Блог им. Koleso
Исповедь микрофинансового еретика. Как микрокредитование изменило своим принципам и предало бедных. Хью Синклер
Инвестиционный банкир Хью Синклер проработал в секторе микрофинансов с 2002 по 2012 год.
В своей насыщенной фактами и прекрасно написанной книге он подвергает резкой критике микрофинансовые организации (МФО), честно рассказывая об их методах. Его разоблачения были собраны как за годы работы в индустрии микрофинансирования, размер которой сегодня достигает 70 миллиардов долларов, так и в деловых поездках по всему миру в качестве представителя микрофинансовых организаций и фондов, в них инвестирующих. Иными словами, Синклер знает, о чем говорит, как знает и то, что МФО очень болезненно относятся к критике. Игроки этого рынка неоднократно обвиняли Синклера в том, что его беспощадные разоблачения граничат с кощунством и разрушают все хорошее, что удается делать для малоимущих слоев населения. За обнародование информации Синклеру даже угрожали смертью. Признавая, что не все МФО виновны в противоправной и аморальной деятельности, getAbstract рекомендует это информативное расследование работникам отрасли, общественным активистам, инвесторам, регуляторам, высшим должностным лицам, а также всем читателям, интересующимся экономикой микрофинансов и проблемой борьбы с нищетой на планете.
Из обзора вы узнаете:
Основные идеи
Краткое содержание
Изнанка индустрии микрофинансирования
Цели микрофинансирования ясны, но методы, применяемые микрофинансовыми организациями, далеко не столь прозрачны. Их глянцевые буклеты и яркие веб-сайты уверяют вас, что вы можете помочь победить бедность на планете. В теории иногда даже 25 долларов может быть достаточно, чтобы поддержать чью-то предпринимательскую инициативу, предоставить средства для развития бизнеса и тем самым помочь человеку выбраться из замкнутого круга лишений. Однако на практике грабительские процентные ставки МФО погружают нуждающихся в еще большую нищету.
Микрофинансирование – это предоставление мелких займов по низким ставкам малообеспеченным людям, чтобы они могли повысить свой жизненный уровень с помощью определенного “производственного актива”, например купив скотину или оборудование. Идея состоит в том, что наличие козы или швейной машинки дает семье возможность произвести больше товаров для продажи, то есть помочь самим себе. Таким образом, проявив должное усердие, семья сможет построить свой маленький бизнес, которому станут доступны более крупные ссуды, и в конце концов победить бедность.
Однако горькая правда заключается в том, что лишь очень немногие из 200 миллионов человек, пользующихся микрокредитами по всему миру, добиваются таких результатов. Почему? Ответ один: жадность! Большинство МФО устанавливают годовую процентную ставку по своим кредитам в размере от 30% (крайне редко) до 100% (обычно), а есть МФО, которые взимают с клиентов 195% за пользование кредитом. Такая стоимость даже мелких займов неподъемна для людей, ограниченных в средствах. Большинство инвесторов фондов, вкладывающих капитал в МФО, и не подозревают об этих вымогательских условиях. Владельцам МФО удается не афишировать свои процентные ставки, и это позволяет им продолжать набивать карманы за счет бедняков.
Современную форму микрокредитования придумал Мухаммад Юнус, лауреат Нобелевской премии мира 2006 года, основавший в Бангладеш в 1983 году Grameen Bank с благородной целью искоренить нищету. Из этого сочетания бизнеса и альтруизма выросла целая отрасль стоимостью 70 миллиардов долларов. И если организация Юнуса предлагает ставки не выше 20% годовых, то большинство МФО взимают с клиентов в несколько раз больше в виде как процентных ставок, так и дополнительных сборов. Эффект усиления, выражающийся в добавлении новых долгов к состоянию постоянной бедности, стал источником растущего недовольства общества отраслью микрофинансирования.
Микрофинансовые фонды и P2P
Капитал для микрофинансирования формируется по одной из двух моделей. В первой микрофинансовые фонды объединяют деньги частных лиц, правительств, филантропов и других инвесторов и направляют их в МФО, которые предоставляют кредиты малообеспеченным клиентам. В другой модели, которая называется P2P (peer-to-peer), или прямое микрокредитование, одни частные лица предоставляют займы другим напрямую через специальные организации и площадки, такие как веб-сайт Kiva.
Капитал, идущий на микрокредитование, контролируют микрофинансовые фонды. Это могут быть как независимые фонды, специализирующиеся на микрокредитовании, так и дочерние компании крупных банков и инвестиционных фондов. Как правило, они располагаются в просторных и светлых офисах Европы и США, вдали от тех мест, где ведут свою деятельность МФО, и обычно ограничиваются лишь минимальным контролем методов и качества их работы. Информацию они черпают из отчетов, веб-сайтов и во время кратковременных визитов. Как правило, фонды взимают “комиссию за управление” в размере 1–4% от тех средств, которые они ссужают МФО. В качестве финансовых управляющих фонды выдают кредитные средства и собирают платежи и проценты.
Стоимость кредитов фондами никак не контролируется. Их инвесторы – включая банки и пенсионные фонды – полагают, что делают доброе дело, помогая беднякам зарабатывать себе на жизнь. Но сами фонды, МФО и их клиенты знают, что это не так. И даже Юнус отмечал: “Мы создали микрокредитование затем, чтобы бороться с ростовщиками, а не затем, чтобы плодить новых”.
В P2P-микрокредитовании веб-сайты играют роль посредников, сводящих заемщиков с теми, кто готов одолжить им деньги. Такие сайты манипулируют идеей “личных взаимоотношений”, размещая фотографии нуждающихся людей с берущими за душу рассказами о том, как много для них значит этот микрокредит. Однако журналисты и специалисты отрасли обнаружили, что часто истории этих заемщиков бывают просто декорацией, а организаторы P2P-микрокредитования на самом деле собирают мелкие инвестиции, чтобы направить их в МФО, то есть ведут себя точно так же, как микрофинансовые фонды. Кроме того, эти веб-сайты не публикуют процентные ставки. В результате миллионы долларов действующих из благих побуждений инвесторов стекаются в фонды и к управляющим МФО. При этом отрасль микрофинансирования поддерживают знаменитости, такие как Боно или чета Клинтонов, которые едва ли понимают, что происходит на самом деле.
Как малоимущие используют кредиты
Что бедные люди делают с микрокредитами, взятыми по таким грабительским ставкам? Согласно исследованиям, в 90% случаев они берут такие займы не для того, чтобы вложить деньги в средства производства, а для того, чтобы расплатиться по долгам или приобрести потребительские товары – телевизоры, мобильные телефоны и тому подобное. МФО это не волнует – до тех пор, пока заемщики платят по кредитам. Однако беднякам сложно выплачивать деньги, которые они потратили, а не инвестировали в дело. Для них решение проблемы – в новых займах, которые уходят на выплату предыдущих. Этот порочный круг обращает заемщика в пожизненное долговое рабство.
“Принудительные сбережения”
Большинство МФО юридически являются либо банками, принимающими средства на вклады и выдающими кредиты, либо кредитными учреждениями, привлекающими средства фондов микрокредитования, но не имеющими права принимать средства на депозиты. Однако некоторые МФО нашли третий путь – “принудительных сбережений” – и требуют, чтобы заемщики размещали определенную сумму на вкладе у кредитора в качестве дополнительного залогового обеспечения.
Как это традиционно принято в банках, МФО должны держать эти средства на отдельных счетах, не связанных с другими счетами организации. МФО создали систему принудительных сбережений именно для того, чтобы приучить заемщиков к финансовой дисциплине, получить определенные гарантии на случай неплатежеспособности заемщика, а также сохранить процентные ставки на низком уровне. Но в результате принудительные сбережения становятся дополнительным финансовым бременем для малообеспеченных заемщиков и закабаляют их еще больше. Многие потенциальные заемщики вообще не имеют сбережений, а у тех, кто размещает средства на таких вкладах, часто возникают сложности с возвратом своих средств после выплаты кредита. Кроме того, процентные ставки по таким депозитам мизерны. А некоторые МФО незаконным образом используют размещенные на них средства для финансирования другой деятельности, например кредитования других клиентов, которые, в свою очередь, также обязаны разместить часть своих средств в этой постоянно растущей пирамиде. Некоторые МФО просто используют эти вклады для покрытия операционных расходов, в том числе на щедрую зарплату своего руководства.
Часто МФО в своих махинациях идут еще дальше, пытаясь стереть грань между добровольными и принудительными сбережениями. Так, например, они могут негласно удерживать обычные вклады своих клиентов, используя их в качестве обеспечения кредита или для финансирования своих бизнес-операций. И если замораживание принудительных сбережений отчасти оправданно как инструмент борьбы с неплатежеспособностью клиентов, то с добровольными сбережениями дело обстоит совершенно иначе. Удерживать добровольные сбережения клиентов запрещено, в отличие от принудительных, но регуляторы часто не могут отличить одни от других. Обнаружить такое различие в принципе невозможно. И что хуже всего, клиенты не могут забрать свои деньги до полной выплаты кредита.
Расследование показывает, что нередко МФО прибегают к жестоким мерам, чтобы вынудить клиентов платить по кредитам. Они нанимают коллекторов, не брезгующих никакими методами, включая запугивание и унижение. Известен случай, когда в Индии коллекторы похитили дочь заемщика, просрочившего платеж. В другом случае они посоветовали женщине заняться проституцией, чтобы расплатиться по долгам. Некоторые клиенты приходят в такое отчаяние из-за своих долгов, что забирают детей из школы и заставляют их работать, чтобы помочь выплатить кредиты. Другие пытаются скрыться от коллекторов и даже кончают самоубийством, чтобы избавиться от давящего долгового бремени.
Помогает ли микрофинансирование бедным?
На данный момент нет свидетельств того, что индустрия микрофинансирования существенно повлияла на уровень бедности в мире. Напротив, можно утверждать, что дополнительное долговое бремя сделало жизнь нуждающихся еще более тяжелой. На протяжении всей истории своего существования МФО не проявляли истинного интереса к улучшению жизни бедных слоев населения; колоссальная прибыль была слишком лакомым куском, чтобы что-то менять. В 2010 году вышедшая в New York Times статья, в которой разоблачались незаконные методы работы МФО, сдвинула дело с мертвой точки. Для организаций, бизнес которых основан на доверии инвесторов, публичный удар по репутации обычно выступает мощным мотивирующим фактором.
Примеризпрактики: Lift Above Poverty Organization
Яркий пример МФО, отошедшей от своей истинной миссии, – нигерийская Lift Above Poverty Organization (LAPO). Самым вопиющим злоупотреблением компании были грабительские ставки по кредитам – до 144% годовых. LAPO также заставляла заемщиков передавать ей свои сбережения до совершения сделки и оставлять их на весь кредитный период – несмотря на отсутствие лицензии на подобные операции. Затем LAPO ссужала эти деньги другим клиентам или покрывала с их помощью затраты на неслыханно щедрую зарплату своих сотрудников. Компьютерная система была настроена так, что фактический процент по депозитам занижался, а по кредитам клиенты платили больше, чем должны были. Доля клиентов, не выполнявших свои обязательства, была высокой, и это было еще одним признаком того, что организация плохо обращается с заемщиками и не следует декларируемой миссии – менять жизнь людей к лучшему.
Более того, LAPO получала гигантскую прибыль, размер которой должен был дать понять ее иностранным инвесторам, что ее ставки непомерно высоки. Статья 2010 года в New York Times вывела компанию на чистую воду, но, несмотря на это, LAPO продолжила получать финансовую поддержку от многих крупнейших игроков отрасли. К несчастью, целый ряд других МФО строят бизнес по аналогичной модели, нанося ущерб своим малоимущим клиентам.
Не все МФО можно обвинить в аморальном поведении, но порядочных организаций чрезвычайно мало. Отрасль микрофинансирования еще может реабилитировать себя, но ее будущая жизнеспособность зависит от согласованных действий всех заинтересованных сторон – инвесторов, фондов, управляющих МФО, общественных активистов и клиентов. Микрофинансирование может стать эффективным катализатором борьбы с бедностью, но сначала отрасль должна поставить перед собой правильные приоритеты.
Что можете сделать вы, чтобы изменить систему
Прежде чем вкладывать деньги в микрофинансирование, сделайте следующее:
P.S. Расскажите о Вашем опыте или опыте знакомых общения с МФО.