Блог им. Razb0rka
ЛЕНТА опубликовала данные по развитию сети и выручке за 4кв'22
Данных по расходам, EBITDA и прибыли за 4кв в этот раз компания не раскрыла
Предлагаю посмотреть как компания отработала конец года и сравнить результаты 2022 с цифрами стратегии 2021-2025
Количество магазинов сети на конец 2022 года составило 820 шт
За 2022 год сеть приросла на 62 магазина малого формата и на 1 гипермаркет
Прирост магазинов составил 8% к прошлому году
Для справки, в начале 2022 года в планах было отрыть более 200 магазинов, летом 2022 года менеджмент снизил цель до 100
Для сравнения у Х5 прирост составил 2 200 магазинов и 12% год к году
Торговая площадь ЛЕНТА на конец года выросла до 1.78 млн кв.м
Напомню, что согласно стратегии к концу 2025 года площадь сети должна составлять 3 млн кв.м
За 2022 год площадь сети выросла всего на 33 тыс кв.м или 2%
Средняя площадь магазина малого формата ЛЕНТА сейчас равна ~650 кв.м
Для того чтобы выполнить стратегическую цель по площадям необходимо открыть за 3 года (2023-2025) более 1 850 магазинов
По прежнему считаю, что без покупки крупной региональной сети/сетей достичь 3 млн кв.м своими силами будет нереально
Розничная выручка компании в 2022 году выросла на 11% до 530 млрд руб
Обратите внимание что столбик выручки 4кв'22 равен столбику 4кв'21
Как вы видите на графике ниже, рост выручки показал бурный рост в 1-2 кв и потом резко замедлился в 4кв
Удивительно, но супермаркеты и малые форматы, являющиеся согласно стратегии точкой роста выручки, отработали 4кв по темпам роста даже хуже гипермаркетов
Динамика выручки супермаркетов и малых форматов в 4кв'22 была -1% к 4кв'22
Напомню, что за год кол-во мелкоформатных магазинов сети увеличилось на 8%
Это по идее должно было дать прирост выручки, но не дало
Такие низкие темпы роста выручки сети ставят под сомнение вторую стратегическую цель компании — выручка 1 трлн руб в 2025 году
Нужно очень серьезное ускорение...
Возможно с пониманием этого связанно недавнее назначение на должность коммерческого директора ЛЕНТА человека из Х5
Вообще любое назначение на такую высокую должность человека со стороны говорит о том, что «внутри» компании есть серьезные проблемы с той или иной экспертизой
Не буду мучать вас Like-for-Like показателями как в разборке результатов Х5
Если кратко, то как и с выручкой тут у ЛЕНТА все печально
Like-for-like темпы роста выручки по итогам 2022 года составили всего +2.3%, а в 4кв ушли в отрицательную зону -1.3%
Помните что написано в стратегии?
«LFL выше инфляции через улучшенное предложение, опыт и персонализацию»
И тут не случилось в этом году...
Вот что пишет менеджмент про результаты 4кв'22
«падение доходов… миграция… замедление темпов инфляции… замедление темпов роста онлайн-канала»
Вот про онлайн-канал давайте и поговорим далее
Развитие онлайна и занятие 10% продуктового онлайн-рынка является третьей стратегической целью компании до 2025 года
ЛЕНТА дает данные кол-ва заказов, ср.чек и выручку онлайн-канала по месяцам, что намного лучше отражает динамику
Кол-во заказов в Декабре'22 превысило 2.1 млн заказов, это +50% к Декабрю'21
Основной рост произошел за счет партнерки и ЛЕНТА он-лайн
По данным DATAINSIGHT, в Ноябре'22 (данных за Декабрь еще нет) потребители в стране сделали 39.6 млн заказов продуктов онлайн
Таким образом, доля ЛЕНТА в российских заказах составила в Ноябре всего 4%
На сколько устойчив резкий рост заказов ЛЕНТА в Декабре?
Увидим это по итогам 1кв'23, когда ЛЕНТА раскроет помесячные данные за 1кв
Благодаря увеличению кол-ва заказов выросла и выручка онлайн-канала
Выручка в Декабре'22 составила более 4.5 млрд руб
Что такого произошло в Декабре с заказами и выручкой? Промо?
Рост выручки в Декабре'22 составил 60% к Декабрю'21
За весь 2022 год выручка онлайн-канала выросла на 109% с 19 до 40 млрд руб
Как видите на графике, темпы роста действительно замедляются
При текущих 60% темпах роста, выручка за 2023 года составит ~65 млрд руб
Но хватит ли сил и ресурсов удержать такой темп роста?
В 2021 году СБЕР давал оценку что продуктовый онлайн-рынок в РФ к 2025 году вырастет до 1 трлн руб
Судя по всему, прогноз этот устарел и уже в 2022 году рынок e-grocery вырос до 600-650 млрд руб
Текущая доля рынка ЛЕНТА судя по цифрам операц.отчета около 6%
В Декабре Коммерсант с ссылкой на данные агентства INFOLINE писал что темпы роста e-grocery снижаются
INFOLINE считает что в 2023 году рост e-grocery замедлится до 40-45%
Что дает размер рынка e-grocery в 2023 году 850-900 млрд руб
Можно предположить, что темпы роста продолжат снижаться и в 2024-2025 годах
А размер рынка может составить 1 200 млн руб в 2024 и 1 400 млн руб в 2025
Таким образом, ЛЕНТЕ чтобы достичь 10% доли рынка e-grocery в 2025 году нужно будет показать выручку 140 млрд руб
Вот как это выглядит на графике
Для достижения такой выручки ЛЕНТЕ необходимо будет расти значительно быстрее рынка в 2023-2024 годах
Цель выглядит очень амбициозной на фоне того, что есть на много более сильные конкуренты причем с более высокими темпами роста
Компания не раскрыла данные по расходам, EBITDA и прибыли за 4кв'22
Напомню что в 1-3кв'22 показатели были слабее прошлого года
Не берусь делать прогноз показателей 4кв
Но рост выручки на 0.6% год к году в 4кв при официальной инфляции 12% не сулит ничего хорошего для прибыли
Акция сегодня никак не отреагировала на операционный отчет
Последние месяцы котировки акций компании не особо радуют акционеров торгуясь в коридоре 700-750 руб
На мой взгляд, с такими результатами акции могут быть и дальше под давлением
Нужны хорошие новости про темпы роста сети, рост выручки оффлайн и онлайн-каналов
А что Вы думаете про перспективы и привлекательность компании?
Все выводы как обычно вы делаете сами!
Телеграм t.me/razb0rka
Smart-lab smart-lab.ru/my/Razb0rka/
© RAZB0RKA 2022-2022. Все материалы данного канала/сайта/блога являются объектами авторского права (в том числе дизайн). Запрещается копирование, распространение (в том числе путем копирования на другие сайты и ресурсы в Интернете) или любое иное использование информации и объектов без предварительного письменного согласия правообладателя. Вся информация предназначена исключительно для информационных целей. Автор RAZB0RKA не осуществляет деятельность по инвестиционному консультированию и не является инвестиционным советником