратегическое планирование в рамках гигантских картелей из сотен корпораций разных отраслей.
«Как Америка перестала быть великой»
zen.yandex.ru/media/id/5dc00a6792414d00ac7d7b9c/kak-amerika-perestala-byt-velikoi-617c460f8d2a8a63c7df397b?

PS Госснаб со своими «бесплатными» фондами вносил хаос в экономику.
avatar
Если кратко — плановая экономика неэффективна
avatar
Union_Jack, 21:52 эта краткость — из неведения реальной истории.
Япония после WWII взяла технологический реванш у США именно планированием и концентрацией капитала. Помимо протекционизма.
И это у неё был уже не первый опыт. См. выше Rostislav Kudryashov 2023-03-09 21:52:49
avatar
Rostislav Kudryashov, хорошо, пусть будет по вашему. Плановая экономика — самая эффективная. В 1991 году мы а этом убедились собственными глазами ;)
avatar
Union_Jack, 22:01 в 1969-71 СССР выкинул белый флаг и взял курс «газ-нефть в обмен на трубы» — пенко-снимательство вместо развития.
Но какая-то промышленность ещё была.
С победой либерализма в 90-х вместо неэффективной промышленности — никакой. Россияне превратились в папуасов.
Тебя это радует?
avatar
Rostislav Kudryashov, видимо мы в разных странах живем. В той стране, в которой живу я, россияне строят атомные реакторы и проектируют для них электронику
avatar
Union_Jack, А массовое производство машин и бытовой техники сделать почему-то не могут. 
avatar
Andrew_Kl, беларусы сделали
avatar
Прекрасная статья, все по делу, читается легко и с удовольствием.
Автору-респект. 
Ёрничающих диванных «критиков»-скудоумков не слушаем!

Павел, 

с залитыми чугунными гильзами

Эт ещё не так страшно))

бемеве творили более занятные поделки с никасилем/алюсилем))

впрочем, гильзовали и такое...


теги блога Павел

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн