Блог им. Logo

Участвовать в IPO Whoosh

Участвовать в IPO Whoosh

    Объелся ли груш Whoosh? — задаются вопросами инвесторы и спекулянты на протяжении последних дней. Мы с вами попробуем в этом разобраться и я, как независимый человечище, сделаю свои выводы основанные, например, на том, как основатель Whoosh говорил про окончание сезона в октябре в прямом эфире. Так вот, на самом деле в Санкт-Петербурге, например, весь ноябрь самокаты продолжали свою работу. Отсюда и выручка обязана быть выше, чем в прогнозах. Но это не точно.

     Обычно я выплёскиваю из шланга всё подряд, но так как в вопросе кикшеринга образовались две крайности: ультралевые и ультраправые, т.е. середину никто не держит, то я постараюсь разбить по темам всю простыню, а начну с того, что объявлю свою субъективную позицию по этому вопросу, по теме самих самокатов, а дальше будет как перо в руку ляжет, пока я трезвый хуыыыы (дыхнул).

Субъективно о самокатах

     Не стыдно говорить, как я отрицательно отношусь к электросамокатам. Сам по себе транспорт хороший, поэтому проблема больше в людях, которые его используют.

     Почему-то большинство электросамокаты сравнивают с обычными велосипедами, поэтому допускают ошибку. Если присмотреться внимательней, большинство велосипедистов надевают шлемы и ездят исключительно по дороге, за редким исключением. Хотя в последнее время количество велосипедистов на тротуаре увеличилось. Но разве корректно сравнивать велосипед и электрический самокат? Тогда уж сравнивать просто самокат с велосипедом или электросамокат с электровелосипедом. Однако тогда было бы не так интересно.

     Поэтому, по личному представлению, велосипедисты более ответственные лица, в то время как многие самокатчики не видят границ, врезаясь в автомобили и пешеходы, калеча не только себя, но и нормальных людей.

     Я попытался представить как можно урегулировать и обезопасить граждан от самокатчиков, но кроме как всё сжечь не нашёл. Видимо, нужно несколько больше времени, чем 2 минуты.

     Вам это не кажется ничем опасным, потому как скорее всего вы и никто из ваших знакомых с этим не сталкивался, а вот у меня есть пример на одном из посетителей Смартлаба, который ещё год назад пожаловался на это. Во избежание недоразумений и иных толкований, некоторые слова заляпал кетчупом, оставив дату, как доказательство:

Участвовать в IPO Whoosh

     Как видите, пока лично каждого человека это не коснётся, негодование будет утопать в тишине безопытных горожан.

     Вы только подумайте, люди не только получают травмы из-за самокатчиков, но и даже погибают в этих столкновениях. Если бы я умер из-за самоката, то точно бы удивился (охренел).

ПДД для самокатов

     Ранее самокаты приравнивались к пешеходам, ну и все выводы и проблемы видны невооружённым глазом. Теперь появилось понятие СИМ.

     «Средство индивидуальной мобильности» – транспортное средство, имеющее одно или несколько колес (роликов), предназначенное для индивидуального передвижения человека посредством использования двигателя (двигателей) (электросамокаты, электроскейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства).

     Передвигаться на СИМ людям старше 14 лет можно по:

  • велосипедным дорожкам;
  • велопешеходным дорожкам;
  • проезжей части велосипедной зоны;
  • Специальной полосе для велосипедистов;
  • При массе СИМ ниже 35 кг пешеходной зоне
  • Тротуару и пешеходной дорожке при условии массы СИМ ниже 35кг и при соблюдении одного из следующих условий:
— отсутствуют велопешеходные, велосипедные дорожки, полоса для велосипедистов, либо отсутствует возможность движения по ним
— лицо, использующее для передвижения СИМ, сопровождает ребёнка в возрасте до 14 лет, использующего для передвижения СИМ
  • по обочине, если отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожка, полоса для велосипедистов, тротуар, пешеходная дорожка, либо отсутствие возможности движения по ним
  • ещё пункты, которые нам менее интересны (для сокращения моей простыни)

     Далее ещё некоторые изменения:

Пункт 8.3 изложили в новой редакции. Теперь при выезде на дорогу с прилегающей территории водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и пешеходам, движущимся по ней, а при съезде с дороги – пешеходам, велосипедистам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, путь движения которых он пересекает.

     Пункт 13.1 получил уточнение: при повороте направо или налево водитель обязан уступить дорогу пешеходам, лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, и велосипедистам, пересекающим проезжую часть дороги, на которую он поворачивает.

То же самое касается пункта 14.3: на регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам и лицам, использующим для передвижения средства индивидуальной мобильности, закончить пересечение проезжей части (трамвайных путей) соответствующего направления.

Пункт 17.3 тоже дополнили: при выезде из жилой зоны водители и лица, использующие для передвижения средства индивидуальной мобильности, должны уступить дорогу другим участникам дорожного движения.

     после этих пунктов все водители автомобилей:

Участвовать в IPO Whoosh

     Я сам выезжая или заезжая двигаюсь со скоростью раненой улитки, достигая рекордной скорости чуть-ли не минус 1 км в час. Потому что выезжая из арки, или вышагивая с парадной, тебя может сбить самокатчик на скорости 25 км/ч, потому что это допустимая для них скорость. Приятного будет мало.

     Эти малоэффективные правила хороши лишь тем, что пешеход имеет приоритет перед СИМ.

во всех случаях совмещенного с пешеходами движения велосипедистов и лиц, использующих для передвижения средства индивидуальной мобильности, пешеходы имеют приоритет.

     но это мало утешает, когда ты будешь лежать с различными травмами и улыбаться во все 3 оставшихся зуба. И это ещё хорошо, если останетесь живы. Кстати об этом.

 

Статистика ДТП с самокатами

     Если человек, перебегающий дорогу по пешеходному переходу на красный свет может быть сбит встречным пешеходом, то что говорить о электросамокатах. Но мы же не только про самокаты, а в целом про СИМ. Поэтому есть статистика.

     Все цифры взяты из отчёта МВД России за 9 месяцев 2022 года. За это время от СИМ пострадало 870 человек и погибло 19 человек. А количество аварий с СИМ увеличилось в 2 раза.

Участвовать в IPO Whoosh

  • 74% из всех ДТП были зарегистрированы как “наезд на пешехода”

  • 17,5% пришлось на столкновения

  • 8,5% составили другие виды ДТП

     Обратите внимание на количество жертв, которое выше, чем количество ДТП. Будьте уверены, что страдают именно пешеходы, так как самокатчик может успеть спрыгнуть и как-то сгруппироваться, а в пешехода полетит 35кг позитива…

     45% ДТП произошло на выезде с прилегающих территорий и перекрёстках, на пешеходных переходах 26% и, внимание, 4% там, где разрешено движение исключительно пешеходам.

 

Участвовать в IPO Whoosh

     Я обещал быть объективным, поэтому обязан сообщить, что 67,6% ДТП с участием СИМ, последние принадлежали физическим лицам. т.е. ⅔. Это значит, самые опасные, судя по статистике, именно непосредственные владельцы СИМ. Но и забывать о ⅓ не стоит, так как цифра все равно значительная. А с учётом продолжающегося развития кикшеринга есть подозрения, что эта доля будет лишь увеличиваться. Но это не точно.

     Не хотел бы добавлять, но скажу, что если вы считаете, что умереть не так легко, то это будет неправда. Неудачное падение или ложка супа не в то горло и “ты был хорошим человеком”...

     После сделанного на Смартлабе небольшого опроса, в котором успели поучаствовать всего лишь 145 человек, мы можем предположить дополнительное количество происшествий. Конечно всё это чрезмерно грубо, ведь даже мы могли слышать об одном и том же случае. Но любопытство взяло вверх.

Участвовать в IPO Whoosh

  … и мы выяснили, что в среднем на каждых 10 человек известны почти 9 случаев незарегистрированных случаев наездов СИМ, а не какие-то там 838 случаев на всю Россию. Последний пункт “больше 20” не брал в расчёт из-за чрезмерного расхождения с остальными. Тут либо травматологи, либо патологоанатомы. 

 

Whoosh

     Посмотрите в зеркало, что у вас на носу? Правильно, IPO Whoosh. Пришло время поговорить об этом виновнике поста.

     Компания Whoosh предоставляет услуги кикшеринга, что в переводе на человеческий язык означает аренда самокатов. Работа началась в 2018-2019 годах и за последний год появилась выручка в 69 млн рублей, а пользователей зарегистрировалось 194 тыс. человек. Парк самокатов насчитывал 1300 штук. В это время, в апреле 2019 года, в Москве появились первые 40 самокатов. Марка их была Xiaomi Mijia M365 с двумя скоростями и отсутствовал встроенный в руль дисплей. Всего присутствие ограничивалось в 4-х локациях. 

     В 2020 году выручка составила уже 855 млн рублей, количество пользователей увеличилось до 1,6 млн человек. Парк насчитывал уже 9300 самокатов, которые распределялись уже среди 12 локаций. Whoosh полностью обновила парк. В это же время за ростом пользователей, приложение Whoosh логично занимало топовые позиции по количеству скачивания приложения. 

     Новые самокаты отличались уже наличием дисплея и более ёмким аккумулятором, способным преодолевать расстояние на одной зарядке до 45 км. На сегодняшний день Xiaomi Mijia M365 Pro стоит порядка 37к рублей. И если бы в то время он стоил столько же, то обновление всего парка стоило компании 344 млн рублей, что меньше выручки почти в 2,5 раза. Но это всё ладно, я просто люблю считать. Так вот, проблема этих самокатов была в том, что у них были несъёмные батареи и их приходилось забирать с улиц города и отвозить на зарядку, что снижало выручку и вынуждало держать “лишние” единицы. Эта проблема была решена во втором полугодии 2020 года, когда начали приобретаться электросамокаты Ninebot Max Prо. Это сильно изменило ситуацию, ведь теперь увозить самокаты было никуда не нужно. Достаточно было нанять дядьку, который будет ездить и менять аккумуляторы на месте, увозя исхудавшие на зарядку.

     2021 год принёс новые рекорды и парк пополнился моделями самоката  Ninebot Max Plus и электровелосипедом Ninebot EB200, а общий парк уже составил 40900 СИМ, где 50% были именно новые. Получается, старые модели продолжали докупаться до 20к СИМ. Весь итоговый парк был распределён на 25 локациях. Количество пользователей возросло до 6 млн рублей, а выручка достигла 4,1 млрд рублей.

     От 2022 года ожидали не меньше, и он не подвёл. Компания продолжила докупать электросамокаты, увеличив общий парк до 82к СИМ, которые уже распределялись среди 40 локаций. 

Участвовать в IPO Whoosh

     В это же время сервис запускается в СНГ: Казахстан и Белоруссия. Выручка же за 9 месяцев 2022 года составила 6,3 млрд рублей, что на 50% выше, чем за весь 2021 год. А количество пользователей уже составило 11,3 млн человек.

     Одновременно Whoosh включают в список аккредитованных IT-компаний. Хитро.

ИТ-компании, соответствующие установленным в НК РФ требованиям, налог на прибыль уплачивают по ставке 0 % (за 2022–2024 гг.) (п. 1.15 ст. 284 НК РФ). Совокупный тариф страховых взносов для них составляет 7,6 % (пп. 1.1 п. 2 ст. 427 НК РФ).

     А ещё и НДС с налогом на прибыль не платит. Красота.

     Что будет после 2024 года пока не ясно. Но время ещё есть, тем более на этом планы компании пока не останавливаются.

 

Финансовые показатели Whoosh

     Батальон блогеров уже написал на эту тему 8 томов, поэтому буду краток (нет). От руки перерисовал таблички. Смотрите как красиво получилось:

Участвовать в IPO Whoosh

     Активов 7 млрд рублей, а обязательств 4 млрд рублей. Это могло показаться плоховато, если бы не Чистая прибыль, она оставляла ощущения омерзения:

Участвовать в IPO Whoosh

     Чистая прибыль за 9 месяцев похудела на 9,7%, несмотря на рост выручки. Случилось это из-за изменения расходов по банковским кредитам и убытком от курсовых разниц. А банковский эквайринг, вкупе с ростом расходов на оплату труда, различные услуги и амортизацию добавили в расходы ещё примерно 180 млн. рублей. Но это всё выглядят естественным на фоне роста парка. 

     Интересно, что по выручке относительно одного самоката Whoosh пока в лидерах. Но это, как вы понимаете, приходящее. И вот сколько заработал средний самокат Чистой прибыли для Whoosh за 9 месяцев 2022 года? Если брать их количество на конец прошлого года (40,9к штук), то за 9м 2022 года каждый самокат дал Чистой прибыли почти 40к рублей, а если взять сегодняшние 82к штук, то 20к. Истина может быть где-то посередине.

     Но вот что важно. Цель IPO Whoosh не получить деньги и купить свечной заводик, а приобрести на привлечённые средства электросамокаты, увеличив тем самым парк до 120к СИМ. Чтобы получить преимущество перед конкурентами. Ведь банки, в сегодняшних реалиях, неохотно дают кредиты даже прибыльным стартапам. И как бы я скептически к этому IPO не относился, это, всё же, несколько меняет дело. Ведь казалось бы, куда они спешат, почему внезапно решились на сие деяние? Всё дело в курсе валют. Ведь именно за неё будут покупаться самокаты и нужно брать сейчас, пока этот курс хороший. Правда какое-то время новые самокаты будут исследовать паучки на складах, пока не начнётся сезон.

Участвовать в IPO Whoosh

     Что не говори, но рост потрясающий. Купить бы это хотя бы в 2020 году и продать на IPO. Было бы хорошечно. Но возвращаясь несколько назад появляется вопрос. Если компания хочет получить конкурентное преимущество, завоевав бОльшую часть рынка, зачем основные акционеры продают часть акций? Понятно, обкэшиться. Хочется вернуть вложенные средства в кратных размерах. А с учётом негативного фона, это кажется разумным. Чёрт его знает что там дальше будет. А тут, знаете ли, может так случиться, что все самокаты будут пылиться на складах до момента утилизации. Хотя кто же просчитывает этот маленький ненулевой процент вероятности. Но тут же нужно добавить, что контрольный пакет акций остаётся за основателями. Так что часть команды — часть корабля. Главное чтобы после IPO основатель Дмитрий Чуйко, как причастный к должности вице-президента по инновациям S7, не улетел на этом S7 куда-то.

     Если они 2,5 млрд рублей от IPO вбухают в покупку 40к самокатов, то цена каждого получается 62500 рублей. Примерная стоимость к покупке планируемых самокатов. В 1 полугодии Whoosh закупала самокаты найнбот, но во 2 полугодии в планах покупать Окай ЕS600.

Участвовать в IPO Whoosh

     Я не знаю сколько эти самокаты будут стоить на самом деле, но младшая версия, которая и выглядит иначе, продаётся за 44к. А будет вот такое «красивое»:

Участвовать в IPO Whoosh

     Конечно не стоит забывать, что нужно установить ещё GPS… и это если не заставят ещё ГЛОНАСС прицепить.

     А как вам то, что вначале  компания в 2022 году выпускает облигации на 3,5 млрд рублей, а потом выплачивает своим акционерам 1 млрд рублей дивидендами. Получается взяли в безвозмездный долг у будущих акционеров. Хотя, как вы знаете, выпуск облигаций предвещает выход на IPO.

Участвовать в IPO Whoosh

     Но одним из аргументов за продажу части пакета основных акционеров служит “нам посоветовали, чтобы повысить ликвидность акций”. Хотя что мешало увеличить допку? Непонятно.

Бизнес Whoosh

     Присутствие компании на 40 локациях это только начало. Как утверждают основатели, экспансия будет продолжаться. Главное удержать темпы. Но эта скорость снижается.

     Количество самокатов растёт, но также снижающимися темпами:

Участвовать в IPO Whoosh

     Если IPO удастся, то будут куплено + 50% к парку СИМ. И чтобы потом увеличить ещё на 40к самокатов (а это будет уже всего +30% к парку) нужно будет найти ещё 2,5 млрд рублей. А где их взять? У меня нет. На последние купил крутые носки.

     С пользователями дела обстоят иначе. Рабство,к сожалению, закончилось и просто так купить человека можно только в футболе или других видах спорта.

     Не смотря на то, что пользователей уже почти 12 млн, активных пользователей пока 5млн, а ими считают тех, кто воспользовался услугой хотя бы 1 раз за год.

Участвовать в IPO Whoosh

     По некоторым критериям это возможно и ближайшая цель — 70 городов с населением 300к+. А по новым вводным увеличить пользователей возможно, новые города лишь должны соответствовать:

  • Численность населения 100к+ человек

  • Наличие базовой городской инфраструктуры

  • Платёжеспособная аудитория

  • Предварительная положительная обратная связь от городских властей

  • Высокая плотность населения в ключевых локациях

     С ключевыми локациями всё просто. По схеме работы, как писалось ранее, Самокаты не бросают где ни попадя, а будут сосредоточены на определённых точках, где будет бОльшая проходимость.

     С численностью населения также проблем возникнуть не должно, так как нужно просто отсортировать города по численности.

     Обратная связь от городских властей будет под вопросом, но это, думается, будет решаемо.

     Теперь более серьёзная проблема — наличие инфраструктуры. Я право даже не знаю, а больше даже стесняюсь спросить знаете ли вы в каком она состоянии в малых городах и насколько сильно она отличается от больших. Если её нет, то кикшеринг развиваться там не будет. Но ещё больше города отличаются по уровню зарплат. Вот где маржа то упадёт. Да ещё так, что можно скважину будет не бурить. И нынешняя рентабельность устремится вниз, но неизвестно до какого уровня. Вот тут и статистика подъехала:

Участвовать в IPO Whoosh

Участвовать в IPO Whoosh

 

но это не медианная, так что всё ещё гораздо хуже. А вот и медианная по всем отраслям:

Участвовать в IPO Whoosh

     Средний чек поездки сейчас где-то 125 рублей и это при условии, что средние затраты на поездку 40 рублей. Выглядит круто. Но когда компания будет выходить на новые локации, средняя стоимость поездки будет неукоснительно снижаться и пока не совсем понятно до каких пределов. Хотя и тут нас убеждают, что падения маржинальности более не предвидется.

     С другой стороны права для электросамокатов не нужны и поэтому тут непаханное поле возможных пользователей кикшеринга.

     Несомненно важным обстоятельством является снижение затрат. Так Whoosh уже давно приобретает самокаты со сменными аккумуляторами и обещает нам, что при среднем сроке службы самоката в 3 года, будут ремонтировать тем самым продлевая этот срок до 5+ лет. Однако, как мы знаем, срок службы — условная штука. Особенно в таких устройствах и чем чаще пользуются конкретным самокатом, тем быстрее снижается его срок службы. Я не знаю как рассчитывается у Whoosh амортизация. Если по преодолённому пути — это одно и справедливо, но если по сроку эксплуатации, то тут появляется интересный вопрос. Что если они заезжены как моё кресло? Значит, срок снижается, эти 5+ лет превращаются в несколько меньший. Однако основатели утверждают, что коэффициент доступности составляет 81%. Это значит, что самокат используется лишь в 19% своего времени. В среднем.

     Средний возраст парка на сей день 10 месяцев. Это значит, что почти через 2 года их нужно уже ремонтировать. Сколько будут ремонтопригодными неизвестно, но зато известно, что 0,5% самокатов ежегодно отправляются к праотцам. А некоторые ещё и пируют в Вальгалле. В общем, на сей момент это 400 самокатов в год.

 

 

Участвовать в IPO Whoosh

        Whoosh пока оттяпал 46% рынка и за счёт IPO собирается не только сохранить долю, но и повысить.

     Если смотреть издалека, то бизнес этот нехитрый. Главное не забывать заряжать аккумуляторы 1 раз в два дня, но все 82к или по 41к в день. Хотя пока всего 50% самокатов в парке со сменной батареей.

     50% поездок совершают 30% пользователей, поэтому средний чек поездки снижается. Тем не менее основатели обещают, что дальнейшее снижение исключено.

     Из-за ввода подписок, покатушки для развлечений ушли в подполье и в 80% случаев поездок СИМ Whoosh используется как транспорт. Ну и стоимость поездки не так дорога, как на каршерингах. А учитывая, что не у всех есть права, то СИМы — отличная альтернатива. Главное привыкнуть.

     А ещё в 2024-2025 годах Whoosh планирует наладить собственное производство самокатов, а это совсем другая история. Ведь тогда не нужно будет покупать на стороне, а докладывать денежку себе лично в карман пиджачка.

     Ну и относительный плюс — это отсутствие затрат на рекламу.

IPO Whoosh

     С учётом разброса цены, капитализация видится в 21-25 млрд рублей. Так же все уже давно узнали, что при парке в 82к самокатов и такой капитализации, средняя цена самоката получается 275к рублей. Значит, купив на IPO акции Whoosh, вместо 5 новых самокатов, вы получается 1 подержанный. Но это уже посчитали все кому не лень. Мне было лень, поэтому я стырил. Так вот, люди, видимо, забыли, что покупают не имущество, а бизнес с отлаженной работой да ещё и с собственной платформой — Whoosh. Да и к тому же, можно купить часть самоката, не вкладывая сразу большую сумму средств.

     Ориентир цены 185-225 рублей, а заявки инвесторов компания собирает с 5 по 13 число, так как торги акциями Whoosh на Мосбирже начнутся уже 14 декабря 2022 года. Около 10% акций будет продана существующими акционерами, а окончательный фрифлоат может составить 20%-25%

 

Конкуренты Whoosh

     Выглядит оптимистично:

Участвовать в IPO Whoosh

  … но сколько и кому достанется? Потенциально, в городах с населением в 100к+ жителей будет 54 млн жителей, которые могут оказаться будущими пользователями кикшеринга.

Участвовать в IPO Whoosh

     Яндекс только начал экспансию в 2021 году и интересно как будет продолжаться свержения с пьедестала Whoosh. Пока же у Яндекса лишь 4 локации присутствия это:

  • Москва
  • Санкт-Петербург
  • Краснодар
  • Тула

     Насколько я помню, Яндекс такси демпинговала. Давайте чуточку в историю окунусь.

  • в 2011 году Яндекс запускает сервис Яндекс.Такси.  
  • в 2014 году заходит Uber и демпингует, негодяй.
  • в 2015 году у Яндекс было всего 2,5% рынка.
  • в 2017 году он объединяется с Яндекс, где последний получил 59,3% в новой компании.
  • к 2018-2019 годам у новой компании было уже 27% рынка. В основном агрегаторы отжимали рынок у нелегалов, а потом и у телефонных служб.
  • в начале 2021 года Яндекс прикупил Везёт и в итоге захватил около 70% рынка.

     Интересно на каком этапе он сейчас находится, если год назад у Яндекса было 5000 самокатов, а в этом году уже 20000. Это +300% или х4, примерно также развивался Whoosh. А доля в Москве 50%. Звучит тревожно. Тем более Яндекс может начать сжигать деньги, заставляя конкурентов снижать маржу.

     Urent растянулся в 100 городах России. Перечислять их я, конечно же, не буду. Но в основном сосредоточен на городах от 500к+. И вот тут есть разница, по сравнению с “коллегами” по цеху. Юрент предлагает франшизу. И, если верить сайту, инвестиции в парк начинаются от 4,5 млн рублей с обещанной окупаемостью за 1 сезон. Хоть паушальный взнос и отсутствует, но комиссия составляет 9-15%. Естественно у всех индивидуальные условия.

     Есть маленькое ощущение, что Whoosh хочет IPO дополнительно убить двух зайцев, где один из них нарастить выручку и долю рынка, а вторая оттолкнуться от настигающего его Яндекса. Но ещё неизвестно как Яндекс сможет выстрелить, потому как у некоторых его проектов этот выстрел оказался холостым.

     Так как Whoosh с Юрент уже лидеры, и занимают 70-80% рынка, то потенциал роста через увеличение доли рынка достаточно призрачный. Поэтому приходится развивать сеть и в других городах, как было написано выше.

     В 2021 году всего было около 50 млн поездок из которых 26 млн были за Whoosh. В 2022 году количество поездок возросло до 100 млн, из которых 47 млн были за Whoosh.

     Заморские аналоги Bird, Helbiz и Lime недавно отчитались и оказалось они до сих пор убыточны, хоть и начали работы раньше Whoosh. У них там всё не как у людей. Плюс Whoosh в том, что его СИМы привязаны к контрольным точкам, поэтому найти их проще. А заморские коллеги боятся перенять опыт у своего более успешного товарища и размазывают свои СИМы тонким слоем по асфальту.

     Не до конца получилось провести опрос касательно использования услуг кикшеринга, но что есть, то есть:

Участвовать в IPO Whoosh

     ¾ посетителей Смартлаба не пользуются кикшерингом. Под “очень часто” взял среднюю в 100. Поэтому на 735 человек, участвовавших в опросе, всего за год осуществляется 2521 поездка или по 3,43 поездки в год на человека. Мало. Но можно же на это взглянуть с другой стороны. Это же какое количество людей не имело возможность во что-то врезаться или в кого-то. 

Участвовать в IPO Whoosh

Основываясь на этих результатах, после грубого подсчёта с участием возможных 54 млн теоретических жителей, у нас получается 185,2 млн поездок в год, почти в 2 раза выше, нежели было сделано за этот год.

Дивиденды Whoosh

     За 2021 год уже было выплачено 1 млрд рублей. Но что будут со следующими?

     Дивидендная политика предполагает выплату из Чистой прибыли исходя из формулы Чистый долг/EBITDA

  • ниже 1,5 — 50%
  • от 1,5 до 2,5 — 25%
  • свыше 2,5 — без выплаты

     Кажется, учитывая обстоятельства, излишне много переменных, влияющих на многие цифры.

Психология наложенная на Whoosh

     Важна не только информация, но и восприимчивость людей и их мнение. Верят они в будущее компании или нет.
     Время сейчас невесёлое, акции упали и подниматься не хотят. Почитав форумы можно предположить настроение инвесторов как угнетённое за исключением некоторых раненых оптимистов. Большинство привыкло к IPO на пике рынка, но на низах ещё такого спектакля не было. Казалось, на низах и должно быть дешевле, но оценили как все сейчас знают.

     На весы пессимизма сбросили всё: яндекс, рубль, излишний оптимизм в отчётах, срочность выхода на IPO, статистику IPO других компаний, чрезмерную оценочную капитализацию, сезонность работы… в общем, многое, что выше написано. Примерно процентов в 60-65. Отсюда вывод.

Вывод

     Год назад я сделал видео, где с помощью титров описал IPO Делимобиль. А через 2 дня Делимобиль решил приостановить его. Вот видео: Смотреть с 4м 15 с (но можно и полностью)


     Конечно я буду с радостью участвовать в IPO Whoosh в качестве наблюдателя со стороны. Потому что я на покупку пойтить не могу по неким убеждениям. Мой кот сказал, что тоже участвовать не будет.

Я не аналитик и тем более не профессионал. Просто мимо проходил, однако я художник и я так вижу. В результате по вероятностям:

Вероятность отмены IPO Whoosh в 60-65%
Если IPO произойдёт, то с вероятностью в 70% акции пойдут вниз.


Есть ли уже кто подал заявку на участие в IPO Whoosh?

ПС

Выношу признательность Анатолию Полубояринову, который не позволил сквернословить и помог некоторой информацией. Диву даюсь что вы ещё на него не подписались. Это какой-то позор.

Если кто-то посчитал, что пост был полезен, прошу переслать 1 рубль сюда  yoomoney.ru/to/4100117617424633
потому что поставить лайк может каждый, а потрудиться в благодарность — нет.
(те, кто прошлый раз прислали вы, как толпа, все молодцы. Все оба.)

 
★3
66 комментариев
Новые акционеры будут кататься. Плюс к клиентской базе.
avatar
master1, будут вытягивать 
avatar
всю ночь писали текст?
avatar
Бенджи, нет, я ещё и вечером успел 
avatar
Виктор, в этот раз по объёму аналитики ты превзошел самого себя.  
Воронов Дмитрий, хотел чуть-чуть, но спутал кнопки 
avatar
Виктор! Многа букав! Очень многа! Мы в интернете, а не в библиотеке!)
avatar
Union_Jack, это я ещё сократил и не добавил те 2 страницы
avatar
Витя, харэ! Пиши лучше про Ирку.
avatar
брокеротключитсальдирование, пхах 
забанят же 
avatar
у меня бывший модер знакомый, отмажем…
avatar
брокеротключитсальдирование, это после такого он стал бывшим модером? 
avatar
Виктор Петров, не тот на повышение ушёл, очень авторитетный и reshpektабельный!)
avatar
>>Будьте уверены, что страдают именно пешеходы, так как самокатчик может успеть спрыгнуть и как-то сгруппироваться, а в пешехода полетит 35кг позитива…

Это не так. Просто по физике страдают оба одинаково :)) А на самом деле травм у самокатчика больше, т.к. у него есть кинетическая энергия и он может столкнуться просто со столбом...

PS: Если по делу — IMHO бизнес хороший.  Стоимость поездки на самокате примерно равна каршеру, но при этом сам самокат стоит копье по сравнению с авто. Поэтому время окупаемости у самоката очень низкое.
avatar
Валерий Крылов, у автомобилей более длительный срок эксплуатации ( но это не сильны аргумент), поездки на каре дальше, а из-за пробок и дольше. Можно возить несколько человек и брать груз

avatar
Валерий Крылов, при этом я не говорил, что кикшеринг- плохой бизнес
avatar
С течением времени показатели рентабельности будут только снижаться, а расходы только расти. Такие цифры были только на волне хайпа самркатов и всего модного и молодёжного. А эти аспекты очень скоротечны и ненадёжны.
По-факту ценник очень высокий, издержки растут пропорциональны износу и количеству единиц парка.
Конкуренция тоже не спит
Адепты самокатов купят или купили свой девайс. Это явно выгоднее.
В общем типичное IPO для лохов
avatar
Дэн, если купить абонемент за 1000 рублей/год, то цена по стоимости около маршрутки.
avatar
GrayRat, и что за 1000 можно кататься целый год сколько угодно? Едва ли. Реальная экономия 10% максимум.
avatar
Дэн, мне от метро до дома — 20минут пешком. Летом почти всегда на самокате доезжаю за 7. По деньгам не накладно, а время экономит.

Но не всегда. Иногда самокатов не хватает на всех.
avatar
Что за очередные кизлярские финки нквд?
avatar
Млщная статья, особенно для пятничного чтива за пол-литрой. Даже не знаю, стоит ли этот ВУШ такого внимания.
avatar
MadTramp, скорее нет, чем да. Но это не точно 
avatar
нужно электроватрушки и электросани запустить, тогда денежный поток будет течь круглый год.
avatar
Вадим Джог, электролыжи =)
avatar
Виктор Петров, А неэбанет? Через палки
avatar
Arsen Shtokman, как это нет? За всё же уплачено 
avatar
А есть кстати какие-нибудь производители электросамокатов, которые планируют или уже вышли на биржу? Вот логичнее в них инвестировать.
avatar
Diamond, ксайоми…
avatar
у меня самокат с подростками младшего и среднего школьного возраста ассоциируется.  несущаяся стокилограммовая туша с выпученными глазами ничего кроме брезгливости и жалости не вызывает.
avatar
а шортить на старте можно будет? ато хорошая идея по заработку, явро расти щас не на чем
avatar
Показатели рентабельности будут снижаться с увеличением ям на дорогах. Автор красава, познавательно и с юмором, как всегда!
avatar
За эту компанию предлагали заплатить за рекламу?
avatar
РоманП., нет
avatar
мой опыт использования. Самокат очень удобная штука в крупных городах для туристов. Приезжая в такие города как Питер, Москва, Казань, Нижний можно взять самокат и посетить много достопримечательностей быстрее и  менее напряжно. Сам много раз брал самокат и в России и за границей именно в данных целях. Альтернатива — прокатное авто, но процесс взять/сдать/потенциальная ответственность и риски -сильно выше, поэтому самокат удобно, ну и на отдыхе особо не следишь за бюджетом. В крупных и туристических городах для этого есть инфраструктура: вело-дорожки, парковые зоны, элементарно — съезды с бордюров при пересечении тротуара с дорогой/въездом во двор и т.д. Но не все крупные города одинаковы. Сам основное время провожу в Волгограде, город милионник, ранее жил в соседнем городе 300к, часто по делам бываю в соседних городах населением 300-800 к.  Чисто мой взгляд: 3 года назад в Волгоград зашла арендная контора по прокату велосипедов — закрылась через год, воровство/вандализм/низкий уровень спроса из-за низкой платежеспособности.  v1.ru/text/transport/2019/07/10/66155878/?ysclid=lbg5i5okkr849382776
Пару лет назад в Волгоград зашел юрент, являясь пользователем кикшеринга, на один из праздников чтобы добраться до центра взял самокат в аренду. Что я вам скажу, велодорожек нет от слова совсем, каждый перекресток надо слазить с самоката и тащить его с высокого бордюра/на бордюр -а он так-то не из легких, моя вторая половина справлялась с трудом. Народ который просто идет по тротуару -относится негативно, часто препятствуя, на дорогу нельзя выезжать так как водительское отношение крайне сомнительное — сам наблюдал картину как водила прижимал человека на самокате к обочине, ну и основная проблема — что в целом поехать некуда, удовольствие достаточно дорогое, яндекс-такси по факту сейчас дешевле если смотреть на километры. Про города с населением до 500 к — вообще молчу, на мой взгляд потенциал там оооочень ограничен. Только центральный парк, ну штук 100 самокатов туда можно запихать. Но их содержание вряд ли окупиться доходом от аренды. Мое мнение про кикшеринг: потенциал роста ограничен, снижение доходов населения в регионах снижает спрос на развлечения, очень велика вероятность ввода регулирования деятельности — процессы уже идут, налоговые поблажки могут и отменить — тренд очевиден. Представьте появление в статье затрат НДС компенсировать который затратами не получиться из-за их в основном безндсной сути., ну и конкуренцию никто особо не отменял, бизнес с виду не такой уж и сложный -особенно если есть примеры и готовая аудитория.
avatar
Slan, согласен, в мелких городах почти у всех уже машины, а у кого ее нет — работа обычно рядом с домом.
avatar
Slan, В центре Питера запрет на прокатные самокаты, да и негде там на них ездить, так что не понятно о каких туристах речь.
avatar
Аргументы почему самокаты опаснее велосипеда на мой взгляд натянуты до треска. Пока люди на чем то ездят, они будут сталкиваться и иногда умирать. Все можно решить велодорожками, где будут кататься неопределившиеся между авто и ходьбой ногами, но с этим проблемы. Особенно если за МКАД глянуть
avatar
Vatokat, согласен, риск такой же, как на велике.
avatar
Я кручу текст, а он всё не кончается! 
avatar
Вуш Дорого.
Пост хороший.
Лучше купить Систему, там Юрент вам достанется бесплатно, и как раз тот, случай, когда можно купить до IPO. 
Единственное что я бы добавил. Встал бы на защиту собственника самокатов в плане их склонности к проишествиям. Сама цифра 2/3, получается в силу, того что частных самокатов больше. Это как с каршерингом, если смотреть статистику окажется, что эти машины попадают в аварии меньше
лови 10. спасибо.  вообще тинейджеры пользуются и я сам бы покатался. 




avatar
asyarmak, да достаточно было 1 рубль, но спасибо =)
avatar
А как вам то, что вначале  компания в 2022 году выпускает облигации на 3,5 млрд рублей, а потом выплачивает своим акционерам 1 млрд рублей дивидендами. Получается взяли в безвозмездный долг у будущих акционеров.
Вот это для меня просто красный флажок. С таким отчаянным управлением ловить тут нечего.
avatar
Не учли что в каком-нибудь Норильске или Якутске катальный сезон всего 3-4 месяца.
А в мелких южных городах у людей банально низкие з/п.
1000 р./месяц на подписку? Там проезд в маршрутке рублей 20-25 стоит.
avatar
Кола и джинсы, я тож думаю даже если заказать такси выйдет дешевле чем самокат арендовать. 
Насколько сильно фаундеры хотят продать компанию, что даже медвежий рынок и мировые кризисы не помеха…
avatar
Ясно почему брокер О.пиарит это ИПО, они в деле.
Но учитывая фокусы с компаниями вышедшими на ИПО будут дивы или нет неизвестно. Да и чтобы спекулировать есть более надежные фин. инструменты, например шортить сбер или газпром. 

Хотя там где я живу как раз тема с этими самокатами для туристов зашла бы, взял в аренду и катайся куда хочешь, но правда я чаще вижу людей с лыжными палками без снега. Тема вложиться в эти палки тоже должна быть не менее прибыльной.

Хотя я экстремальный велосипедист на счету у которого 1 ДТП в машину въехал и сильно разбил коленку себе, а водила чутли не окакался на месте. Еще спровоцировал неприятное падение других велосипедистов. Машины нет и не хочу т.к. людей жалко и себя тоже.

Я все лишь пешеход. Предпочитаю чтобы меня возили люди обученные и соблюдающие ПДД.

   
Чтобы самокаты выстрели, нужно сначала многое поменять в городах, например, выходит местный закон, что въезд в Сочи только на электромобилях, и вот он профит! С другой стороны государство на раз может вообще прикрыть этот бизнес, приняв закон, что арендовать самокат можно только с 18 лет при наличии водительского удостоверения категории В. Ну а когда все коммерсанты разоряться появиться дочка компании Ростех, которая и займет весь рынок.
avatar
В США самокатные компании затухли. Мы позже них начали, но закончим точно так же. Стартап смелый, он не прибыльный. Свою нишу он займёт, но это не та компания, которой нужно IPO. 
avatar
Закупка Okai ES600 это не минус, а плюс. Они очень крутые и удобные, мне понравились больше Ninebot'ов. В сезоне-2022 их использовали только в Тюмени (у нас)  и в Самаре. Надеюсь в следующем тоже будут.
avatar
rm rm, а я как сказал? Я тоже рад этому 
avatar
Виктор Петров, сказал «красивое» в кавычках, читается как будто бы с сарказмом, а на самом деле нет.
avatar
rm rm, не знал как выделить намеренное неверное написание слова
avatar
Виктор Петров, а в чём там неверное написание слова?

Ну то есть теперь я понял что ты намекал на мем про рыбов, но одно-то слово в отрыве от него написано верно, и отсылка не очень понятна.
avatar
По косточкам, Виктор разобрал кандидата на IPO. Объёмный труд, ничего не скажешь. Так то, я и не думал даже тратиться на такой блудняк как самокаты, и автор только укрепил меня в собственном мнении. К статье только одна претензия — хотелось бы увидеть фото кота «художника».; ))
avatar
Артур, надо подумать
avatar
очень… очень… очень много пиара этой конторы… видимо, ребята выделили конкретное бабло

avatar
В лонгриде есть очень важное зерно, грааль, я бы сказал.
Победят те производители и сервисники, которые будут делать электромобили с быстроснимаемой батареей и станции по быстрой смене пустых батарей на заряженные.
То как это развивается сейчас, это какая-то имитация и не может конкурировать с углеводородным топливом.
Знаю, что китайцы такую схему имеют в колоде
avatar
Голубое, синее и фиолетовое означают холодно, очень холодно и пи$дец как холодно.




avatar
Блин, у меня дипломная работа короче этого поста была… и графиков меньше. Уважуха автору за труд!
avatar
Цель этого IPO — обкешиться на хайпе. Точка.
avatar
Офигеть.
И я этот труд почти весь прочитал. Респект.
Закинул не рубль, чуток больше.
avatar
Надо смотреть по мск. Про Ленинград вообще ничего не скажу — был там давно.
Мск и Россия это две разные планеты.
Если у вуша большая доля рынка в мск, то возможно выстрелить ИПО. Личный Транспорт в мск задавили. Зарплаты выше. Люди свое время экономят на перемещении в пространстве.
В регионах ситуация другая. Пробок нет. Машины с парковками не испытывают проблем. Льгот для каршеринга нет. Ехать без машины и брать самокат в аренду смысла вообще нет.
Ну и ценники конь. Проще на каршеринге ехать, чем самокат катать.
Зы. Мастерство не пропьешь. Рыбак рыбака видит издалека. Но у нас другая поговорка. Алкаш алкаша видит издалека.
avatar

теги блога Виктор Петров

....все тэги



UPDONW
Новый дизайн