Блог им. Koleso
В новый год Россия вступает с самым сказочным бюджетом за 20 лет — в его исполнение не верит практически никто.
Нефтегазовые доходы падают, госдолг растет, резервы, над которыми так тряслись в пандемию, заканчиваются.
На СВО Кремль денег не жалеет, расходы на силовиков вырастут аж на 50%, а вот на здравоохранение и ЖКХ — сократятся.
Государству придется снова повышать налоги, а курс рубля продолжит снижение, что в долгосрочном плане приведет к росту цен.
Нефтяное эмбарго предположительно снизит добычу российской нефти на 0,5–1 млн баррелей ежесуточно, Международное энергетическое агентство (МЭА) и вовсе прогнозирует падение ежесуточной добычи на 2 млн баррелей к марту 2023 года. Эффективно перенаправить нефтяные потоки из Европы в Азию под рисками жестких санкций вряд ли удастся. Надежда остается только на рост спроса на нефть или резкое сокращение добычи со стороны ОПЕК — оба сценария могут спровоцировать скачок цен.
Другой фактор, который может повлиять на поступления в бюджет, — «потолок цен» на российскую нефть, установленный коалицией западных стран. Порог согласован на уровне в $60 за баррель — в целом приемлемый для России уровень, который должен позволить стране и дальше поставлять нефть на международный рынок и получать прибыль, но лишить сверхдоходов. Российская нефть и так торгуется с существенной скидкой относительно Brent: в ноябре средняя цена за баррель Urals составила $66,47, а в период с 15 ноября по 14 декабря и вовсе опустилась до $57,49 за баррель.
Ключевые покупатели российской нефти — Китай и Индия — не присоединились к ограничениям, но теперь явно будут добиваться существенных скидок: Индия после введения «потолка цен» и эмбарго начала покупать российскую нефть дешевле $60 за баррель.
Поставлять нефть странам, одобрившим «потолок», Россия формально отказалась. Владимир Путин подписал указ, который должен был стать жестким ответом, но на деле размытые формулировки оставляют возможности для поставок.
В бюджете заложена стоимость российского барреля на уровне $70,1 — выше «потолка». Минфин в сентябре называл $50 за баррель крайней приемлемой ценой на нефть для России — но лишь в том случае, если добыча останется на уровне 11 млн баррелей в сутки. МЭА оценивает средний уровень добычи в 2023 году в 9,6 млн баррелей в сутки — это возврат к показателям конца нулевых.
При таких условиях повышения налогов не избежать, иначе сбалансировать бюджет не получится:
«У нас бюджет вернулся к состоянию до 2014 года. Есть такой показатель — цена на нефть, балансирующая бюджет. Он у нас до 2014 года составлял от $120 за баррель. В этом году, если из доходов убирать эти разовые доходы „Газпрома“, то цена, балансирующая бюджет в 2022 году, составит $115–120.
Мы вернулись к большой зависимости от нефтяных доходов, которая наблюдалась до 2014 года. Потолок цен на нефть и сокращение российского экспорта значительно повышают уязвимость бюджета. С другой стороны, они были высокими и до 2014 года и Минфин их успешно сократил.
Главная проблема выхода из этих рисков в том, что Минфину надо будет думать о повышении налогов, потому что без повышения налогов и только управляя расходной частью очень трудно вернуться к сбалансированному состоянию».
Нефтяное эмбарго и потолок цен станут «новым экономическим шоком, способным в ближайшие месяцы значимо снизить уровень экономической активности», считают аналитики Центробанка. Даже если России удастся найти новых покупателей, заново выстроить логистику поставок и договориться с Китаем и Индией, краткосрочный эффект от санкций повлияет на поступления в бюджет.
Не лучше выглядит и ситуация с газовым экспортом: Россия потеряла свой основной рынок сбыта — из работающих маршрутов в Европу остался только «Турецкий поток» и трубопровод через Украину (станция «Суджа»). «Газпром» отчитался, что с начала года экспорт в страны дальнего зарубежья упал на 45,1%, а добыча снизилась на 19,6%. Компенсировать снижение поставок помогли высокие цены на энергоресурсы: стоимость газа в Европе на пике достигала $3 тысяч за тысячу кубометров. В 2023 году конъюнктура может быть не столь благоприятна для российского бюджета, а какими покупателями «Газпром» хочет заменить Европу, непонятно до сих пор. «Газпрому» спасти бюджет в этот раз не удастся, уверен Надоршин:
«Есть большие проблемы с поступлением доходов от так называемой несырьевой экономики, и очевидно, что уже текущих уровней экономической активности не хватает, чтобы комфортно наполнять доходами федеральный бюджет.
В последние месяцы только платежи „Газпрома“ сглаживают общую картину, но в декабре, скорее всего, даже они уже не помогут (тем более что прекратятся с декабря), потому что снизились цены на нефть. Оснований ожидать столь же существенных платежей на следующий год нет, будет по 50 млрд рублей дополнительных платежей, которые согласовал Минфин. Это смешно на фоне того, что „Газпром“ дал бюджету в этом году».
Кроме нефтегазовых компаний, под раздачу попадут и другие экспортеры: с января 2023 года вводятся экспортные пошлины на удобрения, а также временно повышается ставка НДПИ на уголь. Ставка для удобрений составит 23,5% при цене свыше $450 за тонну; если стоимость не превышает этой отметки, то пошлина будет нулевой. С помощью этой меры Минфин хочет собрать с химической отрасли около 105 млрд рублей.
До 2023 года химическим компаниям удавалось избегать введения пошлин, хотя с этой инициативой неоднократно выступал Минсельхоз. Увеличение налоговой нагрузки грозит компаниям потерей 8–12% от экспортной выручки — существенное снижение в условиях санкций и проблем с логистикой. При этом экспорт падает: по итогам 2022 года ожидается снижение поставок удобрений из России на 17%.
Ставки НДПИ на уголь (кроме бурого) будут временно увеличены на 380 рублей за тонну — мера будет действовать с 1 января по 31 марта 2023 года и принесет в бюджет дополнительные 30 млрд рублей. При этом от экспортных пошлин на уголь решили отказаться — отрасль и так находится в глубоком кризисе из-за неспособности российской транспортной системы переориентироваться на Восток. В Минфине отметили, что НДПИ на уголь является исчерпывающей мерой — по крайней мере, пока, но пообещали «мониторить ситуацию» в первом квартале 2023-го.
С апреля 2023 года правительство хочет отказаться от льготных мер на ввоз ряда товаров, которые относятся к категории «критического импорта» (от пластмассы и резины до лекарств и медицинского оборудования). Нулевые ставки ввозных таможенных пошлин и тарифных льгот действовали по всей территории Евразийского экономического союза (Россия, Беларусь, Кыргызстан, Казахстан и Армения).
Обнулить пошлины решили весной 2022 года из-за западных санкций, а по просьбе России Евразийская комиссия в сентябре продлила льготный режим до марта 2023 года. После этого срока правительство будет поэтапно завершать действие нулевых ставок и тарифных льгот — переход принесет бюджету 125,8 млрд рублей.
Дополнительные 100 млрд рублей правительство хочет получить, ужесточив контроль за табачной отраслью.
Минфин считает, что сейчас на табачном рынке нет «действенных механизмов» борьбы с контрафактом. Ведомство предлагает ряд мер, которые снизят объем нелегального рынка — и заодно пополнят бюджет, а индексация ставок акциза на табачную продукцию принесет дополнительно 37 млрд рублей. Также с 2023 года вводятся акцизы на сладкие напитки — в размере 7 рублей за литр, за счет чего бюджет получит дополнительные 35 млрд рублей; средства обещают направить на мероприятия по борьбе с сахарным диабетом.
С 2023 года полноценно заработает новый налоговый режим — «Автоматизированная упрощенная система налогообложения», предназначенная для малого и среднего бизнеса. Правительство планирует за счет более удобной, как заявляется, системы привлечь новых налогоплательщиков. Внедрение «Автоматизированной системы налогообложения» должно принести бюджету страны примерно 20 млрд рублей.
Собрать больше налогов решили и за счет сельского хозяйства: в 2023 году заканчивает свое действие освобождение от уплаты НДС при ввозе и реализации племенного скота, что пополнит бюджет на 4,9 млрд рублей. Льготную ставку ввели в 2016 году и продлевали на два года в 2020-м. В 2021 году Госдуме предложили закрепить льготу до 2025 года, потому что Россия, вопреки Доктрине продовольственной безопасности, не смогла довести уровень самообеспечения «молочкой» до 90%.
В итоге 2022 год оказался достаточно кризисным, чтобы распечатать ФНБ, но недостаточно кризисным, чтобы снизить налоговую нагрузку на животноводство.
Увеличением налоговой нагрузки отечественный бизнес остался недоволен. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) в своем заключении робко отметил, что инициативы, внесенные в Госдуму при обсуждении проекта бюджета, не были обговорены с заинтересованными сторонами.
Представители бизнеса пожаловались, что нагрузка на бизнес регулярно увеличивается через корректировку налоговой базы, предельных величин, изменения порядка расчета налогов и другие косвенные, полуадминистративные меры. Повышение налогов в текущих условиях, как считают в Союзе, ухудшит положение компаний, из-за чего бюджет, напротив, недополучит налоги. «Тренд на „ползучее“ повышение нагрузки нужно прекратить», — заявили в РСПП.
«Деловая Россия» оказалась чуть смелее в выражениях о бюджете. Нововведения затронут все отрасли, негативно скажутся на деятельности предприятий и замедлят рост национальной экономики, считают в организации.
«Не представляется продуктивным планируемое повышение нагрузки на бизнес», — говорилось в обращении организации. Частично призывы лоббистских групп были услышаны: правительство все же отказалось от введения ряда налогов — например, от экспортных пошлин на газ и уголь. Однако над другими шагами Минфин по-прежнему раздумывает: в правительстве обсуждают вопрос повышения НДПИ на железную руду и коксующийся уголь, что может помочь властям изымать у компаний сверхдоходы в период высоких цен на сырье.
Совокупный эффект от принятых мер должен пополнить российский бюджет примерно на 1,7 трлн рублей в 2023 году, правда, перекрыть дефицит бюджета в 2,9 трлн эти меры не позволят.
На помощь придут резервы ФНБ и новые заимствования. Силуанов обещает минимизировать траты из главной «кубышки»: правительство отдаст предпочтение заимствованиям на внутреннем рынке для финансирования дефицита до тех пор, пока на облигации федерального займа (ОФЗ) есть спрос.
Около 1,7 трлн рублей власти получат за счет роста налогов
Дыра в бюджете, однако, может оказаться выше предполагаемых 2,9 трлн рублей: в 2022 году оценка дефицита увеличилась практически в два раза. Прогнозы правительства тоже кардинально менялись: еще в апреле 2022 Силуанов заявлял, что у правительства «нет необходимости занимать на рынках»:
«Мы в этом году не планируем выход на внутренний рынок или внешние рынки. Это бессмысленно, потому что стоимость таких заимствований была бы космической».
Однако эксперты не верят, что Минфин обойдется теми объемами заимствований, которые заявлены в бюджете. Во-первых, власти не хотят допустить полного исчерпания ФНБ, о чем свидетельствует риторика Силуанова.
Во-вторых, механизм заимствований позволяет правительству наращивать объемы долга в темпе 3 трлн рублей в год еще несколько лет.
В таких объемах Минфин может позволить заимствовать без заметных и значимых в плане экономики последствий, причем 10 лет это можно делать без проблем. Все зависит от того, как распоряжаться таким ресурсом и как это будет перевариваться локальным финансовым рынком, который к таким объемам не привык.
Ключевая проблема в наращивании заимствований — создание спроса на государственные бумаги.
Минфин может разместить абсолютно любой объем ОФЗ, вопрос лишь в ставке, по которой банки и другие инвесторы захотят этот объем купить. Например, привлечь через классические ОФЗ 1–2 трлн рублей по текущей ставке чуть выше 10% вряд ли возможно, а под 12% спрос может появиться. Поэтому вопрос аппетитов Минфина — это всегда компромисс по объему и стоимости этого долга с рынком.
Однако резкое желание Минфина нарастить заимствования ставит вопрос, кто бы в условиях экономической изоляции мог бы удовлетворить запросы правительства. В 2021 году выпуск ОФЗ составил 2,6 трлн рублей, в течение последних семи лет доля нерезидентов в госдолге колебалась в районе 20%, теперь же государству предстоит найти новых покупателей на отечественном рынке.
Частные инвесторы не смогут обеспечить столь высокий спрос на ОФЗ — доля населения среди держателей госдолга не превышает 3%. Основные держатели гособлигаций — это банки и пенсионные фонды, наиболее крупным из которых является Сбербанк (на него приходилось 17,7% ОФЗ в 2021 году).
Внутри страны есть три группы игроков — банки, пенсионные фонды и население, но инвестиции населения в госдолг вряд ли будут большими, потому что традиционно депозиты банков и облигации госдолга — это плюс-минус инструменты одного порядка.
Население — это не очень значимый фактор, а вот банки и пенсионные фонды — это два ключевых игрока на рынке госдолга. Банки и так ими были, просто раньше была доля нерезидентов 20–30%, а сейчас нерезиденты в таком объеме не будут участвовать, где-то пару процентов долгового рынка, поэтому в реальности мы говорим про увеличение роли банков», — подтверждает Орлова из Альфа-банка.
Правда, в условиях международных санкций дела у самих госбанков идут не очень: в этом году Сбербанк смог выйти на чистую прибыль только в октябре. За первые десять месяцев 2022 года крупнейший российский госбанк заработал 50 млрд рублей (против 1 трлн рублей годом ранее). Поэтому средства на покупку ОФЗ госбанкам, скорее всего, предоставит ЦБ, как это уже было в 2022 году.
В начале ноября регулятор влил в банковскую систему 1,4 трлн рублей в виде кредитов РЕПО (кредитование под залог ценных бумаг, в том числе облигаций, — то есть банки должны купить ОФЗ, чтобы под их залог получить кредит от регулятора). С помощью такой схемы ЦБ выделяет средства банкам, которые, в свою очередь, помогают закрывать дыру в бюджете, — по сути Минфин пользуется напечатанными регулятором деньгами, что в перспективе может создать определенные проблемы.
Госбанки заставят финансировать бюджет через самую масштабную программу заимствований
Эксперты разошлись во мнениях касательно возможных рисков. Включение «печатного станка» подразумевает неизбежный рост инфляции, однако пока что объем средств, который ЦБ влил в банковскую систему, невелик, отмечает профессор ВШЭ и инвестаналитик Евгений Коган.
Если же Минфин и в самом деле будет преимущественно полагаться на заимствования в финансировании дефицита, инфляция будет постепенно расти, а регулятору, возможно, придется вновь поднимать ключевую ставку, отмечает он.
«Это очень популярная сейчас „страшилка“ про русское QE (количественное смягчение). Но все намного прозаичнее: занимая значительные объемы в ОФЗ, Минфин забирает ликвидность из системы до тех пор, пока она не вернется обратно через бюджетные расходы.
Если бы не было операций РЕПО с ЦБ, то волатильность ставок на денежном рынке была бы очень высокой, что нарушало бы задачу ЦБ удерживать стоимость краткосрочных ставок вблизи ключевой и усложняло бы банкам задачу определения ставок по основным операциям. Поэтому под аукционы Минфина Центробанк кредитует банки под залог бумаг, а когда эта ликвидность вернется в банки через расходы бюджета, то банки эти кредиты перед ЦБ погасят.
Это работало в прошлом, не создав каких-то значимых рисков, это сработает и сейчас. На инфляцию влияет сам дефицит бюджета, а не механизм его финансирования. Если бы ЦБ выкупал ОФЗ на свой баланс, то да, это была бы иная история, но этого нет и, надеемся, не будет», — объясняет Полевой.
Минфин и ЦБ используют общепринятый рыночный механизм, который снижает риски для стабильности финансовой системы. Сам же термин «печатать деньги» она считает некорректным в отношении предложенной правительством и регулятором схемы.
Печатать деньги — это когда к ЦБ приходит правительство и говорит: „Нам надо профинансировать расходы“, — и ЦБ дает деньги. У нас так не происходит, у нас ЦБ не проводит прямую эмиссию для финансирования расходов бюджета. ЦБ дает рефинансирование банкам под ценные бумаги, и это нормальный рыночный механизм, который практикуют все центральные банки мира.
Коган, все же видит определенные риски в этой схеме, однако, по его мнению, они зависят от условий и объемов, которые ключевые акторы будут реализовывать. «Зависит от интенсивности заимствования, от того, какие стратегии выберут основные игроки и какие условия им предложат Минфин и ЦБ. Безусловно, РЕПО как инструмент повышения доходности в этой манипуляции наверняка будет использоваться. Даже если будет возникать трех-пятикратное плечо — да, будет небольшая пирамидка. Дальше будет зависеть от того, насколько осторожны будут с финансовыми инструментами как сами банки, так и Минфин и ЦБ. В таких объемах, которые сейчас, эта схема может работать годами», — уверен он.
Значительную роль в формировании бюджета может сыграть курс рубля, который под конец 2022 года продемонстрировал внезапную волатильность и буквально за трое суток обвалился почти на 20%: курс доллара превышал 72 рубля, а евро уходил выше 77 рублей. На 2023 год курс доллара, согласно прогнозам Минфина, должен составить 68 рубля, а в 2024–2025 годах подняться до 71–72 рублeй.
Введенное западными странами нефтяное эмбарго может привести к сокращению предложения российской нефти на рынке и, следовательно, снижению притока валюты в страну, что ослабит рубль. Эксперты ожидают курс на уровне 64–67 рублей за доллар, а при дополнительном давлении — 65–70 рублей, что в целом соответствует оценкам Минфина.
етом первый вице-премьер Андрей Белоусов называл курс в 70–80 рублей за доллар оптимальным для российской экономики и даже заявлял, что правительство готово таргетировать именно курс нацвалюты, а не инфляцию. Слабый рубль — помощник российских экспортеров и потенциальное спасение для бюджета, однако это может спровоцировать рост инфляции.
Падение рубля в 2023 году очень вероятно, так как слабая валюта может стать временным спасением и для бюджета, и для экономики. Однако если краткосрочно обвал рубля может стать решением для российских властей, то в долгосрочной перспективе это способно привести к серьезным проблемам, например, резко разогнать инфляцию, что запустит массу негативных процессов.
Путь удешевления рубля — один из самых простых с точки зрения выполнения всех расходных обязательств. Краткосрочно российские власти предпочитали регулярно что-то похожее, потому что в краткосрочной перспективе бюджет от этого выигрывает, но не в долгосрочной. Нельзя исключать, что в следующем году сюрпризы с курсами национальной валюты могут оказаться весьма внушительными».
В 2023 год Россия вступает с самым нереалистичным бюджетом за все путинскую эпоху и с самыми неопределенными перспективами для экономики.
Нефтегазовые поступления с высокой долей вероятности продолжат падать, правительству придется активнее влезать в долги либо пойти на радикальные меры и опустить курс рубля. Увеличение налоговой нагрузки на ведущие отрасли страны вряд ли позитивно скажется на развитии и без того пострадавшего за военный год бизнеса.
Минфин и ЦБ балансируют между плохими и очень плохими вариантами, которые призваны сохранить хотя бы видимость стабильности финансовой системы, ведь 2023 год — предвыборный, так что сокращения социальных расходов вкупе с еще одним резким скачком цен могут создать социальную напряженность, которую Кремль традиционно предпочитает купировать.
Вместе с тем даже максимально стрессовые сценарии для российской экономики не превратятся в катастрофу, во всяком случае сразу — у системы все еще имеется запас прочности. Однако запас этот не бесконечный, да и цена подобной политики — откат на десятилетия назад.
Пост написан на основе статьи.
Напишите, как Вы видите перспективы экономики в 2023 году. И как Вы планируете сохранять свои активы.
P.S. Подпишитесь на проект «КОГоть» — “КраткоОГлавном” в Дзен, Телеграм, VK и Youtube
Вы то что предлагаете по этой ситуации с бюджетом?
Все баппки делаются на внешних рынках! Пусть продают там что угодно, хоть задницами торгуют. Нам, как воздух, нужен сбыт! Баппки сами собой не заработаются!
А ты че не россиянин? «россиян ждет»...
После этого словосочетания дальше читать не стал
Эти средства были выданы на 1 месяц.
Это задача ТС максимально сжать объем не в ущерб смыслу)
Я бы выбросил одни, кто-то другие )), но выбрасывать надо ))
Он наступит скоро
Надо только подождать
Там все будет бесплатно
И все будет в кайф
Там наверное ваще не надо будет помирать....))))